Международная и межконтинентальная
07.04.2023


Подготовил Сергей НИКИТИН, Михаил ГЕРМАШОВ ФОТО
gazeta@ks.chukotka.ru
Истоки гонки на собачьих упряжках «Надежда» уходят в начало 1990-х, когда она с ходу получила громкий статус международной и межконтинентальной. Предшественник «КС» – газета «Советская Чукотка» с самого начала подробно освещала это событие, которое сразу же вышло за рамки обычного спортивного состязания, превратившись в своеобразный «мостик дружбы» между Чукоткой и Аляской.
Бюджет: «зелёные» и «деревянные»
Соглашение о проведении «Надежды-1991» было заключено ещё в апреле 1990-го Комитетом по физической культуре и спорту Чукотского окрисполкома и Iditarod Trail Committee, INC – организатором ежегодной гонки на собачьих упряжках Iditarod (штат Аляска). В качестве трассы избрали маршрут Ном – Анадырь общей протяжённостью около 1500 км.
В Анадырском отделении Промстройбанка для формирования бюджета «Надежды-1991» открыли спецсчёт – № 14261. Первыми поступлениями стали взнос Госкомспорта СССР – 60 тыс. рублей и Магаданского облспорткомитета – 3,5 тыс. рублей. Финансовую поддержку также пообещали агрокомбинат «Чукотка» и Ассоциация коренных народностей Колымы и Чукотки, а четырёхкратная чемпионка Iditarod Сьюзан Батчер выразила готовность взять на себя расходы по финансированию чукотских каюров, которые должны были выйти на старт «Надежды» в Номе вместе с другими участниками. На ту сторону Берингова пролива, как и планировалось первоначально, отправились Николай Эттыне из села Нешкан и Александр Резнюк из Провидения.
В феврале 1991 года председатель оргкомитета гонки (с советской стороны) Виктор Орлов озвучил окончательный бюджет состязаний – 150 тыс. долларов от американцев и около 200 тыс. рублей отечественных вложений. Средства предназначались на оплату авиаперевозок, призы гонщикам, аренду транспорта, оплату питания, проживания и целый ряд других моментов.

Каюров прибыло в Уэлене
Маршрут гонки, которая должна была уйти в путь 5 апреля из Нома, делился на два неравных этапа. Первый, относительно небольшой участок Ном – Теллер – Уэлс пролегал по территории Аляски. По его завершении каюров вместе с упряжками авиацией планировалось перебросить в Уэлен – на старт второго этапа гонки, которой предстояло преодолеть около 1200 км по Чукотке через Лаврентия, Провидения, Эгвекинот с финишем в Анадыре. При этом количество участников чукотского этапа выросло.
«Буквально в последние недели принято решение об увеличении группы каюров с Чукотки, – рассказывал газете «Советская Чукотка» Виктор Орлов. – К уже известным – Николаю Эттыне и Александру Резнюку – должны прибавиться ещё семеро. Это Виктор Кеукей и Иван Таеном из Энурмино, Геннадий Инанкеуясь и Григорий Оттой из Лорино, Игорь Оливаквун из Инчоуна и Вячеслав Рахтын из Уэлькаля (по-видимому, Орлов забыл упомянуть седьмого гонщика – Владимира Раканто. – Прим. «КС»). Правда, они стартуют не из Нома, а в Уэлене. Но будут полноправными участниками состязаний со всеми вытекающими последствиями – то есть также могут претендовать на призы. Более того, американская сторона специально подготовила отдельные призы для советских каюров».


