«ОН, КАК ПЕСНЯ, ПОЛОН СМЫСЛА»
05.02.2021
Указом Президента РФ в 1994 году Василию Кевкею было присвоено звание заслуженного артиста России. Является почётным гражданином Чукотки, ветераном труда Чукотского АО, хранителем традиций и победителем многих отечественных и международных конкурсов.

Полина ВОЛОДЬКОВА
volodkova@ks.chukotka.ru
В селе Чуванском 9 февраля 1961 года в семье оленевода Петра Кевкея и Марии Келечейвыной произошло знаменательное событие – на свет появился сын, которого нарекли Василием. Глядя на него, отец Пётр Семёнович был твёрдо намерен передать ему своё дело и знания, направив по проторённой предками дороге. Но судьба распорядилась по-своему...
«ДАВАЙ, ВАСЯ, БЕЙ...»
– С малых лет я наблюдал, как отец охотится, ловит рыбу, и всё он мне приговаривал: «твоя, сын, стезя –это оленеводство», – вспоминает Василий Кевкей. – Когда я учился, он как-то спросил меня, знаю ли я буквы и цифры. Я назвал все, какие вспомнил. Тогда он сказал: «Ого, а ты много знаешь! Но теперь иди работать в тундру». И так я оказался среди оленеводов, без опеки отца и матери, оказался в тундре, приучался к традиционной жизни. Потом меня приняли в бригаду, где табелировали и платили зарплату. А ещё через год я прошёл обряд инициации. Оленеводы подозвали меня, дали в руки нож, подвели к оленёнку: «Давай, Вася, бей вот так...». Это был мой первый трофей. Его глаза я буду помнить вечно. Сначала было очень страшно, но постепенно привык, научился разделывать оленей, снимать шкуру, которая шла на пошив одежды.
Я думаю, отец научил бы меня большему. Как говорила моя мама, он шаманил понемногу, баловался, так сказать, но определённо обладал какими-то знаниями.
Кое-что я перенял от него, впитал в себя. И взял бы от него много больше, если бы после школы ушёл в тундру, как хотел отец. Поэтому, когда я уехал учиться, возможно, он воспринял это как отрыв от корней...
Жизнь в тундре Васю Кевкея не то чтобы не привлекала, но казалась заранее предопределённой. Образ жизни чаучу – оленного человека сложился испокон веков и опирался на устоявшиеся традиции. Василию же хотелось чего-то иного. В бескрайние тундровые просторы, в жизнь своих земляков он всматривался другим взглядом, ощущая полноту и гармонию бытия.
volodkova@ks.chukotka.ru
В селе Чуванском 9 февраля 1961 года в семье оленевода Петра Кевкея и Марии Келечейвыной произошло знаменательное событие – на свет появился сын, которого нарекли Василием. Глядя на него, отец Пётр Семёнович был твёрдо намерен передать ему своё дело и знания, направив по проторённой предками дороге. Но судьба распорядилась по-своему...
«ДАВАЙ, ВАСЯ, БЕЙ...»
– С малых лет я наблюдал, как отец охотится, ловит рыбу, и всё он мне приговаривал: «твоя, сын, стезя –это оленеводство», – вспоминает Василий Кевкей. – Когда я учился, он как-то спросил меня, знаю ли я буквы и цифры. Я назвал все, какие вспомнил. Тогда он сказал: «Ого, а ты много знаешь! Но теперь иди работать в тундру». И так я оказался среди оленеводов, без опеки отца и матери, оказался в тундре, приучался к традиционной жизни. Потом меня приняли в бригаду, где табелировали и платили зарплату. А ещё через год я прошёл обряд инициации. Оленеводы подозвали меня, дали в руки нож, подвели к оленёнку: «Давай, Вася, бей вот так...». Это был мой первый трофей. Его глаза я буду помнить вечно. Сначала было очень страшно, но постепенно привык, научился разделывать оленей, снимать шкуру, которая шла на пошив одежды.
Я думаю, отец научил бы меня большему. Как говорила моя мама, он шаманил понемногу, баловался, так сказать, но определённо обладал какими-то знаниями.
Кое-что я перенял от него, впитал в себя. И взял бы от него много больше, если бы после школы ушёл в тундру, как хотел отец. Поэтому, когда я уехал учиться, возможно, он воспринял это как отрыв от корней...
Жизнь в тундре Васю Кевкея не то чтобы не привлекала, но казалась заранее предопределённой. Образ жизни чаучу – оленного человека сложился испокон веков и опирался на устоявшиеся традиции. Василию же хотелось чего-то иного. В бескрайние тундровые просторы, в жизнь своих земляков он всматривался другим взглядом, ощущая полноту и гармонию бытия.
