Анадырь






-7
ощущается как -14
81.49
92.84
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

КРЕПКИЙ, КАК СОБСТВЕННОЕ ИМЯ

02.04.2021

ФОТО АВТОРА Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru

О литературном наследии и человеческих качествах нашего недавно ушедшего из жизни коллеги, журналиста и писателя, редактора газетного приложения на чукотском языке «Мургин нутэнут» Ивана Омрувье говорили в прошлую пятницу на открытии выставки «Потомок оленных чаучу» в Музейном Центре «Наследие Чукотки». На ней представлены уникальные экспонаты и фотографии, рассказывающие о достижениях этого замечательного человека, так не любившего выставлять себя напоказ.

Омрувье переводится с чукотского как «крепкий», напомнила на открытии выставки памяти Ивана Васильевича старший научный сотрудник Музейного Центра «Наследие Чукотки» Екатерина Отке. И немного посетовала, что крепким орешком главный герой выставки был и в плане публичности – к примеру, не любил фотографироваться и был против выставки при жизни, хотя его регалии давно позволяли устроить персональную творческую экспозицию. Поэтому на мемориальной выставке можно увидеть в основном чёрно-белые снимки, часто с коллегами. Скромная автобиография на двух страницах, различные удостоверения, включая особенные, например международную карточку журналиста, а также статьи о том, кто всю жизнь сам рассказывал о других людях.
Первыми гостями выставки стали дальние родственники, друзья и коллеги. Они вспоминали хлёсткие газетные заголовки, например «Смерть пеликену!», или удивительные поступки Ивана Васильевича.
– Я случайно обмолвилась, что скоро мне исполнится 50 лет, – так он организовал мне юбилей в ДДТ с большим количеством гостей и подарков, – до сих пор поражается известный мастер-косторез родом из Уэлена Лилия Эйнес, которая 7 апреля этого года отметит 60-летие.
– Его любили даже рыбы, наверное, – пошутил дальний родственник Ивана Васильевича, научный сотрудник Владислав Нувано, помнящий, как порой даже слишком ответственно окарауливал стадо Омрувье, отложивший в своё время в сторону ручку и блокнот и отправившийся работать оленеводом, чтобы набраться языковой практики.
– Он вообще смелый человек был, мы познакомились лично в 1997 году, когда я лежал в больнице в Анадыре на обследовании. Тогда дела в местном совхозе обстояли совсем плохо, и Иван Васильевич попросил рассказать, что происходит. Я всё рассказал, но засомневался, стоит ли об этом писать, – не вышло бы чего. А он категорично заявил: «Нет, надо писать обо всём», – вспоминает фермер Анатолий Чейвытегин, который сейчас занимается возрождением оленеводства в Мейныпильгыно.
Непростому пути чукотских кочевников Иван Омрувье посвящал своё не только журналистское, но и литературное творчество. О жизни большого труженика и мастера печатного слова можно узнать подробнее на выставке в Музейном Центре «Наследие Чукотки» до 24 мая.