ПО ИУЛЬТИНСКОЙ ТРАССЕ К СЕВЕРНОМУ ЛЕДОВИТОМУ
21.02.2017


gazeta@ks.chukotka.ru
Аномально тёплая зимняя погода, ранее абсолютно не характерная для Чукотки, внесла свои коррективы в привычные сроки открытия зимников и ледовых переправ. Нынешняя зима началась с очень большим опозданием. Тем интереснее на фоне нынешних аномалий воспоминания тех, кто помнит пурги и метели, жестокие морозы прошлых лет, кому довелось буквально продираться по зимникам сквозь ураганные ветра на обледенелых перевалах, многометровые снежные заносы, ледяное безмолвие арктического побережья. Фотокорреспондент «Крайнего Севера» Михаил Гермашов, более полувека проработавший в редакции и изъездивший Чукотку вдоль и поперёк, вспоминает об одном из таких экстремальных для нынешних времён рейсе.
ЕГО ЗВАЛИ «ПЕРВЫЙ»
Командировка по Чукотке, о которой я хочу рассказать, началась в первых числах ноября 1966 года в Заливе Креста, где у подножия высоченных крутых сопок с острыми вершинами компактно расположился посёлок Эгвекинот. Отсюда, с местной автобазы, гружённые «под завязку» небольшими партиями выезжали машины, в основном с прицепами, на Иультинскую трассу. Здешние шофёры тогда не звали посёлок Эгвекинотом. Называли «Первым», потому что отсюда – начало пути в Иультин, на мыс Шмидта и далее.
На этот раз мы идём тремя машинами. Как обычно, пересекаем полярный круг на тринадцатом километре, и дорога уводит нас дальше на Север, вдоль сто восьмидесятого меридиана, что делит планету на две равные части.
Так на самой тяжёлой, открытой всем ветрам, пятисоткилометровой Иультинской трассе началась моя командировка. До этого мне уже удалось поездить с автомобилистами по зимнику от якутского порта Зелёный Мыс до Билибино. Там у шофёров были свои трудности. Морозы до шестидесяти градусов, но нет затяжных свирепых пург.
Мой ведущий «пилот» бригадир Евгений Небылица и его коллеги Валентин Николаев и Сергей Фурсов – отличные парни, в недавнем прошлом – солдаты, шофёры со стажем. Евгений уже семь лет ходит в рейсы, Валентин и Сергей немногим меньше. Познакомились мы ещё до отъезда, пообщались на базе, пока они готовили машины. Парням, как и мне, по душе суровая Чукотка и эти экстремальные рейсы в Заполярье.
Дорога дальняя, поэтому у нас предостаточно времени, чтобы поговорить с моим шофёром. Сам Евгений Небылица родом из Амурской области. Шоферить начал ещё дома. В 1959 году завершал срочную службу и узнал, что на Чукотке нужны шофёры. После демобилизации пароходом добрался до Провидения, в Эгвекинот прилетел самолётом. Устроился на автобазу, работал на разных машинах. Набравшись северного опыта, стал ходить в дальние рейсы.
ВСЁ ДЛЯ «ПОЛЯРНОГО»
В этот раз наша колонна целевым назначением шла до прииска «Полярный» через мыс Шмидта. В Пильхинкуульской долине у побережья Северного Ледовитого океана геологи разведали крупнейшее россыпное месторождение не только Чукотки, но и всей Магаданской области. В то время выполнение плана по добыче золота областью зависело от «Полярного». Прииск готовился к своему второму промывочному сезону. Одновременно разворачивалось большое строительство жилых домов, школы, клуба, столовой для золотодобытчиков.
Евгений рассказывает мне, что всего перевезти нужно более пятисот тысяч (!) тонн. На прииск «Полярный» идут лес, стройматериалы, продовольствие, взрывчатка и оборудование, узлы и агрегаты, скрубберы для промывочных приборов, бензин и дизтопливо.
Так за разговором мы минуем тридцать второй километр трассы. Узкую горловину, через которую по ширине едва проходит одна машина, преодолеваем благополучно. Этот перевал через Анадырский хребет водители называют заколдованным местом. Самые неожиданные сюрпризы здесь преподносит им чукотская погода. Часто бывает так, что если на «Первом», в Заливе Креста, тихая солнечная погода, то на подступах к перевалу с обеих сторон и на нём самом свирепствует пурга. Ураганы провоцируют здесь сход снежных лавин, да ещё вперемешку с камнями. Словом, небезопасное местечко…
Командировка по Чукотке, о которой я хочу рассказать, началась в первых числах ноября 1966 года в Заливе Креста, где у подножия высоченных крутых сопок с острыми вершинами компактно расположился посёлок Эгвекинот. Отсюда, с местной автобазы, гружённые «под завязку» небольшими партиями выезжали машины, в основном с прицепами, на Иультинскую трассу. Здешние шофёры тогда не звали посёлок Эгвекинотом. Называли «Первым», потому что отсюда – начало пути в Иультин, на мыс Шмидта и далее.
