СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА – ПЕВЕК
17.05.2018

gazeta@ks.chukotka.ru
В день, когда на юге России открывали самый большой автомобильный мост Европы, соединивший Крым с Кубанью, в самом северном городе России на суд общественности были представлены изменения, внесённые в другой инфраструктурный проект века – плавучую атомную теплоэлектростанцию. О том, как в Певеке будет эксплуатироваться ПАТЭС, энергоблок которой в воскресенье должен прибыть в Мурманск для загрузки ядерным топливом, жителям Чаун-Чукотки рассказал заместитель генерального директора АО «Атомэнерго» Вячеслав Годунов.

Разумеется, и визит, и проведение общественных обсуждений никак не были связаны с экоистериками «зелёных» активистов, просто с 2014 года, когда и был разработан изначальный проект станции, ужесточились общероссийские правила сдачи объектов капитального строительства. Государство решило более ответственно подходить к вводу в строй новых промышленных объектов, и привычные, но уже устаревшие советские СНИПы теперь заменены актуализированными сводами правил.
К работам по корректировке проекта с учётом новых требований конструкторы приступили в октябре 2017-го, плановый же срок их окончания – конец июня текущего года. Впрочем, уже сегодня понятно, что и как именно будет изменено.
РАЗ В 100 ТЫСЯЧ ЛЕТ
– Первоначальный проект предполагал, что все объекты капитального строительства относятся к так называемому нормальному уровню ответственности, но так как строительные правила изменились, то ряд зданий перешёл в категорию повышенной ответственности. Это значит, что вводится дополнительный коэффициент по надёжности всех строительных изделий, конструкций и элементов, – пояснил на состоявшейся во вторник встрече с певекчанами заместитель генерального директора АО «Атомэнерго» Вячеслав Годунов.
По его словам, в первую очередь речь идёт о тех энергетических объектах, которые предназначены для жизнеобеспечения самого северного города России, снабжения его теплом и горячей водой.
Новый проект предусматривает и появление отдельного здания, которое будет использоваться в качестве убежища гражданской обороны.
– При проведении Главгосэкспертизы нам было высказано по этому поводу серьёзное замечание, ведь первоначально мы хотели разместить убежище в административном здании, – продолжил Годунов. – Наши рассуждения понятны: ситуация, когда обслуживающий персонал вынужден укрываться в спецпомещении в случае запроектных ядерных или радиационных аварий, – это чрезвычайно редкое событие, близкое к 10 в минус четвёртой, а скорее, даже в минус пятой степени. То есть произойти оно может раз в 10 тысяч или раз в 100 тысяч лет. Хочу отдельно сделать акцент на том, что при всех рассмотренных нами исходных событиях в любом случае последствия таковы, что вся радиация остаётся в защитной оболочке самого блока, наружу она не просочится ни при каких обстоятельствах.
Но отдельное здание – это требование законодательства о гражданской обороне, и мы ему подчиняемся.
Также на берегу появится отдельный комплекс пожарной части. В его состав помимо непосредственно здания депо будет входить учебная башня, тренировочная полоса препятствий, собственная трансформаторная подстанция, способная работать независимо от плавучего энергоблока.
– Первоначальный проект предполагал, что все объекты капитального строительства относятся к так называемому нормальному уровню ответственности, но так как строительные правила изменились, то ряд зданий перешёл в категорию повышенной ответственности. Это значит, что вводится дополнительный коэффициент по надёжности всех строительных изделий, конструкций и элементов, – пояснил на состоявшейся во вторник встрече с певекчанами заместитель генерального директора АО «Атомэнерго» Вячеслав Годунов.
По его словам, в первую очередь речь идёт о тех энергетических объектах, которые предназначены для жизнеобеспечения самого северного города России, снабжения его теплом и горячей водой.
Новый проект предусматривает и появление отдельного здания, которое будет использоваться в качестве убежища гражданской обороны.
– При проведении Главгосэкспертизы нам было высказано по этому поводу серьёзное замечание, ведь первоначально мы хотели разместить убежище в административном здании, – продолжил Годунов. – Наши рассуждения понятны: ситуация, когда обслуживающий персонал вынужден укрываться в спецпомещении в случае запроектных ядерных или радиационных аварий, – это чрезвычайно редкое событие, близкое к 10 в минус четвёртой, а скорее, даже в минус пятой степени. То есть произойти оно может раз в 10 тысяч или раз в 100 тысяч лет. Хочу отдельно сделать акцент на том, что при всех рассмотренных нами исходных событиях в любом случае последствия таковы, что вся радиация остаётся в защитной оболочке самого блока, наружу она не просочится ни при каких обстоятельствах.
