Силён, как волк, и не боится человека
04.07.2025

Елена ШНЫРЁВА
gazeta@ks.chukotka.ru
В российских регионах за последние годы наметилась экологическая, а подчас и социальная проблема, о существовании которой многие не подозревают. Имя ей – «волкособы». Именно так называют гибридов волков и собак, которые планомерно осваивают территории, становясь одной из угроз не только для дикой природы, но и для человека. Сегодня волкособы широко распространились от регионов европейской части России до Дальнего Востока, включая материковую Чукотку и даже остров Врангеля.
Так рождается новый вид
Учёные прямо утверждают, что рост числа волкособов произошёл не сам по себе. Их распространение стало прямым следствием человеческого вмешательства в природные процессы. Парадокс, но попытки контролировать численность волков привели к появлению этого, возможно, ещё более опасного зверя.
Дело в том, что при интенсивном отстреле волков разрушается структура стай, погибают опытные вожаки. Оставшиеся немногочисленные молодые волки не могут столь же эффективно охотиться. Чтобы компенсировать потери в популяции, срабатывает древний защитный механизм: волчицы начинают рожать значительно больше щенков, причём самок среди них может быть до 80 %. Возникший избыток молодых самок сталкивается с дефицитом самцов-волков, и в поисках партнёра волчицы спариваются с бродячими собаками. Так рождается новый вид хищника, сочетающий в себе силу и выносливость волка с отсутствием врождённого страха перед человеком, характерным для собак.
– Проблема волкособов требует комплексного подхода. Хаотичная охота только усугубляет ситуацию, стимулируя дальнейшее размножение и гибридизацию. Эксперты предлагают контролируемое изъятие волчат из логовищ, что требует глубоких знаний биологии волков и их поведения. Необходимо также решать проблему бездомных собак, контролировать разведение гибридов и повышать ответственность владельцев домашних животных, – считает начальник отдела по научной работе Государственного природного заповедника «Остров Врангеля» Ульяна Бабий.
География распространения волкособов впечатляет. В Алтайском крае депутаты ещё в 2023 году отнесли их к числу охотничьих ресурсов. Приморский край последовал этому примеру, наделив гибридов статусом обычного волка. Далёкая от нас Пензенская область тоже объявила волкособов охотресурсом из-за их опасности для человека. Наконец, в апреле 2024 года Краснодарский край открыл официальную охоту на расплодившихся гибридов.

Белый медведь – объект добычи
Достаточно остро проблема стоит и на Чукотке, где волкособы наряду с волками наносят ущерб оленеводству. Численность волков в округе, по данным регионального Департамента природных ресурсов и экологии на начало 2025 года, оценивалась в 1,5-2 тысячи особей, а появление гибридов, которые не опасаются человека, усугубляет ситуацию. И даже на заповедном острове Врангеля сейчас наряду с волками обитают и волкособы.
– Когда на острове Врангеля только создали заповедник (это произошло в 1976 году. – Прим. «КС»), волков там было совсем мало. Их отстреливали по специальному разрешению, и хищники почти не влияли на жизнь острова. Но как только охоту на волков запретили, их стало больше. Новые звери приходили с материка по льду, – рассказывает заместитель директора по охране Государственного природного заповедника «Остров Врангеля» Денис Васильев.
По словам специалиста, к 2006 году на острове насчитали уже 10 волков (возможно, в этот учёт попали не все животные). Год спустя нашли первые волчьи логова – они устраивали свои дома в старых норах песцов, расширяя их. Волкам хватало еды: сначала они охотились на северных оленей, а когда тех стало мало, переключились на овцебыков.
– В 2011 году на острове случилось необычное событие. Волчица встретилась с собакой с полярной станции и позже дала потомство. Так появились первые волко-собачьи гибриды. Сейчас таких хищников на острове уже 25-30 особей, и они освоили всю территорию, – добавил Денис Васильев.
Учёные стали замечать и тревожные случаи. Волки вместе с гибридами начали охотиться на белых медведей! На взрослых самцов нападать они опасаются, но пытаются атаковать молодых особей и медведиц с детёнышами. Фотоловушки не раз снимали, как по свежим следам медведицы с малышом идёт волкособ. Особенно впечатляет относительно недавний случай 2023 года, когда сотрудники заповедника своими глазами видели настоящую охоту. Два гибрида окружили небольшого умку и гнали его 3 километра до самого берега, нападая по очереди с разных сторон. Встаёт вопрос: не начать ли снова регулировать численность хищников на острове, чтобы защитить краснокнижного белого медведя?
Власти Чукотки в пределах своих полномочий адаптируют законодательство под новые реалии. Поправки в закон об охоте позволяют объявлять режимы регулирования численности хищников при нанесении ущерба сельскому хозяйству. Кроме того, вознаграждение за добытого волка в округе увеличено до 30 тысяч рублей за самца и 40 тысяч за самку. Однако правовое регулирование сталкивается с проблемой: формально волкособы пока считаются домашними животными, и закон об охоте на них не распространяется. В этой связи Чукотке можно попробовать пойти по пути других регионов и рассмотреть вопрос о прямом включении гибридов в перечень охотничьих ресурсов, чтобы получить возможность эффективно регулировать их численность.
Между тем

