На каяках и байдарках
10.10.2025

Ульяна БАБИЙ
gazeta@ks.chukotka.ru
Этим летом на территории Национального парка «Берингия» состоялась, пожалуй, первая экспедиция на каяках, ставшая испытанием для участников и доказательством того, что водный туризм в Арктике возможен. Причём это не только экстремальное приключение, но и прекрасный способ приобщиться к первозданной и завораживающей природе Чукотки.
К мысу Дежнёва
Как рассказал житель Владивостока Антон Ковылин, ещё в прошлом году ему приснился сон: он с товарищами плывёт на морских каяках вдоль берегов Чукотки. Впечатление оказалось настолько ярким, что приморец решил воплотить его в жизнь.
В январе 2025 года Антон начал интересоваться у друзей-каякеров, кто из них готов летом обогнуть мыс Дежнёва. К февралю сформировалась тройка: Антон с братом Александром и Дмитрий Петров из Санкт-Петербурга. Это минимально допустимая группа с точки зрения безопасности путешествия. В целом у команды был внушительный бэкграунд: у Антона – четверть века походов, у брата – около 10 лет, у Дмитрия – опыт с тринадцатилетнего возраста.
Девять томительных дней каякерам пришлось провести в Лаврентия, поскольку по погоде они не могли вылететь в Уэлен. Главная цель экспедиции – обогнуть мыс Дежнёва – казалась всё более призрачной. В итоге пришлось менять маршрут.
27 августа группа получила места на судне «Капитан Сотников», который направлялся из Лаврентия в обратный рейс на Анадырь. Путешественники высадились в Провидения, после чего при помощи сотрудников нацпарка «Берингия» добрались до бухты Румилет, а затем – до кордона парка в Гильмымыле. И вот здесь Чукотка наконец-то решила сделать «южанам» подарок: из девяти дней лишь два выдались пасмурными. Погода была настолько хорошей, что каякеры даже загорали.
– Впервые в жизни я увидел китов на расстоянии вытянутой руки, услышал их дыхание. Оказалось, в полный штиль оно слышно за полкилометра, а фонтаны видны более чем за километр, – не скрывает восхищения Антон.
Медведь боится дрона
Впрочем, не все встречи с обитателями Чукотки оказались радостными. Росомаха повредила каяки на кордоне, прокусив нос одной из лодок. А на острове Иттыгран группа столкнулась лицом к лицу с медведем. На случай встречи с хищником у туристов были спецсредства: дудки, фаеры, сигнальные ракеты. Но самым эффективным оказался дрон. Выяснилось, что медведи панически боятся жужжащего аппарата и сразу обращаются в бегство.
Каждый участник экспедиции был оснащён рацией. Она очень помогает, потому что в густом чукотском тумане голос тонет в нескольких метрах. Портативная связь позволяла команде спокойно переговариваться на расстоянии. Спутниковый телефон был на случай связи со спасательными службами, GPS-трекер давал возможность родным и близким следить за маршрутом в реальном времени и, что особенно ценно, получать свежие прогнозы погоды.
– Наши каяки длиной 5,25 метра. Три герметичных люка для снаряжения плюс 40-сантиметровый отсек, куда помещается запас воды и видеоаппаратура. При ветре 5-6 метров в секунду и волне до двух метров каяк идёт уверенно, плавно скользит по гребням. А при попутном ветре можно поймать настоящий эффект сёрфинга, – объясняет Александр, брат Антона Ковылина.
За восемь ходовых дней группа преодолела около 200 км. Затем ещё три дня путешественники провели в бухте Провидения. В путешествии много времени ушло на видеосъёмку. В общей сложности команда отсняла полтора терабайта материала для будущего документального фильма «Инопланетная Чукотка. Каякинг с китами».
Участники экспедиций на байдарках и каяках единодушны в одном: Чукотка не отпускает. Каждый из приехавших на Север в этот туристический сезон намерен сюда вернуться.

Уверены, что вернутся
Сотрудник Комсомольского заповедника Екатерина Кондратьева из Комсомольска-на-Амуре выбрала особый формат знакомства с Чукоткой – путешествие вдвоём на надувных байдарках.
– Логистика оказалась на порядок проще благодаря надувным байдаркам, – делится Екатерина. – Они весят около 9 кг каждая, компактно складываются, поэтому мы взяли их в самолёт как обычный багаж. Нам удалось реализовать оригинальный закольцованный маршрут: прошли по морю, затем перевалили через невысокий (около 700 метров) перевал в бухту Провидения и вышли по ней обратно. Получился полностью замкнутый круг.
Район Провидения – пролив Сенявина, по словам Екатерины Кондратьевой, уникален своим микроклиматом. Огромные острова Иттыгран и Аракамчечен создают естественную защиту от открытого моря. Пока в посёлке Янракыннот за проливом солнечно, в Провидения – туман и дожди. Но именно в районе Сенявина вероятность хорошей погоды выше, что делает район подходящим для байдарочных походов.
Мнения участников экспедиций на каяках и байдарках о перспективах водного туризма на Чукотке несколько расходятся, но они солидарны в главном: это территория не для массового турпотока. По мнению Антона Ковылина, короткий и неустойчивый по погоде сезон, сложная логистика доставки и хранения снаряжения, необходимость создания материальной базы и запаса ремкомплектов делают коммерческий водный туризм на Чукотке затруднительным.
– Впрочем, если энтузиасты создадут хотя бы минимальную инфраструктуру – например, контейнер-эллинг в Провидения для хранения шести-восьми лодок и базового ремкомплекта, то прогулки по бухте Румилет с заброской на вездеходах нацпарка «Берингия» станут значительно проще и доступнее, – отмечает он.
Екатерина Кондратьева смотрит на вопрос с позиции эколога – сотрудника заповедника. Она – за максимально бережное отношение к природе и ограничение потока посетителей.
Впрочем, все участники экспедиций единодушны в одном: Чукотка не отпускает. Екатерина уезжала с твёрдой уверенностью, что вернётся. Для Антона эта поездка стала личным вызовом и одновременно открытием.
– Это была моя первая арктическая экспедиция на каяках, – делится он впечатлениями. – Каякинг на Чукотке – самое удивительное, что можно испытать в России. Пожалуй, конкуренцию могли бы составить Южные Курилы, но Чукотка благодаря своей арктической природе сложнее и суровее, а её красота просто неповторима.