Анадырь






+ 15
ощущается как + 14
81.01
93.93
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Под алым парусом

03.10.2025

Яхта Eywa («Эйва») была построена в 1988 году в Польше. Суда такого типа когда-то поставлялись и в Россию. Одну из таких яхт Андрей Антипин обнаружил ржавеющей на берегу, после чего выкупил у хозяина и восстановил. Так как в то время он собирался сделать предложение своей невесте, то заказал для лодки алые паруса. Совсем как в знаменитой повести-феерии Александра Грина. ФОТО: ИЗ АРХИВА ЭКСПЕДИЦИИ

Дарья КИРОВА, Инна ФАБЕР
gazeta@ks.chukotka.ru

Почти два месяца потребовалось яхте Eywa («Эйва»), чтобы дойти из Якутска в Анадырь – сначала вниз по Лене, а затем на восток Северным морским путём. В окружную столицу небольшое судно с алыми парусами прибыло 23 сентября. Несмотря на то, что в эту навигацию путешественники планировали дойти до Петропавловска-Камчатского, зимовать яхте придётся в Анадыре. Путь на Камчатку продолжится в следующем году.

Первым населённым пунктом Чукотки, где путешественники ступили на берег, стал Певек. Здесь они пополнили запасы топлива, провизии, отремонтировали паруса и двигатель, а также встретились с местными жителями на площадке местной библиотеки. ФОТО: ИЗ АРХИВА ЭКСПЕДИЦИИ

Участников экспедиции на «Эйве» трое – председатель Якутского отделения РГО Александр Горохов, члены общества – капитан Андрей Антипин и Максим Иванов. После прибытия в Анадырь они встретились с единомышленниками из Чукотского отделения Русского географического общества, чтобы рассказать о своём неблизком пути.

Старт экспедиции, которая финансируется за счёт гранта РГО, был дан 1 августа в Якутске. Яхте и её экипажу предстояло пройти около 4 тыс. морских миль (7,3 тыс. км) вниз по Лене и далее по восточному сектору Арктики через Тикси и Певек с выходом через Берингов пролив в Тихий океан. Потом путешественники планировали зайти в Провидения, Анадырь и достигнуть Петропавловска-Камчатского. При этом для Александра Горохова и Максима Иванова поход по Севморпути стал первым морским переходом. В отличие от своих спутников капитан Антипин необходимым опытом обладал – под парусом он ходит с 12 лет.

Первое испытание «Эйву» и её экипаж ждало уже на Лене. В 440 км ниже Якутска яхта попала в шторм, в результате чего экипажу пришлось потратить время и силы на починку паруса.

17 августа яхта прибыла в порт Тикси, который находится восточнее дельты Лены на берегу моря Лаптевых. Спустя два дня в устье реки Хара-Улах команда посетила памятный знак, посвящённый экспедиции Петра Ласиниуса, большинство участников которой не пережили зимовку 1735 года. Экипаж «Эйвы» почтил память погибших и провёл детальную съёмку этого отдалён-ного объекта культурного наследия.

Путь от Тикси до Певека составил 1,5 тыс. км. По словам Андрея Антипина, из-за ярких алых парусов яхту было видно издалека. Поскольку судно небольшое (его длина составляет всего лишь 9,5 метра, а мотор – 9 лошадиных сил) капитаны встречных и попутных ледоколов, танкеров и сухогрузов искренне удивлялись, когда слышали по рации маршрут путешествия. При этом моряки охотно делились информацией и давали яхтсменам ценные советы.

– Когда мы прошли море Лаптевых и попали в Восточно-Сибирское море, то нам сразу пришлось замедлиться, – сообщил председатель Якутского отделения РГО Александр Горохов. – Море нас встретило плотным туманом и штилем. Видимость – 100 метров вперёд. Как раз было моё дежурство, пришлось будить всех, так как показались большие льдины. Этот путь оказался ещё сложнее, чем до этого.

В Восточно-Сибирском море яхте пришлось ночью лавировать среди льдин при свете фонаря. А всего дорога от Тикси до Певека заняла у «Эйвы» и её команды 11 дней.

По словам путешественников, без материальных потерь не обошлось и на этом участке маршрута. В ненастье у яхты вновь потрепало паруса, а перед подходом в Певек отказала печка.

– Когда обедали в певекском кафе, то решили спросить у работников, к кому можно обратиться, чтобы починили парус. Они нам дали телефон, и в тот же вечер мы отправились к Анне Стеценко. Уже на следующий день всё было готово. Паруса были как новенькие! А с заменой печки нам помог один из местных предпринимателей. В городе не смогли найти то, что было необходимо, заказали в Хабаровске. За несколько дней он доставил наш заказ через Анадырь, причём сделал это за минимальную цену. От всей нашей команды мы благодарим каждого, кто помогал в непростых ситуациях, приходил к нам на встречи, интересовался историей, географией, нашим путешествием. Благодарим председателя Чукотского отделения Русского географического общества Владимира Сертуна и члена РГО Василия Шефера за помощь и тёплый приём, – добавил Александр Горохов.

После убытия из самого северного города страны путешественникам пришлось несколько дней ждать благоприятной погоды в Ванкареме, где жители также встретили их очень тепло. Выйдя в Тихий океан, экспедиция планировала зайти в порт Провидения, однако из-за риска ухудшения погоды от этой идеи решено было отказаться.

В Анадырь яхта прибыла 23 сентября, проведя в пути 54 дня. В столице Чукотки экстремалы встретились с представителями общественности, школьниками и студентами, которым рассказали о ходе экспедиции и её задачах.

Уже в столице округа было принято решение, что яхта перезимует в Анадыре. Путешествие в Петропавловск-Камчатский продолжится в следующем году с возможностью продлить его до Охотска или даже Сахалина.

Кстати

На борту яхты «Эйва» на Чукотку был доставлен арктический бубен. Акция по передаче символа культурного единства северных народов стартовала в марте 2025 года в Нарьян-Маре. Музыкальный инструмент провезли через Республику Коми, Ямал, Красноярский край в Якутск. Оттуда на яхте символ отправился на Чукотку. В Певеке на бубне была сделана надпись на чукотском языке, а в Анадыре – на эскимосском. В столице Чукотки инструмент был передан Общественной организации эскимосов «Инуитский приполярный совет Чукотка».

По следам Ласиниуса и Лаптева. Яхтенная экспедиция «Якутск – Петропавловск-Камчатский», проходящая под эгидой Русского географического общества, приурочена сразу к нескольким знаменательным датам – к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, 180-летию Русского географического общества и 300-летию экспедиций Витуса Беринга и его товарищей. Частично маршрут «Эйвы» совпал с путём Ленско-Колымского отряда под началом Петра Ласиниуса и Дмитрия Лаптева, которые в 1735 – 1742 годах несколько раз безуспешно пытались пройти от устья Лены до мыса Дежнёва и выйти в Тихий океан.