Анадырь






+ 15
ощущается как + 14
83.00
98.30
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ПОД «ПРИКРЫТИЕМ» ЦЕНТРОБАНКА

20.05.2016

Подготовил Антон КОВАЛИХИН
gazeta@ks.chukotka.ru

О том, как уберечься от преступных посягательств аферистов, прикрывающихся именем Банка России, мы попросили рассказать исполняющего обязанности управляющего Отделением Анадырь Банка России Елену Васильеву.


СХЕМЫ ОБМАНА
– Основной целевой аудиторией для мошенников является социально незащищённый слой населения – пенсионеры, однако и другие могут стать потенциальными жертвами, – отметила собеседница «КС». – Конечно, мошеннических схем, основанных на использовании доверчивости людей, много, однако можно выделить несколько основных, знание о которых позволит гражданам минимизировать риск обмана.
По словам Елены Васильевой, бывает, что мошенники по телефону или посредством SMS-сообщения, представляясь сотрудниками Банка России или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями), предлагают получить денежную компенсацию за ранее приобретённые товары или оказанные услуги, предварительно оплатив «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат» (возможны варианты). Деньги, как правило, надлежит переводить на счёт некоего физического лица. Для убедительности мошенники упоминают в разговоре адрес Банка России (Москва, ул. Неглинная, 12), указанный на официальном сайте.
Кроме того, позвонивший по телефону мошенник может представиться адвокатом и даже назвать фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или области и тоже предлагает получить компенсацию за что-нибудь. Потенциальным жертвам могут для убедительности направить даже якобы копии паспорта, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов. Однако на самом деле эти документы являются сфальсифицированными.
В подобных случаях мошенники прежде всего пытаются добиться перечисления им денежных средств по различным основаниям, чтобы потом можно было бы получить обещанную компенсацию. А если гражданин перечислил деньги, ему могут поступать повторные требования оплаты по так называемым дополнительным основаниям.
Также получила распространение преступная схема, когда человеку по телефону предлагают вложить деньги на «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». При этом их необходимо перевести на счёт некоего вымышленного «финансового представителя Банка России». Но связаться с этим «представителем» после перевода, естественно, уже не удаётся.
Ещё один из вариантов мошенничества – рассылка SMS-сообщений или звонки гражданам с информацией о том, что их банковские карты якобы заблокированы. При этом в SMS в строке «Отправитель» отражается номер телефона или текст, который должен указывать на принадлежность к Банку России. Например, может использоваться слово Сentrobank либо другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком. Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ
– Поскольку все виды социального мошенничества связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомлённостью потерпевших, мы рекомендуем жителям Чукотки проявлять бдительность и не реагировать на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить деньги для получения разного рода призов, выигрышей, компенсаций за ранее приобретённые товары различного назначения, включая медицинские, – продолжила Елена Васильева. – Также не следует перечислять деньги на предлагаемые счета и номера телефонов, нужно игнорировать и предложения о передаче денег при личной встрече.
Прежде чем принять любое решение, связанное с расходами по предложениям от незнакомых, внимательно обдумайте ситуацию, посоветуйтесь с близкими и родственниками. Перепроверяйте любую информацию, поступившую от неизвестных вам людей. Если они выступают от имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, коллегии адвокатов и т. п.), предварительно позвоните в эту организацию по её официальным телефонам.
При получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты немедленно свяжитесь с контактным центром коммерческого банка, выпустившего вашу карту. Причём сделайте это по телефонам, указанным на карте, а не в SMS-сообщении. Никому не сообщайте PIN-код карты, даже сотрудникам банка. Подлинные сообщения банка, как правило, направляются адресно и содержат последние цифры карты держателя. Ну и конечно, при малейших подозрениях на обман следует немедленно обращаться в правоохранительные органы.
Помните, что по законодательству Банк России не осуществляет банковские операции с физическими лицами, то есть не работает с населением как с клиентами. Этот запрет распространяется, в том числе, на начисление и выплату разного рода компенсаций, денежных выигрышей, приём денежных средств, блокировку банковских карт и иные операции с населением. Кроме того, Банк России не рассылает SMS-сообщения и не выплачивает денежные средства, включая компенсации.

Кстати

Два года назад в Банке России создана Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, имеющая разветвлённую сеть по всей территории страны. Она принимает от населения обращения и жалобы на деятельность финансовых организаций, являющихся поднадзорными Банку России как через специально созданный раздел «Интернет-приёмная» на сайте www.cbr.ru, так и в письменном виде. Кроме того, можно позвонить в контактный центр Банка Росси по номеру 8-800-250-40-72 (бесплатный звонок из регионов России).