Женщину – с победой!
Нередко утверждается, что из Нома гонка стартовала 5 апреля 1991 года. Действительно, так планировалось, однако на деле всё вышло иначе: американцы сместили старт из-за позднего прибытия советской делегации. В номере окружной газеты от 9 апреля в небольшой заметке «Старт дан – впереди Уэлс» со ссылкой на находящегося на Аляске Виктора Орлова сообщается, что гонщики ушли на трассу только утром 6 апреля (7 числа – по чукотскому времени). «Первыми начали гонку две американки – Кэтрин (Кейт) Персонс и Мэри Шилдс, третьим вышел их соотечественник Роберт Камерон. Под четвёртым номером начал состязание наш земляк Николай Эттыне. За ним – упряжка японца Кадзио Коджимы. Шестым стартовал канадец Фрэнк Тэрнер, седьмым – норвежец Кетил Рейтан, восьмым – швейцарец Питер Томан. Девятым должен был быть наш земляк Александр Резнюк, но ему пришлось срочно вылететь домой, в Провидения», – так рассказывает о первых минутах «Надежды» газета.
В Уэлс наш каюр Николай Эттыне пришёл пятым, опередив некоторых зарубежных коллег, которые профессионально занимались гонками на ездовых упряжках. Потом была переправа участников соревнований, обслуживающего персонала и собак через Берингов пролив в Уэлен, где состоялась дополнительная жеребьёвка. «И вновь – старт. Впереди – 1200 километров по побережью. Промежуточный финиш – в Провидения. На 20-е числа апреля прогнозируется приход лидеров в Анадырь», – рассказывала газета в очередной заметке от 11 апреля.
Прогноз оказался довольно верным: первая упряжка, ведомая Кейт Персонс, финишировала на въезде в Анадырь со стороны лимана 27 апреля. Об этом событии и результатах «Надежды-1991» на передовице «Советской Чукотки» вышла статья под заголовком «Финиш, устремлённый в будущее», репринт которой мы сегодня предлагаем вниманию наших читателей.
Кстати
Несмотря на то, что в призёры первой гонки никому из представляющих Чукотку каюров попасть не удалось, в дальнейшем «нашим» удалось улучшить свои результаты. Уже во время «Надежды-1992», тоже стартовавшей в Номе, Михаил Тынетегин и Геннадий Инанкеуясь пришли на финиш в Анадыре вторым и третьим соответственно. Особенно отличился 52-летний Михаил Супович Тынетегин из Нешкана. «Приняв решение участвовать в гонке и не найдя спонсора, он снял с «книжки» личные деньги для внесения стартового взноса, на собственной упряжке прошёл путь от родного села до Уэлена и сразу же начал обходить соперников», – писала окружная газета. А победителем «Надежды-1992» вновь стала та же женщина – американка Кэтрин Персонс.
ИЗДЕРЖКИ И ПЕРЕГИБЫ. Хотя опыт первой гонки «Надежда-1991» был признан позитивным, но по её окончании в печати звучала и критика. Правда, гонку сравнивали с американской Iditarod, которая проводилась с 1973 года и обладала разовым бюджетом в 1,5 – 2 млн долларов. Тем не менее в статье «Уроки «Надежды-91» корреспондент окружной газеты Виктор Иванов отмечал слабую координацию действий различных инстанций. Упомянул он и о вовсе печальных вещах. Например, о том, как в Чукотском районе у зарубежных гостей были похищены вещи, позднее найденные милицией и возвращённые хозяевам в Анадыре. Или о диком случае воровства у иностранных каюров банок с метиловым спиртом, который закончился трагически: «…группа далеко не юных жителей Провиденского района отведала данного химиката и погибла». Однако, несмотря на недостатки, «Надежду» решили продолжать: вскоре после финиша было объявлено, что старт следующей гонки состоится в конце марта 1992 года.
Камчатский след чукотских упряжек

Подготовил Николай ПАРФЁНОВ
gazeta@ks.chukotka.ru
На заре 1990-х годов чукотские каюры активно выступали ещё на одной гонке Северо-Востока страны – камчатской «Берингии». В 1991 и 1992 годах они отправлялись в путь из посёлка Эссо Камчатского края и финишировали на Чукотке – в Марково.
Протяжённость маршрута составляла около 2 тыс. км, что позволило «Берингии» застолбить место в Книге рекордов Гиннесса. Вот что об этой гонке печатала «Советская Чукотка» 5 марта 1992 года: «В прошлом году впервые состоялись трансконтинентальные гонки на собачьих упряжках от Камчатки до Чукотки. Через пять дней «Берингия» – так называются состязания – стартует вновь. Более 10 каюров выйдут на трассу в посёлке Эссо (Корякский автономный округ, Камчатка). Первый промежуточный финиш в столице округа – посёлке Палана. Победитель на этом участке получит приз – японский стереомагнитофон. Не останутся обделёнными и другие призёры. Вообще, призов разыгрывается много, а главными станут мотоциклы «Урал». Их получат те, кто придёт первым и вторым на окончательном финише в посёлке Марково (Чукотка)».
«Берингия» 1992 года ушла на первый этап из Эссо 8 марта. Из 10 упряжек четыре были чукотские. Процитируем вновь окружную газету: «Слава Кеутегин из Энурмино, охотник, уже имел опыт международных гонок. Его упряжку составляли девять хорошо подготовленных собак, среди которых ярко выделялись две. Особенное внимание привлёк вожак по кличке Борис Ельцин. Этого сильного умного пса поменял ему каюр из Миннесоты (США).
Упряжка у Николая Калянто была новая: собаки только приучались к дальним гонкам. Николай согласился на участие в «Берингии-92» для поддержки Славы.
Леонид Омытгевау из Инчоуна не раз выезжал на экспедиции по Северу с иногруппами. Летом он иногда делает пробежки Инчоун – Уэлен – Инчоун, чтобы в собак, как он говорит, не вселилась лень.
Четвёртый наш участник – известный охотник-профессионал из Алькатваама Владимир Радивилов. Этот жизнерадостный человек всех гонщиков заражал не только спортивным азартом, но и настоящим весельем, умением отлично разрядиться после трудных этапов.
Владимир Радивилов и стал чемпионом «Берингии» 1992 года, финишировав в Марково первым после 2044 км трассы (на самом деле, гонщики проехали больше, поскольку периодически теряли дорогу в плохих погодных условиях). Он обошёл прошлогоднего лидера камчатского каюра Павла Лазарева на 15 часов!
Между тем
В начале 1990-х годов обсуждалась идея слияния «Надежды» и «Берингии» для создания единой супергонки по Камчатке, Чукотке и Аляске. От этого, однако, пришлось отказаться, поскольку такой затяжной маршрут вряд ли мог быть проходим для собачьих упряжек, тем более «на одном дыхании». Также предлагалось ежегодно чередовать гонки, но в итоге каждая из них пошла своим путём. «Надежда» локализовалась на Чукотке, а «Берингия» – на Камчатке. Её маршрут составляет сегодня около 950 км от села Эссо до посёлка Оссора. Чукотские каюры – Михаил Тельпин из Янракыннота и лоринец Геннадий Томилов – последний раз принимали участие в «Берингии» в 2018 году, когда гонка после долгого перерыва финишировала вновь в Марково.