Анадырь






-7
ощущается как -14
80.89
90.11
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

«ЗОЛОТОЙ ВОРОН» СТАЛ НА КРЫЛО

20.03.2020

Главный приз фестиваля – «Большой золотой ворон» из клыка моржа, выполненный художником-косторезом Александром Дьячковым, в этом году улетает во Францию к создателям фильма «Год в Гренландии». ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru

Кто станет обладателем «Большого золотого ворона» IV Международного арктического кинофестиваля невозможно было предугадать вплоть до последнего момента. Мнение зрителей в итоге не совпало с оценкой профессионального жюри, что случается довольно часто, отметила одна из судей, программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева. По решению анадырской публики главная награда «Золотого ворона» отправится во Францию авторам художественного фильма «Год в Гренландии». Правда, улететь статуэтке из клыка моржа вместе с организаторами, членами жюри и гостями во вторник, сразу после закрытия кинофорума, не удалось – пурга позволила «Золотому ворону» ещё немного «покружить» над Чукоткой.


ГОЛОСОВАЛИ СЕРДЦЕМ…
– Пришлось задержаться по погоде ещё на сутки, видно, потому что зрители не хотели отпускать наших гостей, – пошутила продюсер фестиваля Оксана Лахно. – Действительно, много людей после просмотров оставались пообщаться, задавали вопросы, встречались с гостями. Они в целом стали более вдумчиво и осознанно смотреть картины, активно обсуждать фильмы и формулировать свою позицию, что, безусловно, очень радует. Значит, за годы фестиваля сформировался «наш» зритель, мы же в свою очередь будем и дальше развивать кинематографический вкус публики.
Организаторы «Золотого ворона» отобрали и чередовали в показах как чисто фестивальное кино, которое может быть не «прочитано» неподготовленной публикой, так и зрительские, яркие, понятные с первого взгляда картины. Покоривший сердца большинства зрителей «Год в Гренландии» французского режиссёра Сэмюеля Колларде как раз именно такой. Это трогательная история о взаимном влиянии культур и перевоспитании датского учителя, на год занесённого судьбой в маленький гренландский посёлок, и поначалу не оценившего по достоинству местного уклада жизни. Фильм-обладатель Гран-при по традиции фестиваля ещё раз показали на его закрытии.

… И РАЗУМОМ
Непонимание между разными социальными группами, стремление «просветить» людей, которые в этом не нуждаются, стало одной из главных тем русской драмы, получившей специальный приз жюри за операторскую работу и совершенство изобразительной пластики. «Простой карандаш» Натальи Назаровой очень выразительно, но, по мнению некоторых зрителей, слишком жёстко рассказал о взаимоотношениях интеллигенции и представителей криминального мира.
– Зачем нам вообще это показывать? Я в своей жизни такого не видела, чтобы били учителей, и не хочу это смотреть на экране, – выразила своё мнение при обсуждении после показа одна из зрительниц.
С ней солидарна и жительница села Нутепельмен Анна Арены, которая сейчас находится в Анадыре и потому смогла попасть на кинопоказы:
– Я даже не осталась на обсуждение, настолько нехороший осадок от просмотра. Очень трагичный фильм, неужели в глубинке России так живут? (фильм снимался в городе Сегеже на севере Карелии – Прим. ред.).
С ней категорически не согласна прожившая 45 лет на материке, а ныне жительница Анадыря Алла Коломиец:
– Фильм хорош от начала до конца. Да, психологический, непростой, к нему нельзя поверхностно относиться, это очень честное и глубокое кино о современной жизни. На меня фильм произвёл очень сильное впечатление – не такое тёмное, как говорили в зале, но и не светлое, конечно. Заставил задуматься.
Организаторы фестиваля того и добивались, чтобы зрители умом и сердцем потрудились при просмотре фильмов. Серьёзную работу в этом отношении нужно было провести и для восприятия видеосимфонии норвежского режиссёра Яна Вардона «Низвержение в Мальстрём». Этот фильм, находящийся на стыке документального и художественного кино, жюри оценило как лучший среди неигровых картин. Снятый по мотивам одноимённого рассказа Эдгара По, он с самых удачных и порой неожиданных ракурсов показывает реально существующий в Норвежском море водоворот, а также жизнь на ближайших Лофотенских островах. И всё это под музыку Филиппа Гласса, запись пьесы которого была утрачена и не исполнялась более 30 лет. Самая оригинальная работа фестиваля без единого слова больше часа за счёт продуманного и закрученного, как спираль, видеоряда удерживала внимание зрителя, показывая жизненный цикл от рождения до смерти, и получила высокую оценку профессионалов за цельность артистического видения.
– Я не ожидал такого признания, поскольку было много разных хороших картин. Мой фильм необычный и выбивался из рамок фестиваля, это не совсем документальное или художественное кино. Не уверен был, что получу награду, и потому приятно удивлён, – сказал на церемонии закрытия фестиваля «Золотой ворон» Ян Вардон.
«Малого золотого ворона» по итогам конкурса полнометражных фильмов получили: норвежский режиссёр Ян Вардон за документальную ленту «Низвержение в Мальстрём» и кастинг-директор художественного фильма «Эхо» Вигфус Тормар Гуннарссон, специальным призом – медальоном из клыка моржа отмечен режиссёр картины «Мужчина и его семья – приключение в Гренландии» Микаэль Страндберг. ФОТО: ЗЕМФИРА АЗАМАТОВА Кстати, жители Чукотки первыми в мире, благодаря фестивалю, смогли оценить эту хорошо срежиссированную и смонтированную ленту, на съёмки которой ушло четыре года. Кроме того, показывался фильм, когда все кинотеатры Норвегии были закрыты на карантин.
«Низвержение в Мальстрём» имеет отсылку и к Брекзиту – выходу Британии из Евросоюза. По глубокому убеждению режиссёра, это политическое решение повергло Европу в хаос не меньший, чем человека может вовлечь водоворот.
А вот авторы другой работы-победителя «Золотого ворона» – совместного исландско-французско-швейцарского художественного фильма «Эхо» режиссёра Рунара Рунарссона никаких скрытых смыслов и посвящений не делали.
– Мы не старались сделать что-то экстраординарное, просто показали жизнь людей, – скромно сказал после награждения кастинг-директор картины Вигвус Тормар Гуннарссон, получив из рук Гойко Митича приз за многогранную кинематографическую модель современного мира.
К слову, сам известный и любимый на Чукотке сербский актёр тоже был удостоен специальной новой награды фестиваля – «За вклад в развитие киноискусства», что растрогало его до слёз.
Увидев, как растрогался Гойко Митич от вручения неожиданной для него награды «За вклад в развитие мирового киноискусства», зрители решили поддержать любимого актёра и в едином порыве встали со своих мест. ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ
За храбрость и искренность продолжительными аплодисментами и специальным призом наградили такжё одного из режиссёров и одновременно главного героя документального фильма «Мужчина и его семья – путешествие в Гренландии» Микаэля Стандберга. Видеохронику экстремальной экспедиции, во время которой начала слепнуть его дочь, режиссёр представляет заочно, из-за ситуации с коронавирусом, на VI Якутском международном фестивале, стартовавшем в среду.
– Я уверен, что фильмы «Золотого ворона» (показ больше половины из них был премьерным в стране – Прим. ред. ) ещё покажут себя в фестивальной программе России, – отметил на официальной церемонии закрытия губернатор округа Роман Копин. – Фестиваль «Золотой ворон» стал яркой страницей культурной жизни Чукотки, благодарю за это всех организаторов, гостей и зрителей праздника.

