ПОД ГРУЗОМ РЕКОНСТРУКЦИИ
12.07.2019

Морской порт Певек является базовым портом на Северном морском пути, через который осуществляется более четверти всех поставок морским путём на Чукотку, а также завоз генгрузов для компаний, работающих в Чаун-Билибинском промышленном узле. Расположен в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря. Навигация в порту продолжается с июля по октябрь. Датой рождения порта считается 1951 год.

gazeta@ks.chukotka.ru
Самый северный морской порт Чукотки – Певек в эти дни завершает подготовку к навигации-2019, которая официально откроется 15 июля. Как и в прошлом году, обрабатывать грузы портовики будут только на двух причалах из имеющихся трёх. Причина – затянувшаяся реконструкция.
ВНЕ КОНКУРСА
Как пояснили корреспонденту «КС» в Анадырском филиале ФГУП «Росморпорт», с 2016 года реконструкцию первого и второго причалов вела компания ООО «ГАСК», которая в настоящее время находится в стадии банкротства. Весной текущего года Росморпорт объявил конкурсную процедуру на завершение работ с начальной максимальной ценой контракта 487,3 млн рублей, однако конкурс был признан несостоявшимся, ввиду отсутствия заявок.
По словам представителя ФГУП «Росморпорт», ООО «ГАСК» успело выполнить наиболее сложную часть работы – монтаж шпунтовой стенки на причалах. Тем не менее остаётся ещё довольно значительный объём сопутствующих работ. В частности, необходимо произвести работы по анкерованию шпунтовой стенки, раскреплению, бетонированию, прокладке подкрановых путей, монтажу швартовных тумб, оборудованию освещения. Также предполагается провести дноуглубление, в результате чего навигационная глубина реконструированных причалов будет доходить до 11 метров против сегодняшних 9,35 метра.
В конце июня состоялся ещё один объявленный ФГУП «Росморпорт» конкурс, определивший подрядчика на обследование незавершённого строительства и осуществление стройконтроля за выполнением строительно-монтажных работ по реконструкции объектов федеральной собственности в морском порту Певек. Его победителем признано ООО «Инжиниринговая Компания «2К», стоимость контракта – 16,2 млн рублей. После завершения обследования предстоит определиться с непосредственным производителем основного объёма работ. Если это удастся сделать в текущем году, то будет шанс завершить реконструкцию причалов морского порта Певек ближе к концу 2020 года, если нет – она перейдёт на 2021 год.
Как стало известно «КС», в настоящее время рассматривается возможность привлечения к работам одного из подрядчиков, который занимается возведением береговых сооружений для плавучей атомной теплоэлектростанции в Певеке. Ещё один вероятный исполнитель – сербская компания «Планум Кипр Лимитед», чьи специалисты в течение нескольких лет ведут комплексное благоустройство самого северного города России.
Справка «КС»
Длина причальной стенки порта Певек составляет 500 метров. При этом порт доступен судам с осадкой для захода в акваторию порта до 13 метров, для подхода к причалу (в зависимости от места постановки) – от 7,8 до 9,3 метра. Длина причала № 1 составляет 186 метров, причала № 2 – 180 метров, причала № 3 – 134 метра.
ОБЕЩАЮТ СПРАВИТЬСЯ
Прошлую навигацию морской порт Певек отработал в условиях незавершённой реконструкции. Уголь тогда принимали на первом причале, остальные теплоходы обрабатывали на третьем.
В текущем году портовики планируют отработать по этой же схеме. Дело осложняется тем, что в навигацию-2019 ожидается существенный рост завоза каменного угля, который поставляется с Зырянского месторождения (Якутия) с перевалкой в низовьях Колымы, в Зеленомысском речном порту. Согласно заявлению ОАО «Чукотэнерго», в этом году в Певек с Колымы планируют доставить 105 тыс. тонн угля против 76,8 тыс. тонн в навигацию-2018. Как сообщил директор Чаунской ТЭЦ Александр Ковальчук (подробнее в «КС» от 24 мая), необходимость в завозе большего объёма топлива связана с увеличением нагрузки на ЧТЭЦ по причине вывода из эксплуатации одного из блоков Билибинской АЭС. Если раньше станция в среднем вырабатывала 7 МВт энергии, то сейчас в зимний период потребуется 12-14, а в раздельном с БАЭС режиме и вовсе 17-18 МВт.
Тем не менее морской порт Певек готов к работе в таком напряжённом режиме. Сейчас в этом ключевом транспортном узле Восточной Арктики завершается подготовка к навигации-2019.
– В данных условиях работать будет сложно, однако справимся – организация погрузоразгрузочных работ у нас оптимальна, коллектив стабильный, – сообщил главный инженер морского порта Певек Николай Ратников. – Запланированные мероприятия по приведению в рабочее состояние портового флота, перегрузочной техники, оборудования, производственных и складских помещений практически выполнены. Все структурные подразделения – производственно-перегрузочный комплекс, портофлот, большая и малая механизация, автотранспорт, бульдозерная группа – укомплектованы кадрами. Ричстакеры, тягачи, погрузчики, бульдозеры готовы к работе. На третьем причале завершается замена подкрановых путей. Портальные краны тоже прошли техническое обслуживание.
Работы по экспертизе промышленной безопасности кранов были выполнены специалистами Магаданского экспертного центра. А 4 июля в порт прибыли сотрудники ООО «Морская гидротехника», которые занимаются обследованием причалов порта.
Швартовку судов в акватории морского порта Певек в навигацию-2019 по-прежнему будет осуществлять буксир-кантовщик «Николай Таврат», который прошёл ходовые испытания.
