Анадырь






+ 15
ощущается как + 14
78.17
91.42
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

05.04.2019

На сайте дв2025.рф завершился сбор предложений для включения в Национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года. Следующий этап – голосование, которое продлится на сайте до 1 мая. Напомним читателям, что Национальная программа развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года, в соответствии с поручением Президента, должна быть подготовлена до 1 сентября 2019 года. Светлана МАЙОРОВА
gazeta@ks.chukotka.ru

Средняя заработная плата на Дальнем Востоке составила около 50 тысяч рублей. Таким образом, почти на 6 тысяч рублей больше зарабатывает среднестатистический житель Дальнего Востока по сравнению со среднестатистическим россиянином.


СТРАТЕГИЯ ПРИНОСИТ ПЛОДЫ
Если быть абсолютно точным, то, по данным Минвостокразвития, средняя заработная плата на Дальнем Востоке составила 49 797 рублей (рост 10,8 %), в то время как по России – 43 400 рублей (рост 9,9 %).
Такой разрыв не случаен. В Дальневосточном федеральном округе, где уже сегодня приняты особые меры государственной поддержки инвесторов и созданы особые условия для роста экономки, продолжает внедряться модель масштабного развития социальной сферы. По итогам прошлого года рост промышленного производства в России составил 2,9 % (2,1 % в 2017 году). Свою лепту в эту динамику внесли и регионы ДФО.
Стратегия развития Дальнего Востока, который раньше отставал от других регионов страны по ряду показателей, постепенно начинает приносить плоды. Отмечается заметный рост промышленности. В 2018 году он был в полтора раза больше, чем в среднем по России – индекс промпроизводства по итогам года составил 104,4 %.
Всё больше иностранных компаний рассматривают Дальний Восток как площадку для развития своего бизнеса. В регионах появляются новые предприятия. В сентябре 2017 года в Приморье на территории свободного порта Владивосток российское дочернее предприятие индийской КGK Group, которая является одним из крупнейших потребителей алмазов «Алроса», открыло производство по огранке алмазов. Следом ещё одна индийская группа компаний M.Suresh, оценив результаты работы первопроходца-соотечественника, выразила желание запустить в 2020 году аналогичное предприятие. M.Suresh уже зарегистрировала в России ООО «M.Суреш Владивосток», которое в прошлом году получило статус резидента свободного порта Владивосток.
Резиденты взяли во внимание и экологическое направление производства. К примеру, компания «Тапир-ЭКО» запустила в Комсомольске-на-Амуре линию по безотходной переработке покрышек. Руководство инвестора подсчитало, что только старые шины, разбросанные в черте города и пригороде, дадут предприятию работу на пять лет.
Фото: Анатолий Жданов Вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, подводя итоги минувшего года, также отметил, что объём накопленных прямых иностранных инвестиций достиг 30 млрд долларов, что составило 32 % от всех прямых иностранных вложений за пять лет.
Это внушительная цифра, однако, ради объективности, следует отметить, что это «средняя температура по палате». У каждого региона ДФО свои успехи и неудачи в развитии экономики. Опять же нужно учитывать, что в минувшем году территория Дальнего Востока заметно расширилась за счёт включения в её состав Бурятии и Забайкальского края, которые относятся к экономически депрессивным территориям.
20 тысяч новых рабочих мест создано в прошедшем году на территориях опережающего развития Дальнего Востока.
ЛИДИРУЕТ ЯКУТИЯ
Рост новых производств уже сейчас даёт позитивные плоды: всего в стадии проектирования и реализации находится более 1480 проектов, что позволило создать 20 тысяч рабочих мест.
Сейчас максимальный рост промышленности отмечается в регионах с мощными сырьевыми ресурсами: в Якутии (8,5 %) и на Сахалине (6,8 %). А вот ведущие по численности населения в ДФО Хабаровский и Приморский края показали спад индекса промпроизводства на 0,5 % и 2,1 % соответственно.
Лидирующая среди регионов ДФО по экономическим показателям Якутия в прошлом году добилась сразу нескольких рекордов. По данным правительства Республики, валовой региональный продукт (ВРП) впервые превысил 1 трлн рублей, добыча золота тоже впервые в современной истории Якутии перешагнула показатель в 28 тонн, добыча нефти достигла 12 млн тонн, угля – 17,7 млн тонн. Объём инвестиций в основной капитал составил 400 млрд рублей.
Конечно, эти результаты экономической деятельности пока далеки от того, чтобы стать лидером за пределами Дальневосточного региона, но Якутии удалось сравняться по ВРП с Ленинградской областью, который по оценочным данным в 2018 году составил 1,06 трлн рублей.
К примеру, созданный в Якутии индустриальный парк «Кангалассы» позволил региону сократить список продукции, которую приходится завозить из других регионов. Резиденты выпускают стеклопакеты, акриловые краски, котлы длительного горения и прочие товары. Прилавки магазинов заполнили овощи, выращенные в теплицах по японским технологиям.
Также в Якутии намечено производство нефтесорбентов, биопрепаратов для очистки почвы и воды от нефти и нефтепродуктов. В Хабаровском крае компания «Солнечный круг» совместно с южнокорейской компанией запустила завод по выпуску топливных гранул из отходов лесопиления, создано 47 рабочих мест. Поставщиками сырья станут резиденты ТОР «Комсомольск», которые занимаются лесопереработкой.
В целом Дальневосточный округ по итогам 2018 года может превысить показатели предыдущего отчётного периода по ВРП на 6,3 % и достичь 4,2 трлн рублей (5,5 % от общероссийского).
Минувший год собрал часть «урожая», заложенного различными стратегическими инициативами. Из привлечённых в ДФО инвесторами 326,5 млрд рублей почти треть приходится на 2018 год – 118 млрд рублей. В действие введено 183 предприятия, из которых половина – в минувшем году.

