СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ ДОСТУПНЫ ОНЛАЙН
14.05.2016

gazeta@ks.chukotka.ru
Одно из приоритетных направлений деятельности Росреестра на сегодняшний день – предоставление госуслуг в электронном виде. Насколько они востребованы жителями Чукотки и в чём их преимущество корреспонденту «КС» рассказал начальник Чукотского отдела Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому АО Александр ПОРОХНЯ.

– В электронном виде Управлением предоставляются две услуги: получение сведений о зарегистрированных правах и проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Услугу по получению сведений о зарегистрированных правах Управление оказывает достаточно давно. А вот документы на государственную регистрацию прав на недвижимость в электронном виде мы стали принимать только с 1 июня прошлого года. Поэтому она ещё не так востребована, как первая. Для понимания ситуации приведу несколько цифр.
В 2015 году в Управление поступило более 53 тысяч запросов о предоставлении сведений о зарегистрированных правах, из которых почти 30 тысяч – в электронном виде. Это больше половины. По итогам работы за первый квартал текущего года данный показатель увеличился уже на 20 %. Поступило 16 тысяч запросов, из которых 12 тысяч – электронные. В большинстве случаев в электронном виде запрашивают сведения органы и организации различных уровней власти. Вместе с тем сохраняется тенденция и к увеличению активности юридических и физических лиц. В прошлом году от них поступило почти 3 тысячи запросов в электронном виде – это каждый пятый запрос. В этом году каждый третий запрос от юридических и физических лиц был подан в электронном виде по сети «Интернет».
А вот услугой по предоставлению заявлений на государственную регистрацию прав в электронном виде в прошлом году воспользовались лишь 63 заявителя. Напомню, это за период с 1 июня по 31 декабря. Такое же количество заявителей уже представили документы на госрегистрацию в электронном виде с начала этого года. Так что востребованность услуги растёт.
– Сложно ли заявителю самому подать пакет документов на регистрацию прав на недвижимость через Интернет?
– Воспользоваться этой услугой можно с помощью электронного сервиса «Подать заявление на государственную регистрацию прав» на портале Росреестра. Есть пошаговые инструкции к сервису, сроки и стоимость услуги. Мы полагаем, что особенно востребованным он должен быть представителями органов власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями, тесно взаимодействующими с Росреестром, а также всеми профессиональными участниками рынка недвижимости: банками, риелторами, нотариусами и другими.
Для подачи заявления на регистрацию прав в электронном виде необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Цифровую подпись можно получить через специализированные удостоверяющие центры, выдающие такие подписи. Перечень таких центров имеется на портале Росреестра. Некоторые удостоверяющие центры предоставляют возможность формирования электронных подписей удалённо через сеть «Интернет». Для заявителей Чукотки удалённый способ будет наиболее удобен.
К тому же на портале есть раздел «Жизненные ситуации». Он позволяет заявителю в удобной и наглядной форме получить исчерпывающий набор сведений о действиях в конкретной ситуации. После заполнения интерактивного опросника заявитель видит перечень документов, которые необходимы в конкретной ситуации.
– На ваш взгляд, в чём преимущество электронных услуг?
– Все сервисы ведомства помогают получать сведения онлайн, при необходимости копировать их, получать информацию об обновлении данных по объектам недвижимости, о статусе запросов, дают возможность узнать кадастровую стоимость объекта и так далее. Электронные сведения не потеряются. Предусмотрено резервное копирование данных на всех уровнях.
Онлайн-услуги позволяют жителям округа получить такие преимущества, как экономия времени, исключение влияния человеческого фактора и сокращение затрат на оплату государственной пошлины. Можно не терять времени на визит в офис, а получить услугу, находясь дома или на работе.
Кроме того, государственная регистрация прав по заявлениям, поданным в электронном виде, проводится за пять рабочих дней. А если документы на госрегистрацию прав в электронном виде подаёт нотариус, срок регистрации сокращается до одного рабочего дня. Тоже экономия времени.
До сих пор многие граждане считают, что поставить недвижимость на кадастровый учёт и зарегистрировать права собственности – это сложно и отнимает много времени, в связи с чем обращаются за помощью к различным посредникам. Такие услуги стоят дорого и во много раз превышают размер госпошлины. А услуги, предоставляемые в электронном виде, дешевле, чем на бумаге. При подаче документов в электронном виде размер госпошлины для физических лиц сокращается на 30 %. Без преувеличения можно сказать, что электронные услуги Росреестра – это простой и безопасный способ получить услуги напрямую, без посредников, а также сэкономить деньги.
Справка «КС»
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому АО является федеральным органом исполнительной власти. Управление выполняет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии. Также Росреестр осуществляет государственный земельный надзор, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроль деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.