Игорь Рига: известный и неизвестный
21.10.2022

Николай ПАРФЁНОВ, Светлана КОЧНЕВА
gazeta@ks.chukotka.ru
23 октября исполнилось бы 85 лет историку-краеведу, журналисту Игорю Риге, хорошо известному в качестве автора книги «Анадырь знакомый и незнакомый». Он ушёл от нас 10 марта 2009 года, но многие помнят его незаурядную и колоритную личность. Вместе с энциклопедической образованностью и интеллигентностью Игорь Григорьевич сочетал крайнюю дотошность в вопросах истории и не терпел небрежного отношения к фактам. Казалось, что он всю жизнь работал в окружном музее и занимался краеведением, однако это не совсем так.
«Скромный человек, большой книголюб»
Будущий учёный родился 23 октября 1937 года в Ивано-Франковской области, в городе Калуше. Учился он в Киевском университете на факультете журналистики, но так его и не закончил, уехав в 1955 году на Чукотку, откуда вскоре был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в части, стоявшей в посёлке Угольные Копи.
Демобилизовавшись, он принял решение остаться на Севере. Молодому Риге довелось работать кочегаром на Эгвекинотской автобазе, рабочим и даже инженером на золотодобывающем прииске «Отрожный». В это время он начал сотрудничать с окружной газетой «Советская Чукотка», которая вскоре написала о своём 23-летнем авторе: «Скромный человек, большой книголюб, хороший спортсмен, активный корреспондент – таким знают его все. Читатели хорошо знают Игоря Ригу, журналиста окружной газеты, по его публикациям. И если кому-то из вас, дорогой читатель, придётся побывать в Эгвекиноте, обязательно познакомьтесь с ним. Найдётся у него и хорошая книга, и важный разговор, и чашка чаю».
Увлечение журналистикой началось у Риги ещё в период службы, когда он сотрудничал с редакциями армейских газет. С декабря 1959 года он стал регулярно готовить материалы для газеты «Советская Чукотка», затем учился в Высшей партийной школе по специальности «журналистика». В 1971 году Игоря Ригу приняли в Союз журналистов СССР. Его статьи публиковали не только газеты Северо-Востока – «Магаданская правда», «Магаданский комсомолец», «Советская Чукотка» и «Крайний Север», но и центральные – «Правда», «Труд», «Известия», «Комсомольская правда». Более развёрнутые и обстоятельные публикации выходили в журналах «Политическая агитация», «Мир Севера», альманахе «Чукотка».
Гриневецкому посвящается…
Главным увлечением и делом жизни Игоря Григорьевича было краеведение. Чукотка с её довольно туманным и малоизученным прошлым оказалась благодатной почвой для подобных исследований. С 1976 года Игорь Рига – постоянный сотрудник Чукотского окружного краеведческого музея. Его исследования, многие из которых были новаторскими и приоткрывали завесу тайны прошлого, печатались в различных сборниках, монографиях и учебниках. Он был, по сути, редактором и соавтором нескольких учебных пособий для школ округа в разные годы.
В 1981 году в Магаданском книжном издательстве вышла его большая книга «Анадырь: историко-краеведческий очерк» – первая попытка систематизации и последовательного изложения истории города. В 1990-е годы он был автором цикла радиопередач, посвящённых столице округа, участвовал в радиопередаче «Анадырь – столица Чукотки», которая выходила в эфире окружного радио в юбилейный, 115-й год.
Сложились у него отношения и с окружным телевидением. В 2003 – 2004 годах он был автором и ведущим цикла передач «История Чукотки глазами Игоря Риги».
В 2004 году краевед стал дипломантом Литературного конкурса имени Юрия Рытхэу в номинации «Документальные истории», а в 2008-м – победителем в номинации «Публицистика» за рукопись «Анадырь знакомый и незнакомый. Часть I». Согласно условиям конкурса, произведения победителей издавались на следующий год за счёт бюджетных средств. Том объёмом 432 страницы и тиражом 500 экземпляров увидел свет в 2009-м. В этом же году, увы, не стало и автора: Игорь Григорьевич Рига ушёл из жизни 10 марта.
Но книга, которая до настоящего времени остаётся, пожалуй, лучшим исследованием истории столицы Чукотки, осталась. Автор посвятил её русскому полярному исследователю Леониду Францевичу Гриневецкому, основавшему пост Ново-Мариинск на правом берегу Анадырского лимана в 1889 году. Начиная с этого времени книга шаг за шагом тщательно описывает основные вехи развития Ново-Мариинска, впоследствии ставшего Анадырем.
Автор не успел полностью осуществить задуманное: он довёл повествование до конца Великой Отечественной войны. Последняя глава первой части его главного труда так и называется: «Ах, война, что ты, подлая, сделала…».
