Анадырь






-7
ощущается как -14
81.56
93.17
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Ловец чаунского ветра

07.04.2023

Бухта рядом с Косой – наиболее подходящее место для кайтинга в Певеке. Ещё удобно гонять с воздушным змеем в районе местного аэропорта, где время от времени дуют умеренные южные ветры. ФОТО: ИЗ АРХИВА БОГДАНА ЛЕСНЯКОВА

Дарья КИРОВА
gazeta@ks.chukotka.ru

Всё прочнее входит сноукайтинг в обиход жителей самого северного города страны – Певека. Если несколько лет назад горожане с удивлением наблюдали за участниками заключительного этапа Transarctic Kite Expedition (Трансарктическая кайт-экспедиция), которые появились на лыжах и с кайтами на льду Чаунской губы, то сегодня некоторые из них сами практикуют этот экстремальный и захватывающий вид спорта.

Скользя по снегу

Один из таких энтузиастов – руководитель группы по ремонту ПАТЭС Богдан Лесняков, чей красно-белый кайт (его также называют парашютным крылом или, буквально переводя с английского, воздушным змеем) можно увидеть над бухтой в районе микрорайона Коса.

– Заниматься начал восемь лет назад. Друг втянул меня в этот вид спорта, – рассказал Богдан нашему корреспонденту. – Катаюсь для души, не профессионально. В соревнованиях участвовать не доводилось. Раньше катался только в Тольятти, откуда и приехал на Чукотку в 2016 году.

На Чукотке Богдан занимается сноукайтингом, то есть кроме кайта использует сноуборд. Есть и другое направление этого вида спорта – кайтсёрфинг, когда человек с кайтом скользит по глади воды на специальной доске. Наконец, ещё один вариант кайтинга предполагает использование в качестве средства передвижения маунтинборд (доска с колёсами) для земли. Понятно, что на Чукотке наиболее, если не единственно, подходящим является именно сноукайтинг, для которого нужны сноуборд либо лыжи.

Богдан Лесняков занимается кайтингом вот уже в течение восьми лет, но до сих пор считает себя любителем. ФОТО: СТАНИСЛАВ НАГАТКИН

По словам Богдана, для катания под кайтом важен, прежде всего, сам воздушный змей. Он ловит ветер и создаёт тягу, которая позволяет человеку скользить по снегу.

– Планка управления со стропами – своего рода руль, с помощью которого райдер (человек, который едет на доске. – Прим. ред.) управляет куполом, ловя потоки ветра, – объясняет кайтер. – Для того чтобы пристегнуть кайт к райдеру и уменьшить нагрузку на руки, используется поясная трапеция. Крыло ловит ветер, соответственно, чем больше купол, тем сильнее тяга.

Размеры купола могут быть от 1,5 до 2,5 квадратных метров – это учебные кайты. От 3,5 до 25 «квадратов» достигают воздушные змеи для полноценного катания.

Если кто-то всерьёз захочет заняться кайтингом, то он должен быть готов к определённым расходам. Новый комплект: купол, планка, трапеция среднего размера обойдутся минимум в 130 тысяч рублей. Если добавить сюда стоимость сноуборда и ботинок к нему, цена вопроса вырастет до 180 тысяч. Впрочем, всегда можно найти и приобрести неплохой б/у комплект раза в три дешевле. Так поступил и Богдан.

Может легко и в воздух поднять…

Как утверждает певекчанин, каких-то запредельных навыков для управления кайтом не требуется. Нужна небольшая теоретическая подготовка, знание азов безопасности, немного практики – и вы сможете самостоятельно «рулить» воздушным змеем. Если есть навык катания на лыжах или сноуборде, будет значительно проще. В среднем, если последовательно заниматься, проехать первые метры можно уже после трёх занятий, а для более-менее уверенной езды на любительском уровне требуется от 10 уроков.

Обязательным условием для кайтинга является ветреная погода. Однако правило, чем сильнее ветер, тем лучше, здесь не работает.

– Для любителей ветер должен быть от 4 до 10 м/с. Выше этого значения – новичкам лучше даже не раскладывать кайт, это опасно, – предостерегает Богдан. – Тяга крыла очень мощная, может легко и в воздух поднять. А вот что касается температуры – тут всё индивидуально. Кайт выдержит и минус 30, лишь бы сам человек не мёрз.

В Певеке Богдан Лесняков катается не так часто, прежде всего, из-за холодной погоды. Обычно это происходит в начале зимы – в декабре, а затем весной – с середины марта по конец апреля.

– В Певеке зимой либо очень холодно и безветренно, либо тепло, но ветер за 25 метров. Поэтому я катаюсь в температурном режиме до минус 20 градусов при ветре от 4 до 10 м/с. Очень комфортно катать зимой по бухте на Косе в умеренный западный ветерок или в тундре в районе аэропорта, где иногда дуют несильные ветры южного направления. Эмоции очень позитивные. К ощущению скорости добавляется приятный свист ветра от строп кайта, чувство управления силой ветра и свободы в выборе направления движения. Под кайтом можно ехать и вправо, и влево, и по ветру, и против ветра. Это очень круто! Приятным бонусом в занятиях стало появление мотивации бросить курить. Адреналин от катания полностью вытеснил тягу к никотину. Главное – кататься надо в удовольствие! – подытожил Богдан Лесняков.

Кстати

Богдан Лесняков – не единственный кайтер в Певеке. Любовь к ещё не совсем привычному для Крайнего Севера делу объединила небольшую компанию из четырёх человек. «Два парня, братья, увидели меня как-то раз с доской во дворе, разговорились. Оказалось, что они сноубордисты. Вот, учу теперь их кататься под кайтом. А ещё со мной катается моя девушка», – сообщил Богдан.

Тем временем

Впечатляющий бросок на кайтах по Северам, занявший целых пять сезонов, совершили не так давно участники Transarctic Kite Expedition (Трансарктическая кайт-экспедиция), ход которой «КС» подробно освещал. В 2015 – 2020 годах несколько кайтеров автономно, без группы сопровождения, преодолели путь от города Мезень Архангельской области до Уэлена и Анадыря. Этапы их пути лежали через Воркуту, Тикси, якутское село Русское Устье и Певек. В самом северном городе страны кайтеры появлялись дважды: весной 2019 и 2020 годов – после завершения очередного этапа и в начале заключительного отрезка пути. Кроме кайтов и лыж, в их распоряжении были сани, на которых они везли припасы.