Анадырь






-7
ощущается как -14
81.56
93.17
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

АлСиб и его труженики

05.05.2023

Родственники предполагают, что Агей Махура запечатлён  на этой известной,  хотя и не очень качественной фотографии строительства марковского аэродрома.  Он похож на человека, который стоит в полный рост слева.

Наталья КОВРИГИНА, координатор Общественного движения «Память» в селе Марково
gazeta@ks.chukotka.ru

Отрадно, что в последнее время всё больше говорят и пишут о воздушной трассе Аляска – Сибирь, по которой в годы Великой Отечественной войны перегоняли боевые самолёты из США на советский фронт. Однако в основном речь идёт о героях-лётчиках, их командирах и тех, кто в силу своих прямых обязанностей обеспечивал её работу, тогда как о простых северянах, трудившихся на строительстве аэродромов трассы, речь заходит нечасто. А ведь именно благодаря им объекты сдавались в рекордно короткие сроки, как, например, в Марково, где ВПП была подготовлена всего за 4,5 месяца. Вместе с сельчанами свой вклад в общее дело внёс и мой отец, Агей Фомич Махура.

Вместе к общей цели

Агей Фомич Махура  был одним из тех, благодаря кому в Марково в кратчайшие сроки построили аэродром для перегона лендли­зовских самолётов.

Отец рассказывал, что в Марково на строительство аэродрома он был переведён из Анадырского аэропорта вместе с группой рабочих во главе с бригадиром Иваном Кировым. Площадку под будущую полосу подготовили в мае 1942 года достаточно быстро: на берегу реки Анадырь – протока Пилотская – жители села вырубили деревья и кустарники, выкорчевали пни. Использовали лишь топоры, шанцевый инструмент, носилки да собственные руки. Работали дружно, всем селом, целыми семьями, причём в две смены – и днём, и ночью.

Например, в семье старожилов села Василия и Елизаветы Шитиковых на строительстве аэродрома трудились сыновья, дочери и практически вся родня. Ежедневно выходила на объект и сама Елизавета Иосифовна, работавшая в райкоме партии.

От каждого предприятия были откомандированы сельчане на раскорчёвку леса, утрамбовку площадки, расширение ВПП. Не покладая рук работали заведующая детсадом Матрёна Дресвянская, заведующая сберкассой Фёкла Березняк (Дьячкова), кассир сберкассы Ирина Зюзина, будущая заведующая марковским быткомбинатом Валентина Сосюра и многие другие.

Не остались в стороне и школьники старших классов марковской семилетки Ульяна Шитикова, Матрёна Дьячкова, Поля Созыкина, Анатолий Перепелица, Андрей Медучин, Борис Дорошев, Иван Алин, Юлия Губанова.

Так, усилиями всего села, военнослужащих и будущих работников аэропорта спустя всего 4,5 месяца после начала работ полоса была сдана в эксплуатацию, и уже 15 сентября на неё могли садиться самолёты. А в начале октября, когда были построены зимние аэродромы в Уэлькале и Анадыре, на Колыме, в Якутии и Восточной Сибири начался перегон самолётов из США на советский фронт. В войска поступали столь нужные в тот сложный период «Аэрокобры», «Митчеллы» и «Бостоны».

Но многое ещё предстояло сделать для устойчивой работы перегоночной трассы, в том числе и в Марково, где, по воспоминаниям старожилов, одновременно со строительством ВПП возводилось здание аэровокзала и другие технические сооружения. В 1944 – 1945 годах это было уже целое предприятие с большим коллективом. Здесь работали авиатехники, инженеры, прорабы, рабочие, метеорологи, радисты и радиотехники. Среди них был и марковчанин Иван Созыкин – радиопеленгаторщик и радист, с 1944 года летавший в качестве бортрадиста в составе экипажей до Якутска. Сводку погоды для участка Уэлькаль – Марково – Сеймчан давал наш метеоролог Николай Ушаков, на подвозе горючего и других работах трудился Михаил Липатников, а мой отец Агей Махура занимался заправкой боевых самолётов.