КОРОТКО И НЕ ВСЕГДА ЯСНО
В этом году любителям короткометражных фильмов на фестивале «Золотой ворон» особенно повезло: помимо 13 конкурсных работ (и документальных, и игровых) можно было на специальном показе оценить семь фильмов последнего канадского фестиваля «ImagineNATIVE». С помощью «эха» дружественного организаторам «Золотого ворона» киносмотра зрителей Чукотки «приучали» смотреть именно фестивальные работы, к примеру, видео-арт «Булыжники», во время которого всё, что происходит на экране – это шевеление камней, выпускающих и запускающих обратно в свою груду человека. Были и более понятные зрителям документальные ленты, которые рассказывали, к примеру, о возрождении популярности этнического тату. Древнее искусство долгое время в Канаде было под запретом, а сейчас национальные узоры с гордостью набивают у себя на коже коренные жители.
Не боясь общественного осуждения, сохранили в семье представительницы северо-американской этнической общности кри Дженифер Дизарт одну важную плёнку. Она напрямую доказывает, что охота на оленя (в Канаде его называют «карибу») – это и женское дело. Съёмки первой охоты своей тёти молодой антрополог использовала для создания документального фильма, который Дженифер лично представила на фестивале «Золотой ворон».
– По официальной версии, женщины-кри не охотились на карибу. Соединив домашнее и архивное видео, я доказываю местному и мировому сообществу, что это не так. Есть истории и женщин-охотниц, и до сих пор, несмотря на споры, они добывают карибу для пропитания, – отметила на презентации одного из фильмов фестиваля «ImagineNATIVE» Дженифер Дизарт.
Её также волнуют проблемы изменения путей миграции оленей из-за строительства ГЭС. Конфликт интересов экологии и экономики очень ярко и со всех сторон был продемонстрирован и в документальном конкурсном фильме «Эскимосская корпорация», где показана борьба местных жителей, даже друг с другом, за разведку нефти на участке, где традиционно проживают аборигены.
– Это очень жизненно, нужно сохранять традиции и бороться за свои права, в Канаде это больше развито, чем у нас, – считает зрительница Ольга Ранаврольтына. – Лично я готова даже жить в менее комфортных условиях, если развитие производства станет мешать традиционным путям миграции животных.
Именно фильм, посвящённый передаче древних традиций, и получил наибольшее количество голосов зрителей – в конкурсе неигрового короткометражного кино победила работа американского режиссёра «Игры на выживание: культура, сохранённая во льду» режиссёра Николаса Натале. А среди художественных «короткометражек» зрители больше других оценили «Мясорубку» российского режиссёра Владимира Бахановича, которая оказалась совсем некровожадной историей о взрослении подростков.
Специальный приз оргкомитета получил также известный фигурист и начинающий режиссёр Максим Шабалин за фильм о воспитании спортивного характера «Умри, Джульетта!», о котором мы расскажем в следующем номере «КС».
ФОТО: ЗЕМФИРА АЗАМАТОВА
ДВОЙНОЕ ПОПАДАНИЕ ВЛАДИМИРА СЕРТУНА. По любопытному и весьма символичному стечению обстоятельств, право объявить картину-обладателя Гран-при «Золотого ворона» выпало победителю специальной программы фестиваля «Киновзлёт» Владимиру Сертуну. Несколькими минутами ранее он сам выходил на сцену за медальоном из кости, а потом, когда губернатор Роман Копин произвольно назвал ряд и место, чтобы занимающий его зритель вышел на сцену для вручения главного приза, оказалось, что им стал человек, который снял на Чукотке лучший любительский фильм.