ОАЗИС ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
Бизнес потянулся на Дальний Восток, привлечённый различными льготами, которые можно получить, став резидентами территорий опережающего развития (ТОР) или же свободного порта Владивосток (СПВ). Благодаря улучшающемуся на глазах инвестиционному климату, уже сейчас свыше 60 тысяч человек получили рабочие места в ходе развития СПВ.
Минвостокразвития отмечает, что для улучшения инвестиционного климата в ДФО принято 39 федеральных законов и 167 актов правительства. Сложно отказаться от возможности в разы уменьшить себестоимость проекта и срок возврата инвестиций, даже с оглядкой на отдалённость региона от более экономически развитой части России.
Статус порто-франко позволяет стать как бы в стороне от таможенной зоны государства. Режим СПВ – это продолжение идей, которые были первоначально заложены в ТОР. Созданная в 2015 году в Приморье беспошлинная зона ввоза и вывоза товара быстро привлекла внимание соседних регионов, имеющих гавани. Постепенно режим СПВ распространился на Хабаровский, Камчатский края, Сахалинскую область, Чукотский автономный округ. В текущем году заявка поступила и от Амурской области, которая рассчитывает получить статус свободного порта для своей столицы – Благовещенска. Это единственный административный центр региона России, находящийся на государственной границе.
Резиденты СПВ получают целый букет преференций: от снижения административных барьеров до получения налоговых льгот и упрощения таможенных и визовых процедур. Это не может не привлекать представителей бизнеса. Количество резидентов свободного порта увеличилось с 116 в 2016 году до 1057 в 2018-м, а объём инвестиций в этот же период вырос с 118 млрд рублей до 582 млрд рублей.
К примеру, строительство дальневосточного зернового терминала в Приморье для экспорта аграрной продукции в страны Юго-Восточной Азии позволит увеличить объём перевалки зерна до 33,5 млн тонн в год. На первом этапе в 2020 году мощности перевалки составят 3,5 млн тонн в год, к 2023 году – 10 млн тонн в год. Проект входит в «дорожную карту» развития морских портов Дальневосточного бассейна и Восточной Арктики, которая утверждена протоколом заседания Правительственной комиссии по транспорту в марте 2018 года.

