ПОЕХАЛИ! – ТАГАМ!
30.12.2019

ivan@ks.chukotka.ru
Возрождение гонок на оленьих упряжках, которые всё масштабнее стали проводиться на Чукотке в последнее время, не может не радовать. Вот и в 2020 году нас ждёт очередной фестиваль оленеводов «Эракор», где центральным событием станут традиционные соревнования тружеников тундры. Как сообщил директор Союза оленеводов Чукотки Борис Ыттыгыргын, провести его планируется 1 – 2 марта в Амгуэме, и правление Союза уже задумывается о смете мероприятия. А ещё организаторы рассчитывают, что на сей раз не повторится ситуация, сложившаяся в текущем году, когда фестиваль в этом селе так и не состоялся.
СЪЕЗД В НАГРУЗКУ К «ЭРАКОРУ»
– Как известно, «Эракор-2019» пришлось неоднократно переносить. Из-за непогоды в марте, это пришлось сделать дважды, передвинув в итоге дату проведения фестиваля на конец апреля. Но и тогда не вышло: весенняя корализация и отёл не позволили отлучиться оленеводам из тундры, а потом и вовсе наступила отпускная пора. Так что решено было подождать до декабря, – напомнил Борис Ыттыгыргын. – Сейчас уже очевидно, что в этом году в Амгуэме «Эракора» не будет. Это весьма печально, тем более что приготовления к фестивалю, проезд, проживание и питание участников обошлось в немалую сумму. Например, трое тундровиков с Чаун-Чукотки и из Билибинского района, добравшись до Анадыря, с конца февраля ждали рейс на Залив Креста. Они просидели в гостинице в общей сложности примерно месяц, но так и не смогли принять участие в гонках, которые в итоге не состоялись. Эти соревнования, а вместе с ними и VI съезд оленеводов Чукотки, по предварительным договорённостям, решено провести в Амгуэме в начале марта.
Из слов Бориса Михайловича становится понятным, что здесь свою роль сыграл независящий от человека фактор непредсказуемой чукотской погоды. Да, учитывая, что сегодня гонки на оленьих и собачьих упряжках трансформированы в масштабные мероприятия, которые собирают многочисленных гостей из разных районов Чукотки, регионов России и даже из других государств, то без транспортных рисков здесь не обойтись. В то же время такой фестиваль, как «Эракор», впервые состоявшийся в 2015 году и возродивший древнюю традицию обмена товарами между оленеводами и морскими охотниками, округу, несомненно, нужен. Но, как мне кажется, есть некоторые моменты в организации гонок, которые необходимо как следует продумать, основываясь на опыте прежних поколений чаучу – оленных людей.
КОГДА И ГДЕ
Наши предки никогда не проводили состязания в апреле, в самый разгар таких важных производственных процессов, как весенняя корализация и отёл. На гонки в то или иное стойбище в прежние времена съезжались в основном соседи, причём в промежутках между производственными циклами, чтобы было время успеть вернуться к своему стаду. Поэтому для возрождения и дальнейшего развития традиции проведения соревнований, воспитания хороших гонщиков и эффективной тренировки ездовых животных, думается, ставку нужно делать на внутрихозяйственные или межсовхозные состязания среди бригад, выпасающих своих оленей относительно близко друг к другу, чтобы надолго не отрывать пастухов от стада.
– Такого подхода до сих пор придерживаются некоторые хозяйства округа. Ещё с 90-х годов прошлого столетия и уже в XXI веке оленьи гонки проходят в Анадырском районе по маршрутам Ваеги – Марково и Чуванское – Ламутское. Эта традиция соблюдается близлежащими бригадами, и они отлично знают, когда можно проводить состязания и кто на них приедет, и хорошо готовятся к встрече гостей-соперников, заранее приучая оленей к упряжке, отбирая лучших из них, – говорит сотрудник Лаборатории Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института имени Николая Шило Дальневосточного отделения РАН (Анадырь) Владислав Нувано, который ещё в советское время на школьных каникулах приобщался к жизни и труду тундровиков.
Воспитывал его отец, знатный бригадир-орденоносец Николай Иванович Нувано, поэтому учёный хорошо знает, как это было прежде, и ему есть с чем сравнивать.
– Хотя некоторые специалисты оленеводческих хозяйств придерживаются и другого мнения, – продолжает он. – Одно время некоторые из них были готовы проводить гонки в декабре. Не знаю, почему. Но мне кажется, что в этом деле лучше всё-таки придерживаться производственного процесса, заведённого предками.

Вот что рассказывает о том, как проходили гонки на оленьих упряжках в прежние времена, старейший оленевод Чаунской тундры Фёдор Вуквукай:
– В старину на такой праздник богатые чаучу-оленеводы забивали жертвенных оленей, причём в большем количестве, чем требуется семье, чтобы гости вдоволь угостились и могли часть мяса получить в подарок. Ведь в малом коллективе, каким было и остаётся стойбище оленеводов, прибытие гостей – всегда большое событие, поэтому и отношение чаучу к гонкам на оленьих упряжках было очень серьёзным: в этот период завязывались знакомства, хозяйственные отношения и даже появлялись новые семьи.
... И вот, после того как гонщики похлебают свежего со специями кровяного супа, давалась общая команда: «Тагам! – Поехали!». Но участники не спешили, их упряжки вначале двигались медленно, не мешая друг другу, но постепенно набирали скорость. А на обратном пути, который обычно проходил по тому же маршруту, они уже не жалели ни оленей, ни себя, ни соперников, изо всех сил стараясь прийти первыми.
ВОСПИТАТЬ ЕЗДОВОГО ОЛЕНЯ
Вторит Фёдору Вуквукаю и директор сельхозпредприятия «Амгуэма», депутат Думы Чукотского АО Анатолий Тынеру:
– Подготовка к оленьим гонкам – празднику тундровиков велась долго и тщательно: состязались пастухи и целые кланы, чтобы показать себя с наилучшей стороны, причём ездовых оленей старались готовить заранее. Сразу после отёла хозяин стада начинал отбирать животных, потенциально пригодных к работе в упряжке, оценивал телосложение, смотрел, кто их предки-родители. В сентябре и октябре будущего ездового оленя уже таскали с нартой во время заготовки дров, а в декабре прогоняли вместе с обученным, спокойным ездовым оленем. Таким образом, «новобранец» проходил первые тренировки. Затем его отпускали и не тревожили аж до февраля. Именно тогда, перед отбивкой оленей на плодовую и неплодовую части стада, в конце февраля – начале марта, тундровики устраивали основные оленьи гонки.
Корреспондент «КС» в 70-х годах прошлого столетия несколько лет провёл в оленеводческих бригадах совхозов имени Жданова (ныне – «Хатырское») и «Путь к коммунизму» (сегодня – «Ваежское»), также был разъездным учителем в Биллингской тундре. Так что он не раз видел, как в те годы проводились традиционные оленьи гонки, и понимает, насколько важно было правильно подготовить к ним оленей. Однажды, например, один из нерадивых гонщиков даже не смог выехать на трассу, долго прокрутившись с упряжкой на одном месте. В конце концов, он вынужден был распрячь свою упряжку, связать оленей на месте и начать учить уму-разуму – бить концом аркана по крупу, сопровождая каждый удар криком и весьма жёсткими словами, которые, как, наверное, думал пастух, будут более понятны не до конца обученным животным.
В малом коллективе, каким было и остаётся стойбище оленеводов, прибытие гостей – всегда большое событие, поэтому и отношение чаучу к гонкам на оленьих упряжках было очень серьёзным: в этот период завязывались знакомства, хозяйственные отношения и даже появлялись новые семьи.