На этот раз мы идём тремя машинами. Как обычно, пересекаем полярный круг на тринадцатом километре, и дорога уводит нас дальше на Север, вдоль сто восьмидесятого меридиана, что делит планету на две равные части.
Так на самой тяжёлой, открытой всем ветрам, пятисоткилометровой Иультинской трассе началась моя командировка. До этого мне уже удалось поездить с автомобилистами по зимнику от якутского порта Зелёный Мыс до Билибино. Там у шофёров были свои трудности. Морозы до шестидесяти градусов, но нет затяжных свирепых пург.
Мой ведущий «пилот» бригадир Евгений Небылица и его коллеги Валентин Николаев и Сергей Фурсов – отличные парни, в недавнем прошлом – солдаты, шофёры со стажем. Евгений уже семь лет ходит в рейсы, Валентин и Сергей немногим меньше. Познакомились мы ещё до отъезда, пообщались на базе, пока они готовили машины. Парням, как и мне, по душе суровая Чукотка и эти экстремальные рейсы в Заполярье.
Дорога дальняя, поэтому у нас предостаточно времени, чтобы поговорить с моим шофёром. Сам Евгений Небылица родом из Амурской области. Шоферить начал ещё дома. В 1959 году завершал срочную службу и узнал, что на Чукотке нужны шофёры. После демобилизации пароходом добрался до Провидения, в Эгвекинот прилетел самолётом. Устроился на автобазу, работал на разных машинах. Набравшись северного опыта, стал ходить в дальние рейсы.
ВСЁ ДЛЯ «ПОЛЯРНОГО»
В этот раз наша колонна целевым назначением шла до прииска «Полярный» через мыс Шмидта. В Пильхинкуульской долине у побережья Северного Ледовитого океана геологи разведали крупнейшее россыпное месторождение не только Чукотки, но и всей Магаданской области. В то время выполнение плана по добыче золота областью зависело от «Полярного». Прииск готовился к своему второму промывочному сезону. Одновременно разворачивалось большое строительство жилых домов, школы, клуба, столовой для золотодобытчиков.
Евгений рассказывает мне, что всего перевезти нужно более пятисот тысяч (!) тонн. На прииск «Полярный» идут лес, стройматериалы, продовольствие, взрывчатка и оборудование, узлы и агрегаты, скрубберы для промывочных приборов, бензин и дизтопливо.
Так за разговором мы минуем тридцать второй километр трассы. Узкую горловину, через которую по ширине едва проходит одна машина, преодолеваем благополучно. Этот перевал через Анадырский хребет водители называют заколдованным местом. Самые неожиданные сюрпризы здесь преподносит им чукотская погода. Часто бывает так, что если на «Первом», в Заливе Креста, тихая солнечная погода, то на подступах к перевалу с обеих сторон и на нём самом свирепствует пурга. Ураганы провоцируют здесь сход снежных лавин, да ещё вперемешку с камнями. Словом, небезопасное местечко…



Лютыми морозами и пургами особенно отличаются в Заполярье три зимних месяца – декабрь, январь и февраль. Разбушевавшаяся в конце января стихия на тридцать втором километре застигла такую же, как наша, колонну, вышедшую из Залива Креста на Иультин. Шесть суток бессменно «протаскивал» машины через перевал молодой бульдозерист Иван Коноплев. Вели свои машины тогда в той колонне Евгений Небылица, Пётр Годованец и Михаил Мордвинкин. В коллективе шофёров автобазы Мордвинкин, кстати, стал первым орденоносцем. За заслуги был награждён орденом Трудового Красного Знамени…
К вечеру второго дня нашего пути погода заметно поменялась. После длительных сорокаградусных морозов повалил обильный снег. В лучах фар видно, как быстро засыпает он глубокую колею. Позёмка стала злее, но движение пока продолжаем. Добрались до злополучного перевала, и тут на подмогу подошёл бульдозер. С его помощью на буксире по очереди мы всё же продолжаем путь.