ЧУКОТСКИЙ «ВОРОН» И МОДНЫЙ КЛЁШ
– Свою первую песню я сочинил в 14 лет, когда пришёл в наш марковский вокально-инструментальный ансамбль и просто сказал, что хочу петь. На что мне ответили: «Вот принесёшь нам чукотскую песню, тогда будешь у нас петь», – продолжает Василий Петрович. – Я помчался по селу искать у старейшин песню на чукотском языке. Они мне напевали, да всё было не то. Я ведь тогда рос на советской эстраде, поэтому успел приобщиться к современным музыкальным течениям. И на мой взгляд, для эстрадного исполнения эти песни ну никак не годились. В итоге решил сочинить сам. Но, как выяснилось, это не так просто сделать. И как-то на лыжной пробежке, размышляя обо всём этом, я ощутил, что слова сами собой начали складываться в песню. Записав их, принёс руководителю ансамбля. А он мне: «Пой!». Я растерялся – стихи у меня были, а музыки нет. Что делать? Я начал читать стихи, а там уже, наверное, от испуга появился и мотив. Так родилась песня «Ворон», а я был принят в коллектив, выучился играть на гитаре, с которой не расстаюсь до сих пор.
Василий тогда не думал, что сочинил что-то стоящее. Но вскоре на конкурсе школьных ансамблей их музыкальный коллектив «Тумгытури» с этой песней занял третье место. Впоследствии ещё не одно десятилетие «Ворон» будет звучать и в концертных программах «Эргырона».
– В 1970-е годы мы собирались с одноклассниками и под гитару пели разные иностранные песни, – вспоминает Василий Петрович. – Очень любили Высоцкого. Можно сказать, мы росли на его песнях. Был свой стиль и в одежде, и во внешнем виде. Все поголовно носили модные брюки клёш и длинные волосы.
– Свою первую песню я сочинил в 14 лет, когда пришёл в наш марковский вокально-инструментальный ансамбль и просто сказал, что хочу петь. На что мне ответили: «Вот принесёшь нам чукотскую песню, тогда будешь у нас петь», – продолжает Василий Петрович. – Я помчался по селу искать у старейшин песню на чукотском языке. Они мне напевали, да всё было не то. Я ведь тогда рос на советской эстраде, поэтому успел приобщиться к современным музыкальным течениям. И на мой взгляд, для эстрадного исполнения эти песни ну никак не годились. В итоге решил сочинить сам. Но, как выяснилось, это не так просто сделать. И как-то на лыжной пробежке, размышляя обо всём этом, я ощутил, что слова сами собой начали складываться в песню. Записав их, принёс руководителю ансамбля. А он мне: «Пой!». Я растерялся – стихи у меня были, а музыки нет. Что делать? Я начал читать стихи, а там уже, наверное, от испуга появился и мотив. Так родилась песня «Ворон», а я был принят в коллектив, выучился играть на гитаре, с которой не расстаюсь до сих пор.
Василий тогда не думал, что сочинил что-то стоящее. Но вскоре на конкурсе школьных ансамблей их музыкальный коллектив «Тумгытури» с этой песней занял третье место. Впоследствии ещё не одно десятилетие «Ворон» будет звучать и в концертных программах «Эргырона».
– В 1970-е годы мы собирались с одноклассниками и под гитару пели разные иностранные песни, – вспоминает Василий Петрович. – Очень любили Высоцкого. Можно сказать, мы росли на его песнях. Был свой стиль и в одежде, и во внешнем виде. Все поголовно носили модные брюки клёш и длинные волосы.

Егор ТЫНАРАЛИ, главный балетмейстер ансамбля «Эргырон»:
«Василий Петрович – «он, как песня, полон смысла» (это строчки из очень известной песни Кевкея «Оленёнок». – Прим. ред.). Он многогранен, разносторонен и, конечно, талантлив. Это поэт, музыкант, исполнитель, художник, интересный собеседник и отличный рассказчик. В творчестве Кевкея каждый слушатель всегда найдёт что-то понятное для себя и родное. Человек, не знающий чукотскую культуру, познакомится с ней. А родившийся здесь будет носить с собой его песню как образ, напоминающий об истоках».


РАСЦВЕТ В «ЭРГЫРОНЕ»
После окончания школы Василий Кевкей отправился поступать во Владивостокское художественное училище на художника-оформителя, которое успешно окончил в 1985 году. Здесь он не только приобрёл профессию, но и бесповоротно определил свой творческий путь – путь к песне. Именно там Василий Петрович серьёзно увлёкся авторской песней, побывав на концертах известных советских бардов.
Вернувшись в Чуванское, работал в агиткультбригаде. Ездил по тундре, оформлял альбомы и плакаты, возил оленеводам кинофильмы, некоторое время возглавлял Дом культуры села. И по-прежнему писал песни, которые исполнял под гитару.