ТОР ДЛЯ НОВЫХ «РОДСТВЕННИКОВ»
Свой вклад в экономику ДФО вносят и резиденты ТОР. В марте принято решение о создании ещё двух территорий опережающего развития для двух новых «родственников» дальневосточных регионов – Бурятии и Забайкальского края. Таким образом, на Дальнем Востоке создано 20 ТОР, в которых инвесторы реализуют свыше 1,5 тысячи проектов. Благодаря этому уже введено в работу 195 предприятий, появились новые рабочие места.
Новые предприятия, созданные на территориях опережающего развития, стали солидным дополнительным источником финансовых вливаний в бюджеты разных уровней. Только за первую половину прошлого года поступления налогов по регионам ДФО выросли на 24 %, до 94 млрд рублей. Региональные бюджеты пополнились за это время на 22 млрд рублей. ТОР дали новый стимул для развития российских моногородов, в прошлом году налоговые поступления в 66 моногородах составили 2,3 млрд рублей.
Созданная в 2016 году на Сахалине ТОР «Южная», как ожидается, позволит региону со временем перейти на полное самообеспечение сельскохозяйственной продукцией. Резидент «Грин Агро-Сахалин», который реализует проект по созданию животноводческого комплекса на 3,8 тысячи коров, планирует занять до 36 % рынка молочной продукции на Сахалине. Свиноводческий комплекс в селе Таранай Анивского района производительностью 6 тысяч тонн мяса трудоустроил 160 человек, позволил на треть увеличить производство свинины в регионе, а также снизить цены на мясную продукцию.
Жители Чукотки, оценив предоставляемые возможности, стали создавать в ТОР малые предприятия, ориентированные на нужды местного населения. Резиденты территории опережающего развития начали выпуск продукции из оленины, дичи, рыбы и дикоросов, открылась молочная кухня. Выпуск собственных продовольственных товаров – немаловажный момент для региона, где продукты питания в основном завозятся с материка. Особая проблема для северной территории – дефицит овощей. Поэтому было запущено несколько тепличных проектов, предоставляемые преференции позволили вложить высвободившиеся средства в новое оборудование.
Развитие села Малокурильское на острове Шикотан тоже связано с новыми производствами в ТОР «Курилы». К 2020 году будет введён в эксплуатацию завод по глубокой переработке тресковых и лососёвых пород рыб, два роботизированных морозильных завода, склад на 15 тысяч тонн единовременного хранения продукции.
Ещё один рычаг для экономики использован в прошлом году, когда был введён интернет-сервис по предоставлению морских участков для аквакультуры. С его помощью реализовано право пользования 39 участками площадью около 9 тыс. га.
Это немаловажная составляющая экономики ДФО. Предприятия аквакультуры Приморья в 2018 году увеличили объёмы производства в сравнении с 2017 годом на 38 %, до 13,2 тысячи тонн. Добыча приморского гребешка составила почти 4 тысячи тонн, дальневосточного трепанга – 2,4 тысячи тонн, тихоокеанской мидии – 733 тонны, устрицы – 1,2 тысячи тонн, японской ламинарии – 4,6 тысячи тонн, морского ежа – 155 тонн и 15 тонн прочих беспозвоночных. Часть из этих продуктов пошла на экспорт, часть – к столу россиян.
Приморским хозяйствам аквакультуры предоставлено 268 рыбоводных участков общей площадью более 65 тыс. га.

