Анадырь






-7
ощущается как -14
81.56
93.17
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

КРАЙНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЕРГЕЯ ПУСКЕПАЛИСА

20.03.2020

ФОТО: ЗЕМФИРА АЗАМАТОВА Майя ТИМЧЕНКО
timchenko@ks.chukotka.ru

При полном аншлаге прошёл творческий вечер гостя IV Международного арктического кинофестиваля «Золотой ворон» Сергея Пускепалиса в анадырском кинотеатре «Полярный». Увидеть и услышать любимого актёра туда в прошлый четверг пришли зрители в основном среднего возраста, которые давно следят за его творчеством и кому близки его герои и их жизненные ценности. Впрочем, мысли, которыми поделился гость, детство которого прошло в Билибино, вряд ли имеют возрастные ограничения.


КАК ОНИ СНИМАЛИ ТЕМ ЛЕТОМ
Напомним, одним из первых фильмов, в котором массовый зритель заметил Сергея Пускепалиса, стала картина режиссёра Алексея Попогребского «Простые вещи».
– Это была моя первая крупная работа в кино, где мне посчастливилось быть партнёром самого Леонида Броневого. Фильм в 2006 году взял все возможные и невозможные призы, – рассказал герой вечера.
Но наибольший интерес вызвал рассказ о другой его картине, которую, наверное, видел каждый житель Чукотки. Речь идёт о ставшем уже культовым художественном фильме того же Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом», в названии которого использован стилистический приём «анаколуф» (неверное согласование слов в предложении, допущенное нарочно для повышения эмоциональности, ради комического эффекта, а также с целью показать безграмотность и необразованность персонажей. – Прим. ред.).
Эту работу снимали в 2010 году на Чаун-Чукотке, на полярной метеостанции Валькаркай. К удовольствию участников творческого вечера, Сергей Пускепалис поделился со зрителями своими впечатлениями от того возвращения на Чукотку и рассказал, в какой атмосфере проходил съёмочный процесс.
– Считаю, что мы тогда были идиоты. Например, заставляли Гришу Добрыгина (партнёра Пускепалиса по фильму, сыгравшего роль стажёра) собирать гагачьи яйца на отвесных скалах без страховки. Он мог в любую минуту поскользнуться, а мы кричали: «Выше, давай выше, это не смотрится!». А там ещё везде помёт, и птицы его клюют. Тем не менее на памяти много таких случаев, когда мы не брали во внимание, где находимся, – поделился воспоминаниями актёр. – Между тем это была реальная экспедиция, а мы подчас смешивали кино и реальную жизнь. Возможно, это объясняется тем, что сначала мы месяц создавали себе условия для более-менее сносного существования в заброшенной воинской части, находящейся неподалёку от станции метеорологов. И как-то незаметно грань времени стёрлась. У меня даже иногда было ощущение, что вот сейчас появится отец. Ведь, кажется, в этих дальних уголках Чукотки ничего не меняется, всё остаётся в первозданном виде.

Справка «КС»


Советский и российский актёр и режиссёр театра и кино Сергей Витауто Пускепалис родился 15 апреля 1966 года в Курске. Отец – литовец, мать – болгарка. С 4 до 14 лет с родителями жил в Билибино. В копилке заслуженного артиста Российской Федерации премии «Ника» и «Белый слон» за фильм «Простые вещи», «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля за фильм «Как я провёл этим летом» и «Золотой орёл» за телесериал «А у нас во дворе…», другие профессиональные награды. Снялся в 45 российских фильмах и озвучил четыре российских мультфильма.
ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК
– Я как бы снова оказался на Крайнем Севере, в Билибино, где мой отец после получения сильного обморожения в геологической партии заправлял керосином самолёты на аэродроме Кепервеема, а я учился в трёх школах – обычной, спортивной и музыкальной, – продолжил гость вечера. – Причём мне пришлось пойти по классу аккордеона, ибо, как говорили отцу, «какой же ты литовец, если твой сын не играет на аккордеоне». Мне самолётом доставили очень качественный немецкий инструмент, и он до сих пор хранится у меня дома в Железноводске.
Кроме того, благодаря папе я часто бывал на аэродроме, среди пилотов, и даже «на халяву» летал с ними по местным авиамаршрутам. Для меня тогда вырисовывалась карьера пилота, и, казалось, мой жизненный путь был уже определён.
Также я занимался спортом и рано научился быть самостоятельным. Родители утром уезжали на работу и только к девяти вечера возвращались. К этому времени я уже заканчивал с уроками, успевал встретиться с друзьями и сидел дома, как хороший мальчик. Я и был таким, Интернета тогда не было, телевизор тоже особо не завлекал, и я читал книги.
Именно это качество, широкий кругозор и начитанность помогли Сергею в дальнейшем, когда семья переехала из Билибино на Северный Кавказ, а сам он после девятого класса поступил в Саратовское театральное училище.