Своя линия фронта

Но не только в штабе и на аэродроме кипела работа. Немало ответственных и добросовестных тружеников обеспечивали им возможность выполнять поставленные государством задачи. Например, в столовой аэропорта, заведующей которой была Анна Аксёнова. С мужем они приехали по вербовке вначале в Анадырь, а затем в Марково, в воинскую часть, где Иван Аксёнов заведовал складом. Анна Васильевна окончила курсы поваров в Якутске и вернулась работать в столовую аэропорта. Самые добрые воспоминания оставила эта женщина сельчанам. Её помнят улыбчивой, приветливой и весёлой, а ещё – очень честной и ответственной.

В Марково остались жить дети, внуки и правнуки тружеников трассы, простых сельчан, у каждого из которых в годы войны была своя линия фронта. Кто-то охотился и сдавал пушнину в Фонд обороны, как промысловик Егор Ушаков, или же трудился в рыболовецкой бригаде под руководством Василия Шитикова, где работали и женщины, разделывавшие и заготавливавшие рыбу для колхоза и фронта. В самом колхозе «Ударник», председателем которого был Иван Берёзкин, выращивали солидные урожаи капусты, репы, турнепса, сеяли табак, сажали картофель. На молочной ферме рекордные удои обеспечивали доярки во главе с Ксенией Воронцовой, награждённой орденом Ленина. Стоит также отметить ударную работу растениеводов и главного агронома колхоза Виктора Гунченко. Собирали марковчане и дикоросы, шили меховую одежду, обувь, отправляли посылки бойцам Красной армии. Всё в те годы было подчинено главной цели: помочь фронту разбить врага и добыть Победу.

Родина не оставила без внимания труд марковчан. Многие жители села в 1946 году удостоились медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Среди награждённых были и взрослые, и бывшие школьники, как, например, Ульяна Шитикова, получившая медаль и удостоверение к ней за № 1, так же, как её одноклассница Матрёна Дьячкова. В числе отмеченных государством оказались председатель колхоза «Ударник» Иван Берёзкин, секретарь Марковского сельсовета Дмитрий Дьячков, колхозник Пантелей Собольков и другие. Получил награду за умелую организацию работы села в помощи фронту и председатель Марковского райисполкома Александр Куркутский. Об их вкладе в общее дело Победы наши земляки никогда не забудут.

Аэропорт, который начали возводить в 1942 году, прослужил селу до 1984-го.  Потом здание было оставлено и пришло в запустение. Так оно выглядело в 2000-х годах.

Кстати

Марковский филиал Музейного Центра «Наследие Чукотки» работает над созданием выставки «А память жива…», в рамках которой готовится экспозиция «АлСиб-80». Организаторы призывают земляков поделиться воспоминаниями своих родных о военном периоде в истории села, документами, фотографиями тех лет, артефактами. Кроме того, они рассчитывают, что отзовутся близкие тех, кто в годы войны работал в аэропорту Марково, – Мамонова, Ефимова, Хамко, Соляникова, как это уже сделали родственники Николая Ульченко из Новосибирска, Алексея Частухина и Риммы Зубарёвой из Иркутска.

8094 самолёта различных типов перегнали с октября 1942-го по октябрь 1945 года по воздушной трассе Аляска – Сибирь из США в СССР в соответствии с договором ленд-лиза. По нему США поставляли в Советский Союз, в частности, военные и транспортные самолёты. На территории Советского Союза для обеспечения работы АлСиба были построены и реконструированы 16 аэродромов, в том числе 6 на Чукотке, а также 15 в США и Канаде. Американская часть маршрута начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась на Аляске. Советские лётчики принимали самолёты у американцев в Фэрбанксе. Первым советским аэродромом трассы был Уэлькаль. Протяжённость участка Фэрбанкс – Красноярск составляла 6500 км.