ГЛАВНОЕ – ЭТО ЛЮДИ
Дальний Восток на фоне развития экономики остро нуждается в квалифицированных рабочих кадрах. К примеру, потребность верфи «Звезда» в Приморском крае в специалистах различного профиля на текущий год превышает 3,8 тысячи человек. Для привлечения высококвалифицированных кадров Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке открыло проектный офис. Судостроительный комплекс «Звезда» (резидент ТОР «Большой Камень») создаётся на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта.
При этом уровень безработицы в ДФО немного ниже, чем в соседнем Сибирском (6,7 %), и существенно ниже, чем на Северном Кавказе (11,5 %), но всё ещё выше среднероссийского (4,9 %). Вместе с тем, по оценке Минвостокразвития, в целом отток населения из ДФО снизился в два-четыре раза. Статистика показывает снижение оттока в Приморском крае, Якутии, ЕАО и Забайкалье.
Кардинально изменить ситуацию власти планируют за счёт новой программы развития Дальнего Востока до 2025 года с перспективой продления до 2035 года. Она должна объединить мероприятия нацпроектов и госпрограмм, стратегии развития всех дальневосточных регионов и начнёт работать с 1 сентября 2019 года. Основная её задача – увеличить темпы роста ВРП до 6 % в год, повысить качество жизни людей и социального развития регионов Дальнего Востока до уровня выше среднероссийского. Как следствие, всё это должно прекратить отток населения.

АКЦЕНТ НА ИНФРАСТРУКТУРУ
Новые предприятия активнее появляются там, где имеется развитая инфраструктура. ДФО с малой плотностью населения и большим количеством труднодоступных населённых пунктов как никакой другой регион России нуждается в новых дорогах, логистических центрах, транспортных узлах, современных аэропортах, вокзалах и прочих инфраструктурных звеньях.
Не случайно якорным резидентом ТОР «Хабаровск» стало ОАО «Хабаровский аэропорт». Одна из площадок предназначена для строительства современного пассажирского терминала с развитой деловой и коммерческой инфраструктурой AirCity. После завершения всех работ пассажиропоток возрастёт до 3 млн человек в год. Ввод нового терминала намечен на конец третьего квартала 2019 года. В ближайшие три года также планируется реконструкция аэропортов Охотска, Аяна и Херпучи – с этими населёнными пунктами есть только воздушное сообщение.
Планы по реконструкции к 2021 году международного терминала наряду с реконструкцией взлётно-посадочной полосы озвучил и аэропорт Якутск. Новую взлётно-посадочную полосу к 2025 году рассчитывает получить и аэропорт Южно-Сахалинска. Масштабные работы намечены и в аэропорту Благовещенска, на реконструкцию аэропортового комплекса выделено 4,2 млрд рублей.
Росавиация заявила, что в текущем году на реконструкцию аэродромной инфраструктуры будет направлено свыше 30 млрд рублей, причём из них 10 млрд рублей – на реконструкцию и строительство аэродромных комплексов в ДФО.
Резидент СПВ «Русские транспортные линии», который имеет представительства в портах Китая, Южной Кореи, Японии, Юго-Восточной Азии, Европы, США, Персидского Залива и многих городах России, в прошлом году завершил строительство двухэтажного здания под логистический комплекс в Находке. В целом логистика в 2018 году стала самой популярной отраслью экономики среди инвесторов (27 %). В основном это портовые проекты, складские и холодильные комплексы, грузовые терминалы, парковки. Владивостокский морской торговый порт за год нарастил грузооборот на 39 %, порт в бухте Троицы – на 76 %, порт в Хасанском районе – на 86 %. Владморрыбпорт заявляет о росте оборота на 14 %.
Новые предприятия стимулируют и развитие энергетической сети. Строятся новые ЛЭП, подстанции. Потребности резидентов ТОР «Надеждинская» дали толчок к началу реконструкции подстанции «Владивосток» – главного узла приморского энергокольца 500 кВ.
Запуск второй очереди маслоэкстракционного завода (МЭЗ) «Амурский» в Белогорске, запланированный на 2019 год, расширяет энергосети во втором по численности городе Амурской области. Потребности крупного потребителя электроэнергии запустили процесс обновления городских электросетей, ТОР Приамурья впервые получила на энергоинфраструктуру около 900 млн рублей федеральной поддержки.
Стимулировал развитие инфраструктуры и проект строительства в рамках ТОР спортивно-туристического комплекса «Горный воздух» на Сахалине, который занимает 800 га под трассы для катания на лыжах и сноуборде, протяжённость горнолыжных трасс составляет 25 км. Одобрен проект строительства пассажирской подвесной канатной дороги на горе Красная в Южно-Сахалинске. Помимо канатки длиной 2,3 км будут построены нижняя и верхняя станции, а также парковка для подвижного состава.
Благодаря проекту на Сахалине появится центр спорта и туризма, отвечающий требованиям мировых стандартов. До 2021 года общая длина горнолыжных трасс достигнет 80 км, появится шесть канатных дорог, гостиницы, рестораны, магазины, SPA-комплексы.