Тем временем шедшие за нами бензовозы застряли в пути. Тридцать семь машин с грузами растянулись по трассе и остановились в тундре. Движение прекратилось. У многих кончалось горючее. Бочки с бензином из груза тогда брать категорически запрещали. Где ещё был последний бензин, в кабинах по 2-3 человека отогревались водители. Так прошло трое суток.
– Когда открывали участок зимника от Иультина до «Полярного», пургу пережидали, не двигаясь с места, чтобы не заблудиться, – рассказывает Небылица. – Дорогу знали ещё плохо. Были случаи, когда сбивались с пути, по нескольку дней плутали в тундре.
ФЕЯ ТЁТЯ ТОНЯ
Но вот пурга, наконец, стихает. Так же неожиданно, как и началась. Водители отогревают двигатели, торопятся, ведь впереди, в двух десятках километров – на 123-м, диспетчерский пункт. Дом отдыха шофёров – так официально называют его.
Добрая, милая шофёрская «фея» тётя Тоня приветливо встречает уставших парней. Предлагает принять душ. В небольшой столовой на столах горячие блюда. А для нас самое желанное – «отрубиться», погрузиться в сон и отдохнуть. Райским уголком называют этот домик водители.
– Спасибо Игнату. Его работа, – поясняет Евгений Небылица (Игнатом водители за глаза называют директора автобазы Виктора Спиридоновича Игнатущенко).
После короткого отдыха, мы вновь отправляемся в путь. На подходе к Иультинскому перевалу преодолеваем полукилометровую наледь. Место такое – стороной не объехать. После наледи – водители знают – проблемы с тормозами (отказывают).
И вот он перед нами, тот самый, считавшийся неприступным перевал через Анадырский хребет. Самый тяжёлый на всей трассе, самый опасный участок. Подъём затяжной. Дорога здесь петляет серпантином, то и дело крутые повороты. С одной стороны стена, с другой – обрыв. На большой дистанции за нами ведёт лесовоз Валентин Николаев. Движемся по белому коридору из снега. После долгого подъёма мы, наконец, взбираемся на самый верх. Внизу, как на ладони, лежит Иультин.
Спуск с перевала производится с обязательной подстраховкой бульдозера. Внизу нас дожидаются Пётр Годованец, Николай Каштал и Михаил Мордвинкин – наши «ведущие». От самого Залива Креста они идут в голове колонны. Эти ребята работают в автобазе уже полтора десятка лет, за их плечами десятки перевалов. Всегда по трассе на зимнике они ходят только первыми, при любой погоде. Таков их принцип.
Наш путь лежит дальше на Север, к Ледовитому океану, курсом на мыс Шмидта. Мы выходим в ночь, по нашему следу идут ещё несколько машин – Сергея Алехина, Петра Рудича, Анатолия Малкина, Виктора Морозова, Виталия Акимова. Сергей Алехин на своем ЗИЛе привёз две бульдозерных лопаты. Их быстро прикрепили к тракторам с волокушами, которые пошли впереди колонны. По их следу двигаться стало легче. С нами остался один бензовоз, заправляет остатки в баки. Три пустые отправились на Иультин, где наполнят свои цистерны и будут нагонять нас. Через сутки бензовозы вернутся.
Наконец, мы выходим на побережье. На море большие торосы, на берегу едва ли не хуже. И всё же постепенно колонна пробивается вперёд по берегу Северного Ледовитого океана. До «Полярного» остаётся меньше ста километров.
Бездорожье доставляет много хлопот водителям. Большинство машин на базе – старые. Как следствие, частые поломки и неполадки. Мы видим, что впереди, на подъёме, застряла машина. Подъехали – водитель вздремнул в кабине. При разговоре выясняется, что у него поломался редуктор заднего моста. Шофёры из нашей колоны помогли «коллеге» подремонтироваться. Своих здесь бросать не принято.
…Тем временем с океана задувает северный ветер, начинается позёмка, видимость ухудшается. Больше всего водители опасались вновь запурговать. В итоге решили, хоть и медленно, но всё же двигаться в направлении прииска. Это были двенадцатые сутки с начала нашего пути из Залива Креста. И вот мы на «Полярном»!
А позади у нас было двести километров заполярной трассы, триста – бездорожья и восемьдесят километров по торосам Северного Ледовитого океана.
К вечеру второго дня нашего пути погода заметно поменялась. После длительных сорокаградусных морозов повалил обильный снег. В лучах фар видно, как быстро засыпает он глубокую колею. Позёмка стала злее, но движение пока продолжаем. Добрались до злополучного перевала, и тут на подмогу подошёл бульдозер. С его помощью на буксире по очереди мы всё же продолжаем путь.
