Анадырь






+ 15
ощущается как + 14
80.44
93.34
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Евражка в центре внимания

29.08.2025

Евражка – неутомимый труженик. Он способен перекапывать огромные пространства, меняя тундровый ландшафт. Не зря его называют «экосистемным инженером». ФОТО: ИВАН ДРОЗД

Ульяна БАБИЙ
gazeta@ks.chukotka.ru

Недавно на Чукотке завершились интересные научные работы. В районе села Мейныпильгыно, где каждое лето работают орнитологи РОСИП – проекта по изучению и сохранению одной из самых редких птиц планеты, кулика лопатня, проводилось исследование вида, который, напротив, является едва ли не самым распространённым в регионе. Речь идёт об арктическом суслике, которого мы все хорошо знаем под именем евражка.

Свои новаторские исследования Иван Дрозд проводит в рамках трёхлетнего проекта по гранту Российского научного фонда № 2547-00074. Его работа по евражкам продолжится ещё минимум год-два и должна завершиться написанием и защитой кандидатской диссертации.

– Моей задачей в рамках экспедиции РОСИП (Русского общества сохранения и изучения птиц имени М. А. Мензбира. – Прим. «КС») был сбор материала для кандидатской диссертации, посвящённой средообразующей роли наземных млекопитающих в местах массового гнездования птиц на юго-востоке Чукотки, – рассказывает аспирант Института географии РАН Иван Дрозд, который уже второй год изучает евражек.

Арктический, или берингийский, суслик оказался в центре внимания молодого учёного не случайно. По его словам, это главный средообразующий вид в Мейныпильгынской тундре.

– Небольшой и неприметный евражка оказывает огромное влияние на трансформацию ландшафтов юго-восточной части Чукотки, на характеристики почв и растительность, – продолжает Иван. – Подход, который я использую, основан на сов  ременной концепции «экосистемных инженеров» – организмов, которые влияют на окружающую среду не только за счёт характера питания, но и другой деятельностью.

Классический пример «экосистемных инженеров» – бобры, которые возводят плотины и меняют водный режим рек и ручьёв. Суслики подобных сооружений не строят, но они перекапывают огромные площади почвы, в результате чего ландшафт рядом с сусликовинами сильно меняется. Выявить и охарактеризовать эту динамику, определить её роль и значение для экосистемы – основная задача молодого учёного.

Учитывая новаторский характер исследования, его методы пришлось создавать практически с нуля. Иван проводил маршрутные учёты, визуальные наблюдения, картировал поселения сусликов и даже тропинки между ними. Также исследователь ставил точки с помощью GPS на сусликовины, делал ботанические описания, изучал почвы, вёл подсчёт количества нор.

Ряд выводов молодой учёный уже сделал. На площадках 500 на 500 метров может быть от 60 до 100 сусликовин, что говорит о масштабе трансформации ландшафта. Работа маленьких грызунов настолько значительна, что её видно даже из космоса. Старые сусликовины приобретают воронковидную форму, превращаясь в круглые образования диаметром до 20 метров, которые расположены примерно через каждые 50 метров.

Старые сусликовины, разрастаясь, приобретают воронковидную форму, превращаясь в крупные образования диаметром до 20 метров. На почве, обогащённой гумусом, растительность становится гуще и разнообразнее. ФОТО: ИВАН ДРОЗД

На сусликовинах совершенно иная растительность – на месте лишайниково-шикшево-голубичной тундры появляется злаково-разнотравная ассоциация с кипреем. Однако изменения касаются не только флоры. Сам состав почвы кардинально меняется – вместо слоистой структуры получается перемешанный, обогащённый гумусом слой. Растительность на такой почве становится более разнообразной за счёт сорных видов.

Но самое интересное – это взаимоотношения с птицами, ради изучения которых и была организована экспедиция. Иван считает, что влияние суслика на птиц неоднозначно. С одной стороны, евражки могут разорять птичьи гнёзда, что не раз фиксировалось фотоловушками. Хотя арктический суслик травояден, но из свойственного ему любопытства или для получения недостающих химических элементов он может заниматься ситуативным  хищничеством.

С другой стороны, деятельность евражек создаёт благоприятные условия для многих пернатых. Некоторые птицы, например каменки, могут гнездиться в оставленных норах сусликов. Сусликовины создают особый микрорельеф, который удобен для гнездования гаг и других видов.

Наблюдения показывают, что евражки выбирают для поселений места с лучшим дренажем. На равнинных территориях они строятся по более высоким участкам, в холмистой местности предпочитают склоны, где лучше обзор и защита от ветра. Эта избирательность помогает им успешно существовать в суровых условиях тундры.

– Суслики поколениями живут на одном месте, –говорит Иван Дрозд. – У них существует сложная социальная организация с территориальностью и доминантными особями, которые изгоняют молодняк из своих «владений». При этом между поселениями сохраняется связь и даже определённая взаимовыручка. В случае опасности суслики могут укрыться в любой ближайшей норе.

Кстати

Несмотря на глобальные изменения климата и растущее присутствие человека в Арктике, евражки пока не нуждаются в особой защите – настолько давно и прочно они встроены в экосистему. К тому же арктический суслик – не промысловый вид. Кроме того, он демонстрирует высокую адаптивность к любым изменениям. «В особых природоохранных мерах евражки точно не нуждаются», – уверен Иван Дрозд.

Арктический суслик совершенно не боится человека, и поэтому часто селится рядом с людьми, например на свалках. Евражек можно спокойно кормить с руки, но вот следует ли это делать?

Иван Дрозд говорит, что в целом евражки не опасны, хотя нужно всегда помнить, что дикое животное может быть переносчиком болезней и паразитов. Поэтому человеку всё же стоит соблюдать осторожность и выполнять базовые правила гигиены.

Регулярное подкармливание приводит к тому, что суслики начинают селиться и размножаться рядом с местами посещения людей, вместо того чтобы искать естественные источники пищи. Это может привести к перенаселению определённых территорий и, как следствие, привлечь хищных зверей.

– Была такая история: я делал описание обитаемой сусликовины, а через три дня её уже не было, потому что пришёл медведь и всё перекопал. Вероятнее всего, он всё же полакомился сусликами, – рассказывает Иван Дрозд.

Кроме того, зависимость от человеческой подкормки может нарушить естественные циклы подготовки к зиме. Евражки должны накапливать определённые жировые запасы и делать собственные резервы на зиму, чтобы успешно пережить многомесячную спячку. Неправильное питание может нарушить этот тонко настроенный механизм выживания и привести к гибели животных.

Между тем

Хотя евражки и всеядны, не любая еда идёт им на пользу. Учёные утверждают, что этим грызунам противопоказаны сладости и обработанные продукты.

Мастера гибернации. На самом деле, привычные для северян евражки – уникальные создания природы. Эти небольшие грызуны весом менее килограмма совершают чудеса биохимии. Самое удивительное в них – способность к гибернации, которой обладают лишь единичные виды млекопитающих. «Гибернация – это что-то вроде анабиоза. В отличие от медведей, которые могут проснуться, суслики впадают в глубокую спячку, поддерживая температуру тела чуть выше нуля за счёт жировых запасов», – рассказывает Иван Дрозд. Во время гибернации дыхание практически прекращается, сердце бьётся всего раз в минуту, тело полностью цепенеет. Более того, зимой его температура может опускаться до минус четырёх градусов – это самый низкий показатель среди млекопитающих! Части тела остывают по-разному: голова является относительно тёплой, а живот может промерзать. Однако и при такой температуре кровь остаётся жидкой. Учёные до сих пор не до конца понимают, как это возможно.