Молва о таланте молодого Василия Кевкея дошла до музыкального руководителя ансамбля «Эргырон» Сергея Кузьмина, прибывшего в Чуванское.
– Честно сказать, на тот момент в ансамбле «Эргырон» я себя не видел, – говорит наш собеседник. – Но после недолгих раздумий принял предложение Сергея Петровича о поступлении в «Эргырон» и отправился в Анадырь. Однако здесь был зачислен не в музыкальную труппу, как предполагал, а в балетную. Два года я танцевал на сцене. Мне это понравилось, хотя хореографию получилось изучить не сразу. В Анадыре я освоил и ещё один новый для себя жанр – солиста-комика. С артистом ансамбля у нас был юмористический номер со скороговорками на чукотском языке. И вот там ко мне пришло новое понимание профессии. Уже будучи артистом «Эргырона», я поступил и окончил Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена по специальности «культуролог». Полученные в вузе знания мне в дальнейшем очень пригодились.
В ансамбле «Эргырон» Василий Кевкей проработал более 30 лет. В фондах Государственного академического чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон» есть немало записей его авторских песен. Там хранится и его основанная на чукотских легендах рукопись «Прикосновение к прошлому», по мотивам которой в 2014 году был поставлен одноимённый спектакль «Эргырона». По эскизам Василия Петровича были сшиты сценические костюмы. Особенно ценится артистами одежда шамана. На сцене в неё не раз облачался сам Кевкей, а сейчас часто выступает солист ансамбля Вадим Чайвын.
Директор «Эргырона» Виктор Цвигун так характеризует Василия Петровича:
– Талант должен приносить пользу своему народу. Когда Петрович решил уйти из ансамбля в 2014 году и заняться предпринимательством, бардовской песней и свободной пенсионной жизнью, остановить его было невозможно. Но как только в 2018 году коллектив начал готовиться к своему 50-летию, стало понятно, что Василий Петрович, как и многие другие, не работающие в коллективе по разным причинам, – это часть ансамбля, часть его истории. Поэтому он вернулся к нам на работу.
После окончания школы Василий Кевкей отправился поступать во Владивостокское художественное училище на художника-оформителя, которое успешно окончил в 1985 году. Здесь он не только приобрёл профессию, но и бесповоротно определил свой творческий путь – путь к песне. Именно там Василий Петрович серьёзно увлёкся авторской песней, побывав на концертах известных советских бардов.
Вернувшись в Чуванское, работал в агиткультбригаде. Ездил по тундре, оформлял альбомы и плакаты, возил оленеводам кинофильмы, некоторое время возглавлял Дом культуры села. И по-прежнему писал песни, которые исполнял под гитару.
Молва о таланте молодого Василия Кевкея дошла до музыкального руководителя ансамбля «Эргырон» Сергея Кузьмина, прибывшего в Чуванское.
– Честно сказать, на тот момент в ансамбле «Эргырон» я себя не видел, – говорит наш собеседник. – Но после недолгих раздумий принял предложение Сергея Петровича о поступлении в «Эргырон» и отправился в Анадырь. Однако здесь был зачислен не в музыкальную труппу, как предполагал, а в балетную. Два года я танцевал на сцене. Мне это понравилось, хотя хореографию получилось изучить не сразу. В Анадыре я освоил и ещё один новый для себя жанр – солиста-комика. С артистом ансамбля у нас был юмористический номер со скороговорками на чукотском языке. И вот там ко мне пришло новое понимание профессии. Уже будучи артистом «Эргырона», я поступил и окончил Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена по специальности «культуролог». Полученные в вузе знания мне в дальнейшем очень пригодились.
В ансамбле «Эргырон» Василий Кевкей проработал более 30 лет. В фондах Государственного академического чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон» есть немало записей его авторских песен. Там хранится и его основанная на чукотских легендах рукопись «Прикосновение к прошлому», по мотивам которой в 2014 году был поставлен одноимённый спектакль «Эргырона». По эскизам Василия Петровича были сшиты сценические костюмы. Особенно ценится артистами одежда шамана. На сцене в неё не раз облачался сам Кевкей, а сейчас часто выступает солист ансамбля Вадим Чайвын.
Директор «Эргырона» Виктор Цвигун так характеризует Василия Петровича:
– Талант должен приносить пользу своему народу. Когда Петрович решил уйти из ансамбля в 2014 году и заняться предпринимательством, бардовской песней и свободной пенсионной жизнью, остановить его было невозможно. Но как только в 2018 году коллектив начал готовиться к своему 50-летию, стало понятно, что Василий Петрович, как и многие другие, не работающие в коллективе по разным причинам, – это часть ансамбля, часть его истории. Поэтому он вернулся к нам на работу.