РОСТ БЕЗ ПАУЗ
Сегодня на Дальнем Востоке созданы центры экономического роста, куда идут существенные финансовые вливания, за счёт которых строятся больницы, школы, детские сады, спортивные комплексы.
На эти цели выделено до 2020 года в федеральном бюджете 65,2 млрд рублей, за счёт которых будет построено 22 больницы, 31 школа, 33 спортивных объекта, 10 Домов культуры.
Режим свободного порта Владивосток действует в пяти регионах и привлёк более 1 тысячи резидентов. Резидентами 18 территорий опережающего развития стали 330 предприятий, создающих рабочие места для 56,8 тысячи человек. По оценке Корпорации развития Дальнего Востока, инвестиции, заявленные в проекты ТОР и СПВ, составляют 2,9 трлн рублей, количество новых рабочих мест, по сравнению с уже созданными, увеличится в 5,5 раза и достигнет 118,5 тысячи.
Сегодня на Дальнем Востоке созданы центры экономического роста, куда идут существенные финансовые вливания, за счёт которых строятся больницы, школы, детские сады, спортивные комплексы.
За пять лет дальневосточным регионам нужно сделать серьёзный рывок, чтобы к 2024 году превысить все основные среднероссийские показатели жизни людей, как намечено по программе.
Дальневосточные регионы должны представить планы ускорения экономического развития в Минвостокразвития РФ до конца апреля.
На последнем заседании Госкомиссии на развитие социальной сферы выделено и получено 29 млрд рублей. Средства пойдут на строительство 42 фельдшерско-акушерских пунктов, 50 школ и детских садов, 20 Домов культуры, ремонт 18 медицинских учреждений. Также ранее были запланированы к строительству и ремонту 240 объектов.
Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ) рассчитывает на докапитализацию в размере 10 млрд рублей. Как сообщил гендиректор Фонда Алексей Чекунков, активы Фонда достигли 49 млрд рублей. По его словам, до конца года активы должны составить порядка 60 млрд рублей. Средства будут направлены на строительство конгрессно-выставочного центра на острове Русском, Находкинского завода минеральных удобрений и другие проекты.
Последний раз Фонд был докапитализирован в декабре прошлого года на 10,6 млрд рублей, которые пошли на финансирование 16 приоритетных инвестпроектов общей стоимостью около 170 млрд рублей, инвестиции Фонда составляют 40 млрд рублей. Около 20 % инвестиций Фонда идут на поддержку проектов малого и среднего бизнеса.
На данный момент, по данным Минвостокразвития, на территориях опережающего развития Дальнего Востока введено в эксплуатацию 79 новых предприятий с объёмом инвестиций 40,7 млрд рублей и создано более 5 тысяч новых рабочих мест. Планы на 2019 год не менее амбициозные: будут созданы два ТОР в новых регионах ДФО – Республике Бурятия и Забайкальском крае. Также на всей территории ДФО планируется увеличить количество инвесторов, получивших статус резидента территории опережающего развития, до 430, что позволит создать более 60 тысяч рабочих мест.
Достигнутые результаты стали возможны, благодаря проведению на Дальнем Востоке новой экономической политики, разработанной по поручению президента Владимира Путина.
Бизнес потянулся на Дальний Восток, привлечённый различными льготами, которые можно получить, став резидентами территорий опережающего развития или же свободного порта Владивосток. Благодаря улучшающемуся на глазах инвестиционному климату, уже сейчас свыше 60 тысяч человек получили рабочие места в ходе развития СПВ.