БАИМКА ДОБАВИТ ТОННАЖ
В текущем году в морском порту Певек продолжится и реализация программы по техническому переоснащению. Крановое хозяйство пополнят два тыловых гусеничных крана грузоподъёмностью 40 и 80 тонн. Закуплены два универсальных погрузчика для зачистки судовых трюмов, самосвал для внутренних нужд. Идут торги по приобретению полуавтоматического спредера, предназначенного для обработки контейнеров. В целом на новую технику в 2019 году морским портом выделено порядка 60 млн рублей.
– Также ведём работы по бетонированию дополнительных складских площадей порта, – продолжил Николай Ратников. – В этом году планируем забетонировать порядка 4 тысяч квадратных метров складской территории. Стоит отметить, что заключён договор на проектирование инфраструктуры порта Певек, результат работы получим к лету 2020 года.
Новая планировка территории необходима в связи со значительным увеличением грузооборота, которое ожидает арктический транспортный узел в среднесрочной перспективе. Рост будет связан с реализацией золотомедного проекта разработки Баимской рудной зоны, который реализуется компанией KAZ Minerals, а также освоением месторождений Кекура и Клён (подробности об этих проектах – в прошлом номере «КС»). С учётом этих перспектив ожидается, что после 2026 года ежегодный грузооборот морского порта Певек вырастет до 2 млн тонн. Для сравнения: в навигацию-2018 морпорт обработал 317 тыс. тонн грузов.
Прошлую навигацию морской порт Певек отработал в условиях незавершённой реконструкции. Уголь тогда принимали на первом причале, остальные теплоходы обрабатывали на третьем.
В текущем году портовики планируют отработать по этой же схеме. Дело осложняется тем, что в навигацию-2019 ожидается существенный рост завоза каменного угля, который поставляется с Зырянского месторождения (Якутия) с перевалкой в низовьях Колымы, в Зеленомысском речном порту. Согласно заявлению ОАО «Чукотэнерго», в этом году в Певек с Колымы планируют доставить 105 тыс. тонн угля против 76,8 тыс. тонн в навигацию-2018. Как сообщил директор Чаунской ТЭЦ Александр Ковальчук (подробнее в «КС» от 24 мая), необходимость в завозе большего объёма топлива связана с увеличением нагрузки на ЧТЭЦ по причине вывода из эксплуатации одного из блоков Билибинской АЭС. Если раньше станция в среднем вырабатывала 7 МВт энергии, то сейчас в зимний период потребуется 12-14, а в раздельном с БАЭС режиме и вовсе 17-18 МВт.
Тем не менее морской порт Певек готов к работе в таком напряжённом режиме. Сейчас в этом ключевом транспортном узле Восточной Арктики завершается подготовка к навигации-2019.
– В данных условиях работать будет сложно, однако справимся – организация погрузоразгрузочных работ у нас оптимальна, коллектив стабильный, – сообщил главный инженер морского порта Певек Николай Ратников. – Запланированные мероприятия по приведению в рабочее состояние портового флота, перегрузочной техники, оборудования, производственных и складских помещений практически выполнены. Все структурные подразделения – производственно-перегрузочный комплекс, портофлот, большая и малая механизация, автотранспорт, бульдозерная группа – укомплектованы кадрами. Ричстакеры, тягачи, погрузчики, бульдозеры готовы к работе. На третьем причале завершается замена подкрановых путей. Портальные краны тоже прошли техническое обслуживание.
Работы по экспертизе промышленной безопасности кранов были выполнены специалистами Магаданского экспертного центра. А 4 июля в порт прибыли сотрудники ООО «Морская гидротехника», которые занимаются обследованием причалов порта.
Швартовку судов в акватории морского порта Певек в навигацию-2019 по-прежнему будет осуществлять буксир-кантовщик «Николай Таврат», который прошёл ходовые испытания.
БАИМКА ДОБАВИТ ТОННАЖ
В текущем году в морском порту Певек продолжится и реализация программы по техническому переоснащению. Крановое хозяйство пополнят два тыловых гусеничных крана грузоподъёмностью 40 и 80 тонн. Закуплены два универсальных погрузчика для зачистки судовых трюмов, самосвал для внутренних нужд. Идут торги по приобретению полуавтоматического спредера, предназначенного для обработки контейнеров. В целом на новую технику в 2019 году морским портом выделено порядка 60 млн рублей.
– Также ведём работы по бетонированию дополнительных складских площадей порта, – продолжил Николай Ратников. – В этом году планируем забетонировать порядка 4 тысяч квадратных метров складской территории. Стоит отметить, что заключён договор на проектирование инфраструктуры порта Певек, результат работы получим к лету 2020 года.
Новая планировка территории необходима в связи со значительным увеличением грузооборота, которое ожидает арктический транспортный узел в среднесрочной перспективе. Рост будет связан с реализацией золотомедного проекта разработки Баимской рудной зоны, который реализуется компанией KAZ Minerals, а также освоением месторождений Кекура и Клён (подробности об этих проектах – в прошлом номере «КС»). С учётом этих перспектив ожидается, что после 2026 года ежегодный грузооборот морского порта Певек вырастет до 2 млн тонн. Для сравнения: в навигацию-2018 морпорт обработал 317 тыс. тонн грузов.

Между тем
В Зеленомысском речном порту началась консолидация угля с Зырянского месторождения, предназначенного для дальнейшей отправки в Певек. По состоянию на начало июля на Зелёном Мысе находилось 17,3 тыс. тонн топлива, предназначенного для отправки в самый северный город России.