Прямая речь


– Такое масштабное событие, как Международный кинофестиваль «Золотой ворон», по моему мнению, оживляет культурную жизнь столицы Чукотки по меньшей мере на целый год, до следующего фестиваля. Потому что впечатление от увиденного, от встреченных на фестивале людей, позволяет ещё год жить этими воспоминаниями. И это очень правильно, ведь чувства оторванности у жителей Анадыря и Чукотки в целом не должно быть. Мы все граждане одной большой страны. И фестиваль, как ничто другое из масштабных культурных мероприятий, способствует этому чувству.
НЕГОДЯИ ТОЖЕ ВАЖНЫ
Люди, находящиеся в ситуациях крайних положений, – так охарактеризовал своих киногероев Сергей Пускепалис, который сегодня в основном играет «людей в погонах или с фонендоскопом».
– Редкий случай, когда на экране у меня какие-то другие профессии – например, метеоролог в «Как я провёл этим летом». Но в любом случае – это работа с людьми в крайних ситуациях. Режиссёры выбирают меня в этом качестве, и я не возражаю, так как зачастую видение роли совпадает с моей жизненной позицией, – заметил актёр. – Даже те «негодяи», которые по роли у меня иногда случаются, мне важны, мне нравится «побыть» в них, потому что хочется понять, где же та степень обиды, которая из хорошего человека сделала плохого, где та точка невозврата. Ведь нас всех мама рожает хорошими, а где происходит тот слом, когда у человека возникает эта обида и он становится негодяем, который желает зла ближним своим. Такая роль у меня, например, в фильме «Сибирь. Мон амур».
А касательно фильма-катастрофы «Метро», где я, как и в «Простых вещах», играл врача, отмечу, что по философской теории экзистенциализма, которая мне близка, человек проявляется только в крайних ситуациях, и окружающие, и мы сами понимаем, кто мы на самом деле. Поэтому, наверное, это кино получилось и зрелищным, и в то же время о человеке.

БОГ ТРОИЦУ ЛЮБИТ
В конце встречи по уже сложившейся традиции творческих вечеров фестиваля «Золотой ворон» все желающие смогли сфотографироваться с гостем. Также Сергею Пускепалису пожелали, чтобы в следующий свой приезд на Чукотку у него получилось попасть в город, где прошло его детство, – Билибино.
– Мне не удалось доехать туда в 2010 году во время съёмок на Валькаркае, и после «Золотого ворона» тоже не срослось, поэтому в третий свой приезд на Чукотку надеюсь до Билибино всё же добраться, – заметил герой встречи. – Моя Чукотка детства была увидена глазами мальчика, подростка. А сейчас я её вижу глазами взрослого мужчины. Конечно, какие-то отличия есть, может, это связано с тем, что моя Чукотка далёких уже лет была другой. Но я застал Анадырь в потрясающем состоянии, дома красочные, величественная церковь стоит, замечательные Дом культуры и Дворец детского и юношеского творчества, фитнес-центр, детская спортивная школа.
И даже несмотря на то, что мы застали все проявления чукотской погоды ранней весной – и солнце, и мороз, и пургу, тем не менее, я считаю, что у вас всё хорошо: в домах тепло, школа работает, в магазинах всё есть. Для такой суровой территории очень комфортные условия существования. Дай Бог вам всем хороших зарплат и не болеть, – улыбнулся напоследок Сергей Пускепалис.

Кстати

С августа прошлого года Сергей Пускепалис является художественным руководителем Ярославского театра драмы имени Фёдора Волкова, труппа которого три года назад представляла в Анадыре спектакль «Две смешные истории о любви» по пьесам Чехова.