Тем временем шедшие за нами бензовозы застряли в пути. Тридцать семь машин с грузами растянулись по трассе и остановились в тундре. Движение прекратилось. У многих кончалось горючее. Бочки с бензином из груза тогда брать категорически запрещали. Где ещё был последний бензин, в кабинах по 2-3 человека отогревались водители. Так прошло трое суток.
– Когда открывали участок зимника от Иультина до «Полярного», пургу пережидали, не двигаясь с места, чтобы не заблудиться, – рассказывает Небылица. – Дорогу знали ещё плохо. Были случаи, когда сбивались с пути, по нескольку дней плутали в тундре.
ФЕЯ ТЁТЯ ТОНЯ
Но вот пурга, наконец, стихает. Так же неожиданно, как и началась. Водители отогревают двигатели, торопятся, ведь впереди, в двух десятках километров – на 123-м, диспетчерский пункт. Дом отдыха шофёров – так официально называют его.
Добрая, милая шофёрская «фея» тётя Тоня приветливо встречает уставших парней. Предлагает принять душ. В небольшой столовой на столах горячие блюда. А для нас самое желанное – «отрубиться», погрузиться в сон и отдохнуть. Райским уголком называют этот домик водители.
– Спасибо Игнату. Его работа, – поясняет Евгений Небылица (Игнатом водители за глаза называют директора автобазы Виктора Спиридоновича Игнатущенко).
После короткого отдыха, мы вновь отправляемся в путь. На подходе к Иультинскому перевалу преодолеваем полукилометровую наледь. Место такое – стороной не объехать. После наледи – водители знают – проблемы с тормозами (отказывают).
И вот он перед нами, тот самый, считавшийся неприступным перевал через Анадырский хребет. Самый тяжёлый на всей трассе, самый опасный участок. Подъём затяжной. Дорога здесь петляет серпантином, то и дело крутые повороты. С одной стороны стена, с другой – обрыв. На большой дистанции за нами ведёт лесовоз Валентин Николаев. Движемся по белому коридору из снега. После долгого подъёма мы, наконец, взбираемся на самый верх. Внизу, как на ладони, лежит Иультин.
Спуск с перевала производится с обязательной подстраховкой бульдозера. Внизу нас дожидаются Пётр Годованец, Николай Каштал и Михаил Мордвинкин – наши «ведущие». От самого Залива Креста они идут в голове колонны. Эти ребята работают в автобазе уже полтора десятка лет, за их плечами десятки перевалов. Всегда по трассе на зимнике они ходят только первыми, при любой погоде. Таков их принцип.
Наш путь лежит дальше на Север, к Ледовитому океану, курсом на мыс Шмидта. Мы выходим в ночь, по нашему следу идут ещё несколько машин – Сергея Алехина, Петра Рудича, Анатолия Малкина, Виктора Морозова, Виталия Акимова. Сергей Алехин на своем ЗИЛе привёз две бульдозерных лопаты. Их быстро прикрепили к тракторам с волокушами, которые пошли впереди колонны. По их следу двигаться стало легче. С нами остался один бензовоз, заправляет остатки в баки. Три пустые отправились на Иультин, где наполнят свои цистерны и будут нагонять нас. Через сутки бензовозы вернутся.
Наконец, мы выходим на побережье. На море большие торосы, на берегу едва ли не хуже. И всё же постепенно колонна пробивается вперёд по берегу Северного Ледовитого океана. До «Полярного» остаётся меньше ста километров.
Бездорожье доставляет много хлопот водителям. Большинство машин на базе – старые. Как следствие, частые поломки и неполадки. Мы видим, что впереди, на подъёме, застряла машина. Подъехали – водитель вздремнул в кабине. При разговоре выясняется, что у него поломался редуктор заднего моста. Шофёры из нашей колоны помогли «коллеге» подремонтироваться. Своих здесь бросать не принято.
…Тем временем с океана задувает северный ветер, начинается позёмка, видимость ухудшается. Больше всего водители опасались вновь запурговать. В итоге решили, хоть и медленно, но всё же двигаться в направлении прииска. Это были двенадцатые сутки с начала нашего пути из Залива Креста. И вот мы на «Полярном»!
А позади у нас было двести километров заполярной трассы, триста – бездорожья и восемьдесят километров по торосам Северного Ледовитого океана.
