Анадырь






+ 15
ощущается как + 14
80.44
93.34
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

«ВОЙНА» НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ

22.07.2011

Сергей ВАСИЛЬЕВ

Заинтересованный читатель, возможно, помнит публикации в «Крайнем Севере», в которых шла речь о шахматном клубе «Гардэ» в Лаврентия. Одним из его основателей является Виктор Филоненко, знакомый читателям по своим басням на шахматную тему. Корреспондент «КС» встретился с ним недавно. Разговор, как обычно, шел о шахматах.


ТРАДИЦИИ СОХРАНЯЮТСЯ

Прошло уже полтора года, как Виктор Филоненко уехал из Лаврентия, где он прожил около
35 лет. Теперь он живет в Краснодаре, но память о Чукотке и ставшем родным шахматном клубе осталась в его сердце.
Я задал своему собеседнику вопрос о сегодняшнем дне клуба. Работает ли он?
– Как он может не работать, если там остались замечательные ребята,– ответил Виктор.– Это Николай Лобанов, Валерий Гришанов, пять братьев Кенены и еще много членов клуба. Я думаю, что они не дадут погаснуть этому огоньку, который был зажжен Антоном Зеленским еще в 60-е годы, а уже в постсоветское время возрожденный нами. Когда Антон Еремеевич ушел на пенсию, то он пропадал в клубе все свое свободное время.
Следует сказать, что Антона Зеленского можно в полной мере назвать человеком, который приобщил чукчей к игре в шахматы. Он с удовольствием учил этой игре ребятишек, устраивал турниры даже в тундре. Некоторые ребята овладели шахматным искусством настолько, что иногда даже выигрывали у своего учителя. Успехи были налицо. Пик расцвета клуба как раз пришелся на 60-80-е годы, когда в его составе было более десяти перворазрядников.
Сегодня Виктор Филоненко с большим уважением вспоминает Леонида Клименко, который, к сожалению, уже ушел из жизни после переезда в Белоруссию. Он стоял у истоков преподавания шахмат в Лаврентьевской школе. Молодой тогда преподаватель вел там кружок, давал сеансы, снабжал школьников шахматной литературой. Леонид сам был фанатиком шахмат, для него Дом культуры являлся родным домом.
– Он мог сидеть часами и поджидать соперника, – вспоминает Виктор Филоненко. – И когда начиналась игра, вокруг столика всегда стояла толпа. Как правило, Леонид выигрывал. Его стиль был агрессивным, атакующим, вроде известного Михаила Таля. Он стремился не просто победить, а победить красиво.
Уехав с Чукотки, Леонид Клименко состоял в белорусском шахматном клубе в Минске. Был завсегдатаем парков, где встречались за шахматной доской люди разных профессий и возрастов.
У Леонида Афанасьевича осталась огромная библиотека, которую он завещал Виктору Филоненко, но, к сожалению, в нынешних условиях, когда страны разделены, трудно как-то все это получить. Хотя, конечно, эта библиотека представляет особую ценность, там есть редкие книги, в том числе и по шахматам. Можно было бы хоть часть переслать в Лаврентия, где они еще сослужили бы немалую службу. Но пока этим некогда и некому заниматься.

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА

Кстати, Виктор Филоненко оставил в Лаврентия свою библиотеку шахматной литературы и надеется, что его старинный приятель Николай Лобанов будет делиться книгами с членами клуба и всеми, кто любит шахматы.
Сейчас Виктор пока еще обустраивается на Кубани. В Анадырь он прилетел к дочери. Рассказывает, что в Краснодаре есть Центральный шахматный клуб и ряд любительских объединений. Наш земляк планирует обязательно наладить контакты с коллегами-шахматистами. Появилась даже идея организовать шахматный турнир по переписке между краснодарцами и лаврентьевским клубом «Гардэ». Благо, сейчас есть интернет и компьютеры.
Нужно добавить, что судьба распорядилась так, что тесть Виктора Филоненко тоже был шахматистом. Более того, в свое время ему удалось в 60-е годы сыграть с чемпионом мира Виктором Корчным в сеансе одновременной игры и даже свести свою партию вничью.
Не лишне сегодня вспомнить, что Виктор Филоненко был чемпионом Магаданской области по составлению шахматных задач. Его задачи также печатались в немецкой шахматной газете и, по отзывам специалистов, были весьма интересными.
Виктор продолжает на досуге писать басни на шахматную тематику. Сегодня мы познакомим читателей с одной из них. Называется эта басня «Мат по-русски».
В ней переплетаются истинный патриотизм и почти кукрыниксовская едкая ирония и сарказм, которыми художники славились во время Великой Отечественной войны.Ведь шахматы – это тоже война фигур, но война бескровная.

МАТ ПО-РУССКИ

На шахматной доске столпотворенье,
Идет сраженье:
Игрок заморский Супер-Шах –
Ас на доске дает сеанс.
Народ примчался, чуть дыша,
На диво поглазеть из США.
Копыта Супер-Шаха звездами горят,
И зубы-голливуды глаз слепят.
А чтобы не давали ему сдачи,
Бронежилет на нем от самого Версачи!
К тому ж, продвинутый,
Из Гарварда тибетский консультант
В компьютере нащелкал асу
Суперубойный вариант!
На бой с заморским чудом
Спешат достойные фигуры:
Проворная Ладья,
И Конь-огонь,
И Слон-трубач,
И Ферзь – тертый калач!
Слона ас в пешку превратил,
Ладью в темницу засадил,
Коня заставил прыгать зайцем,
А тертого премудрого Ферзя
Обвел, как простофилю, вокруг пальца.
Всех повалил…
Супер-Шах по доске похаживает,
Брюхо свое поглаживает,
Копытом-алмазом поцокивает,
На всех дерзко поглядывает:
– Где ваши Ваньки-силачи?
Сидят, поди, все на печи?
Народ молчит…
Но тут, толпу раздвинув,
Потуже затянув кушак,
Вперед ступил Пешак!
– А это что еще за пешка? –
Оскалил зубы Супер-Шах:
– На подвиг вылез, недобитый?!
– Ша! – оборвал его Пешак.
И засветил так Шаху промеж глаз!
Погасли враз все звезды на копытах!
…Окончена игра.
Ура! Ура! Ура!
Народ качает Пешака!
А спец из Гарварда
На площади корячится – считает
Рассыпанные зубы Игрока!
Народ насмешливо глядит,
Народ насмешливо галдит:
– Что, Ваньку с печки победил?!
В компьютере зарубку сделай, дядя,
И впредь запомни, господин:
Заморских супершахов – много,
Но Русский Мат – Один!