Несколько слов о маститом авторе
В Анадыре и сейчас живёт и работает немало тех, кто знал Игоря Ригу. Кто-то был его коллегой, кто-то его учеником, а кто-то… журналистом, которых он подчас не очень жаловал за вольности и неточности при изложении исторических фактов. Мы собрали несколько любопытных свидетельств таких людей.
Ирина РОМАНОВА, заместитель директора Музейного Центра «Наследие Чукотки»:
– Моё знакомство с Игорем Григорьевичем произошло ещё в школьные годы, когда мы классом приходили на экскурсии в музей, который тогда находился в здании как раз около школы № 1. Мы всегда поражались, как много он знает о Чукотке. Но более тесное моё взаимодействие с Игорем Григорьевичем состоялось, когда я на пятом курсе исторического факультета Дальневосточного государственного университета писала дипломную работу по истории города Анадыря.
С книгой Игоря Григорьевича «Анадырь», опубликованной в 1981 году, я была хорошо знакома, но его советы, в какой архив обратиться, где ещё можно узнать информацию на эту тему, какие материалы хранятся в окружном музее, очень пригодились, равно как и его рекомендации о том, как правильно выстроить содержание дипломной работы. Мы тогда часто разговаривали с ним в музее, ходили по городу, и он увлекательно рассказывал почти о каждом здании, о людях, сыгравших важную роль в основании и развитии города. Когда я пришла работать в музей, то ещё раз убедилась в энциклопедичности его знаний о Чукотке. Он и тогда много помогал мне, молодому сотруднику музея, советами при подготовке выставок, описании и сборе экспонатов. Говорил, что собирает материал к изданию о самых особенных явлениях в живой природе и истории края. Ну и конечно, по теме истории окружной столицы ему не было равных. Итогом этих трудов стала его книга «Анадырь знакомый и незнакомый».
Анна ГЫРГОЛЬГЫРГЫНА, редактор Информационного агентства «Чукотка»:
– В 1998 – 2002 годах я училась в Национальном колледже искусств, и Игорь Григорьевич вёл у нас два предмета – историю религии и историю Чукотки. Поначалу мы его как-то не очень восприняли из-за монотонной манеры чтения лекций. Вот, мол, стоит там, бубнит чего-то… Но вскоре поняли, что ошибались, потому что он рассказывал очень интересные вещи. Я тогда поняла, например, что историю Чукотки, действительно, необходимо знать каждому жителю округа. Ещё Игорь Григорьевич водил нас в краеведческий музей, где показывал различные документы, книги, экспонаты. Всё это сопровождалось подробным рассказом о вещи и о том, что за ней стоит. Больше всего поражала его увлечённость предметом, о чём бы он ни говорил: о коллективизации на Чукотке, о ярмарках, о культуре и быте коренных народов. И конечно, он был большим специалистом по истории Анадыря. Здесь его можно было слушать бесконечно.
Антон ЛОБАНОВ, заместитель главного редактора газеты «Крайний Север», депутат Думы Чукотского АО:
– С Игорем Ригой мне посчастливилось познакомиться два десятилетия назад – в первые же дни работы корреспондентом окружной газеты. Тогда активную деятельность в регионе развернул Красный Крест Чукотки, волонтёры которого организовали во Дворце детского и юношеского творчества встречу с журналистами, чтобы рассказать о летней работе в отдалённых сёлах. Так вышло, что я оказался единственным представителем СМИ на этой пресс-конференции, чем и обратил на себя внимание Игоря Григорьевича, который тоже решил посетить мероприятие. «Крайний Север»? – обратился он ко мне с вызовом. – Что же вы творите? Разве же допустимо так безбожно историю Анадыря перевирать?». Поскольку не миновало и недели моей работы в газете и это было лишь второе редакционное задание, я решительно не понимал, о чём на повышенных тонах вещает странный мужчина с седой кучерявой шевелюрой. Как выяснилось, речь шла о статье, подготовленной одним из внештатных авторов ко Дню города, в которой была допущена неточность в описании истории основания Леонидом Гриневецким поста Ново-Мариинск. Поняв, что я к этой ошибке никакого отношения не имею, Игорь Рига немного успокоился, сказав, что всё равно «оторвёт голову» незадачливому автору, и посоветовал мне при написании исторических материалов напрямую обращаться к нему. Я пообещал, мы пожали руки и с тех пор всегда очень душевно приветствовали друг друга при встрече в городе и на разного рода мероприятиях. А обещание своё я сдержал: вплоть до ухода Игоря Григорьевича из жизни неизменно просил его консультаций по истории Чукотки и Анадыря, и больше не вызывал праведного гнева маститого краеведа.