Но отдельное здание – это требование законодательства о гражданской обороне, и мы ему подчиняемся.
Также на берегу появится отдельный комплекс пожарной части. В его состав помимо непосредственно здания депо будет входить учебная башня, тренировочная полоса препятствий, собственная трансформаторная подстанция, способная работать независимо от плавучего энергоблока.
ТОЧНО В СРОКИ
В свою очередь, о том, как сейчас идут работы по реализации проекта ПАТЭС, рассказал главный эксперт отдела проектных работ, нормативного обеспечения, лицензирования и экспертиз филиала АО «Концерн «Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» Игорь Выставкин.
– Как известно, в настоящий момент на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге полностью завершено строительство плавучего энергоблока, ведётся его буксировка в Мурманск (ориентировочная дата прибытия – 20 мая), где помимо загрузки реактора энергоблоку предстоит пройти комплексные испытания всех систем, в том числе под нагрузкой, – сообщил специалист. – Только после их успешного завершения он отправится на место своей стоянки в Певек. В самый северный город России «Академик Ломоносов» должен прибыть в июне-июле 2019 года.
Что касается береговых и гидротехнических сооружений ПАТЭС, то, по словам Выставкина, работа по их возведению в Певеке ведётся в соответствии с графиками, утверждёнными руководством Росатома.
– Можно сказать, что мы вышли на финишную прямую по погружению шпунта и анкерных свай – повернули строительство мол-причала под углом 90 градусов, и в ближайшие месяцы закончим все работы по этому объекту, – проинформировал эксперт. – Также на берегу у места будущей стоянки энергоблока полностью завершён демонтаж старых зданий, выполнена планировка территории и расчистка береговой зоны. Ведутся подготовительные работы для закладки фундаментов объектов капитального строительства.
Параллельно Дирекцией ПАТЭС совместно с другими филиалами Концерна «Росэнергоатом» ведётся подготовка необходимой документации – разрешения на ввод объекта в строй и на его эксплуатацию, которая запланирована на декабрь 2019 года.
На сегодняшний день отставаний от графика не зафиксировано. Проект реализуется точно в намеченные сроки.
В свою очередь, о том, как сейчас идут работы по реализации проекта ПАТЭС, рассказал главный эксперт отдела проектных работ, нормативного обеспечения, лицензирования и экспертиз филиала АО «Концерн «Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» Игорь Выставкин.
– Как известно, в настоящий момент на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге полностью завершено строительство плавучего энергоблока, ведётся его буксировка в Мурманск (ориентировочная дата прибытия – 20 мая), где помимо загрузки реактора энергоблоку предстоит пройти комплексные испытания всех систем, в том числе под нагрузкой, – сообщил специалист. – Только после их успешного завершения он отправится на место своей стоянки в Певек. В самый северный город России «Академик Ломоносов» должен прибыть в июне-июле 2019 года.
Что касается береговых и гидротехнических сооружений ПАТЭС, то, по словам Выставкина, работа по их возведению в Певеке ведётся в соответствии с графиками, утверждёнными руководством Росатома.
– Можно сказать, что мы вышли на финишную прямую по погружению шпунта и анкерных свай – повернули строительство мол-причала под углом 90 градусов, и в ближайшие месяцы закончим все работы по этому объекту, – проинформировал эксперт. – Также на берегу у места будущей стоянки энергоблока полностью завершён демонтаж старых зданий, выполнена планировка территории и расчистка береговой зоны. Ведутся подготовительные работы для закладки фундаментов объектов капитального строительства.
Параллельно Дирекцией ПАТЭС совместно с другими филиалами Концерна «Росэнергоатом» ведётся подготовка необходимой документации – разрешения на ввод объекта в строй и на его эксплуатацию, которая запланирована на декабрь 2019 года.
На сегодняшний день отставаний от графика не зафиксировано. Проект реализуется точно в намеченные сроки.
Кстати
Проектная документация ПАТЭС получила положительное заключение Государственной экологической экспертизы ещё в 2015 году, причём по всем параметрам сделано это было с определённым положительным запасом от критических показателей максимальных значений допустимого вреда окружающей среде. Теперь,
из-за изменений проекта, этот «задел» стал ещё более внушительным.
из-за изменений проекта, этот «задел» стал ещё более внушительным.