Первые случаи скрещения волка с собакой зафиксированы ещё в доисторическую эпоху. В Америке найдены останки волкособов, живших более 10 тысяч лет назад. Сознательные попытки вывести новую породу датируются уже XX столетием. Началом таких работ считается 1955 год, когда были скрещены немецкая овчарка и евразийский волк. Далее путём селекции отобрали наиболее поддающиеся дрессировке особи, в результате чего получился чешский волчак (на фото) – активная и смелая собака, внешне похожая на волка и сохранившая его силу и выносливость. Другие примеры пород, полученные в результате гибридизации волков и собак с последующим отбором, – китайская служебно-разыскная собака куньмин, а также итальянский лупо. И в том, и в другом случае предком со стороны собак тоже стала немецкая овчарка.
Гибрид или нет? Дискуссионным остаётся вопрос о степени родства волков и собак. Классический подход основывается на том, что это два разных вида. Однако есть точка зрения, согласно которой волк и собака относятся к одному и тому же виду, поскольку генетические различия между ними всего лишь в два раза выше, чем между разными породами собак. При таком подходе собаки (сanis lupus familiaris) классифицируются как подвид волка (сanis lupus). Исходя из этой точки зрения гибридом волкособа называть неправильно, поскольку гибридизация животных подразумевает скрещение особей двух разных видов или даже родов. Этот способ получения помесей разных видов известен человеку с древних времён. Например, такое животное, как мул, является результатом скрещивания осла и кобылы, а лошак – напротив, жеребца и ослицы.
Их поведение напоминает шакалье

Мария БЕЛОУСОВА
gazeta@ks.chukotka.ru
О волкособах накоплено достаточно данных. По поведению они радикально отличаются от своего дикого предка, то есть волка. Поскольку гибриды не боятся человека, они спокойно заходят в населённые пункты, могут устраивать логова в заброшенных постройках. В отличие от волков, которые избегают встреч с людьми и нападают только в крайних случаях, такие особи могут атаковать без провокации.
Внешне отличить волкособа от волка не всегда просто, но есть характерные признаки: более короткая морда, более острый угол между носовой и лобной костью, менее развитая жевательная мускулатура. У настоящего волка никогда не бывает висящих ушей и закрученного хвоста.
Особенно тревожит биологов репродуктивное поведение гибридов: если волки размножаются раз в год, то волкособы способны приносить потомство дважды, что резко увеличивает их численность.
Само поведение волкособов нарушает природное равновесие. В отличие от своих диких и домашних предков они демонстрируют повышенную агрессию и склонность к избыточной жестокости – например, могут перерезать десяток оленей, съев только одного. Такое поведение наносит серьёзный ущерб животному миру. Гибриды истребляют молодняк зайцев, птиц, разоряют гнёзда. Их поведение больше напоминает шакалье, чем волчье. Сбиваясь в плотные группы, они могут становиться переносчиками опасных заболеваний.
Конкуренция с настоящими волками может привести к вытеснению последних из их естественных ниш. В некоторых регионах Европы, например в итальянской Тоскане, до 70 % популяции составляют потомки волков с собаками.
Ещё одна серьёзная долгосрочная угроза – генетическое размывание вида. Скрещивание волков с собаками приводит к притоку генов, несущих признаки одомашнивания, совершенно непригодные для дикой жизни. При достаточной частоте такого переноса генов может произойти фактическое исчезновение волка как отдельного вида.
Примеры уже есть: гибридизация поставила под угрозу существование эфиопского волка и красного волка в США. Теперь эта опасность нависла и над серым волком, который может навсегда утратить генетические черты, выработанные эволюцией.
Кстати
Некоторые заводчики намеренно скрещивают волков с собаками, пытаясь создать экзотических питомцев, что уже вызвало прямые законодательные запреты подобной практики. Так, в мае 2019 года в Финляндии был прекращён частный проект по скрещиванию волков и собак, и в том же месяце Госсовет этой страны запретил продажу, рекламу и содержание гибридов волка и собаки. По словам тогдашнего министра сельского хозяйства Яри Леппя, это способствовало сохранению популяции диких волков Финляндии.