НА ВСЯКИЙ ПОЖАРНЫЙ СЛУЧАЙ
26.08.2016

gulnara@ks.chukotka.ru
Утро в пожарной части начинается с развода и смены караула. В полном снаряжении и амуниции смена сдаёт пост заступающим на дежурство коллегам. В обязанности заступающих входит проверка пожарно-технического вооружения: от раций до машин. Эта ежедневная процедура, отработанная до автоматизма, обычно занимает не более получаса и к 9 утра завершается.

В расчёте стоят один «Урал», два КамАЗа, мотоциклы, автолестница.
– Проверяем связь – чтобы рации были заряжены, пожарно-техническое вооружение, пожарные стволы, рукавную арматуру, ручные пожарные лестницы, спасательные верёвки, гидравлический аварийно-спасательный и другой не механизированный и шанцевый инструмент, – объясняет пожарный Марат Родионов. – Водители проверяют техническую часть: работу и исправность агрегатов, в том числе пожарного насоса, и необходимое количество огнетушащих веществ и ГСМ.
Обычно дежурит два отделения: четверо пожарных, два водителя и начальник караула.

– Вот три телефонных аппарата, на которые поступают звонки по экстренным номерам 01, 112, и городскому 2-22-65, – говорит он. – В среднем принимаем около двух десятков звонков в сутки. Они приходят со всего округа и, если происшествие случилось в районе, мы передаём сигнал в местную пожарную часть.
При поступлении звонка уточняется информация – адрес, характер происшествия, наличие пострадавших людей и животных.
– Если звонит ребёнок, то, когда он кладёт трубку, мы ему перезваниваем, чтобы на всякий случай удостовериться, что он не хулиганит, – объясняет Вдовыка. – Ложные вызовы, к сожалению, не редкость. В этом случае алгоритм один: номер высвечивается, я его записываю и передаю в органы внутренних дел. Они там уже разбираются. Если же сигнал реальный, выписываю путёвку на автомобиль, который стоит в боевом расчёте, даю звонки, отправляю машину.
По нормативным документам машине на выезд из части даётся не менее минуты. Время прибытия к месту вызова составляет не более 10 минут для города и не более 20 – для сельской местности.

Необходимые формальности с утра – совместный доклад двух начальников караула (сменяющегося и заступающего) о сдаче-приёме смены начальнику пожарной части. В этот раз за сутки ничего серьёзного в городе не произошло. Из незначительного – неизвестный распылил перцовый баллончик в подъезде жилого дома.
Обычный день пожарного состоит из теоретических занятий, отработок практических навыков, занятий по физподготовке.
Пожарный третьего класса Виктор Гуварат показывает тренировочные сооружения на территории части. Например, здесь есть специальный комплекс, а конкретно – учебная башня, которая предназначена для отработки занятий по пожарно-прикладному спорту. Здесь выполняется развёртывание сил и средств с применением пожарных лестниц и снаряжения для работ на высоте.
– А это у нас тепло-дымо- вая камера, в которой создаются условия, приближённые к реальным, – указывает Виктор на небольшую пристройку. – Разжигается костёр, создаётся задымление. Мы со всем снаряжением входим внутрь, как в настоящий пожар. Отрабатываем ориентацию в дыму. Такие тесты проводятся раз в месяц, а по итогам сдаётся зачёт.


Недавно в боевой расчёт части поставили новую технику. Внушительно она выглядит не только снаружи. Содержание соответствует форме.
– Перед вами АСМ – аварийно-спасательная машина, – начальник караула сержант Александр Кырлиг распахивает дверцу огромной белой махины. – Она предназначена для проведения первоочередных и основных аварийно-спасательных работ. На ней можно выехать к месту вызова и осуществлять работы в автономном режиме длительный срок. Автомобиль оборудован бытовым отсеком (купе) и пневмомодулем. Он может служить как медицинским госпиталем, так и оперативным штабом в полевых условиях.
Александр демонстрирует внутреннее «убранство», перечисляет оборудование, приборы и объясняет их назначение:
– Это дыхательные аппараты, средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. Используются при ведении основных действий при тушении пожара в непригодной для дыхания среде (дым, любая загазованность окружающей среды или просто большой процент содержания пыли в воздухе). Вот этот комплекс металла и пластика – компрессор для заправки дыхательных аппаратов на месте работы. Это панорамные маски, а это световая башня, которая служит хорошим источником освещения в походных условиях, а также при проведении аварийно-спасательных работ в ночное время.
Автомобиль, кроме всего прочего, оснащён тепловой пушкой, гидравлическим, аварийно-спасательным инструментом разной мощности… Есть мотопомпы, бензопилы, бензорезы и даже сварочный аппарат. Ну и, разумеется, шанцевый инструмент.
Здесь, в боксе пожарной части, стоят новенькие сверкающие автоцистерны на базе КамАЗа. Они тоже полностью укомплектованы по последнему слову пожарного дела.
Конечно, и старые машины на базе «Урала» списывать пока рано. Это тот самый безотказный «северный» вариант, проверенный и надёжный. Новые же агрегаты делают пожарную службу безопаснее, а работу – комфортнее. Они продуманы и усовершенствованы до мелочей. Например, комбинированный ручной ствол позволяет регулировать струю по компактности, а также создавать «водяную завесу», которая спасёт от ожогов в комплексе с теплоотражательным костюмом.
– Посмотрим, как эти машины себя покажут в наших суровых северных условиях, но надеюсь, что таких масштабных ситуаций, при которых потребуется их участие, будет как можно меньше, – резюмировал Александр Кырлиг.

Старший оперативный дежурный Максим Серов во- одушевлён: с появлением на вооружении части новых квадрокоптёров хобби стало для него частью работы. Сбором и изучением техники этого плана он начал заниматься два года назад. Начиналось всё с управляемого вертолётика, а сегодня у Максима дома уже два подобных устройства, собранных самостоятельно из заказанных по Интернету деталей. Руководитель регионального управления, случайно узнав о необычном увлечении сотрудника, поручил ему заниматься освоением новинок.
– Квадрокоптёр управляется с любого места, на расстоянии двух километров. Максимальная высота полёта – 500 метров. Две аккумуляторные батареи позволяют ему держаться в воздухе 40 минут, – не без удовольствия рассказывает Серов. – Видеокамера передаёт картинку в формате HD на пульт и на планшет. Аппарат позволяет осмотреть территорию паводков или пожаров либо найти потерявшихся людей, лодки и т. д. Плюс помогает оценить площадь и масштаб трагедии. Из минусов – аппарат не рекомендуется запускать при температуре ниже пяти градусов, и при порывах ветра свыше 10 метров в секунду. А в остальном – техника надёжная, недаром сегодня такими аппаратами укомплектовывают все подразделения МЧС России и используют на выездах к месту происшествий.
ПРОВЕРКА НА ТЕРАКТЫ
