«Муму» и не только
04.10.2024


Римма АКСЁНОВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Пожалуй, главным культурным событием осени на Чукотке стал первый молодёжный фестиваль «Северный. Театральный. Наш». В течение нескольких дней в Анадыре начинающие актёры и режиссёры из Владивостока, Улан-Удэ, Хабаровска, Екатеринбурга и Калуги играли свои спектакли. Завершился фестиваль 1 октября капустником и показом постановки «Муму» – первой в мире сценической версии хрестоматийного рассказа Ивана Тургенева, где роль собаки исполнил робот.
Задание для капустника артисты получили накануне вечером, поэтому номера пришлось делать «с колёс». В итоге не обошлось без небольших накладок.
Первыми на сцену Окружного Дома народного творчества пригласили студентов Хабаровского государственного института культуры, однако их подвела звуковая дорожка, долго грузившаяся из интернета. Хабаровчанам дали время на подготовку, а на сцену вышли четыре режиссёра, которых аттестовали «четырьмя воинами из столицы Урала». Екатеринбургский государственный театральный институт представил на фестивале сценические эскизы по мотивам произведений Олега Куваева, науканской сказки, спектакля Виктора Розова «Вечно живые», а также по роману Евгения Водолазкина «Лавр». Судя по реакции публики, творческие эксперименты оказались довольно удачными.
– Где-то это выглядело странно, но это было по-режиссёрски. В конце концов, театр на то и театр, что должен вызывать догадки, мысли и различные аллюзии, – поделился директор ОДНТ и по совместительству ведущий Андрей Поведский.
Капустник продолжили гости из Владивостока, а затем зритель дождался Хабаровска, представившего постановку о Мушке-Мушиньо и Паучке-Паучиньо в жанре трагедии. Со своими сценическими номерами выступили выпускники Восточно-Сибирского государственного института культуры (г. Улан-Удэ) и студенты четвёртого курса театрального факультета Дальневосточного института искусств из Владивостока.
Прямая речь

Владислав Кузнецов, губернатор Чукотского АО:
– Лучшая оценка для актёров и организаторов театрального фестиваля – аншлаги на каждом спектакле… В этом году фестиваль «Северный. Театральный. Наш» стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Очевидно, что фестиваль должен стать регулярным, чтобы жители, не выезжая из округа, смогли увидеть постановки по самым интересным произведениям русской драматургии. Думаем над тем, чтобы площадкой фестиваля стал не только Анадырь и жители других районов смогли увидеть лучшие постановки.
Во время закрытия фестиваля Андрей Поведский представил тех, без кого он вряд ли бы состоялся.
– Мы благодарим за наш первый фестиваль Правительство Чукотского АО и лично губернатора Владислава Кузнецова, Президентский фонд культурных инициатив и продюсера Светлану Нехорошеву, – сказал он, пригласив её на сцену.
– От света прожекторов я вас не вижу, но чувствую. Отныне моя самая большая любовь – это анадырский зритель. Половина зала оставалась на обсуждениях прошедших спектаклей. Поверьте мне – это рекорд! – сообщила Светлана.

Заключительное событие фестиваля – показ спектакля «Муму» – анадырский зритель ждал с неподдельным интересом. Своей новой трактовкой памятного всем со школы рассказа «Театр села» из Калужской области, где играют выпускники ГИТИСа, уже наделал шума. Причина – использование в постановке собаки-робота. В сентиментальный, берущий за душу сюжет произведения Тургенева этот персонаж привнёс вполне современный смысл: барыня приказывает Герасиму утопить Муму, опасаясь «восстания машин» и в целом выражая протест искусственному интеллекту. Зрители поначалу мило улыбались роботу-псу, снимали его на телефоны, но, когда пришло время избавиться от верной собаки, всем стало жаль её...
По окончании спектакля зал аплодировал стоя.
– Замечательно всё прошло. Я, к сожалению, на первые два спектакля фестиваля не попал, но на остальных был. Сам по себе сюжет произведения Тургенева «Муму» печален и всем нам хорошо известен. В этом спектакле привлекает именно неожиданная трактовка. Но из всех увиденных в эти дни постановок больше всего мне понравился «Балаганчик» по пьесе Александра Блока, который поставили ребята из Владивостока, – поделился после просмотра клирик Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Стефан (Кашин).
Напомним, что фестиваль «Северный. Театральный. Наш» проходил в Анадыре с 27 сентября по 1 октября. За это время жители и гости столицы округа могли увидеть четыре спектакля, поставленных артистами из дальневосточных регионов, а также Калужской области. Свою постановку «Игра в чайку» по пьесе Чехова представил Государственный театр драмы им. Куваева. В кинотеатре «Полярный» состоялся спецпоказ сериала «Челюскин. Первые», съёмочной площадкой для которого стала Чукотка. Также в фестивальные дни прошли мастер-классы, интенсивы, творческая режиссёрская лаборатория и театральная гостиная «Пушкин».

«Мне кажется, он состоялся». В ходе фестиваля «Северный. Театральный. Наш» состоялись лекции и обсуждения с участием известного театрального критика Жанны Зарецкой. Мы спросили её мнение о первом молодёжном театральном фестивале на Чукотке. «Подобный фестиваль – это ещё один тип реализации хорошего настоящего современного театра. Это расширение возможностей для всех: зрители могут увидеть новые спектакли, актёры – познакомиться с новыми режиссёрами, администрации театров – пригласить понравившихся режиссёров и получить хороший спектакль. По сути, это диалог всех со всеми. Здесь рождаются новые связи, поэтому фестиваль имеет широкие цели. И мне кажется, что он в значительной мере состоялся», – поделилась мнением Жанна Зарецкая.

Классику стали перечитывать
Намджил УМИРАЛИЕВА
gazeta@ks.chukotka.ru
После закрытия фестиваля и показа спектакля «Муму» корреспондент «КС» задал несколько вопросов основателю калужского «Театра Села», который базируется в сельском поселении имени Льва Толстого (именно так называется этот населённый пункт!), Глебу Данилову.
– Глеб, как появилась идея постановки спектакля по произведению Тургенева с использованием робота?
– Мы с Калужской земли – родины отца космонавтики Константина Циолковского. Я написал пьесу «Илон Маск и Циолковский». Это разговор двух гениев, которые не похожи, но находят что-то общее и встречаются в наше время. Такая вот фантасмагория. По задумке в ней планировалось задействовать робота. Для этого наш театр приобрёл собаку-робота в Китае, которую может купить каждый. А потом нашу команду осенила мысль, что её можно использовать для постановки «Муму».
– Как это восприняла публика?
– О нас начали много говорить и писать, начиная от Артемия Лебедева и до топ-5 новостей Яндекса. Но более важна популяризация классики. Люди стали перечитывать «Муму».
– Вам не кажется, что это слишком вольное переложение классического текста?
– Я считаю, главное, чтобы не было пошлости на сцене. А так театр должен быть разный, тем он и привлекателен. Мы стараемся делать разные проекты. В случае «Муму» важно, что нам удалось сделать так, что эту железную обездушенную собаку зрителям стало жалко.
– Над какими проектами сейчас работает «Театра села»?
– «Театр села» – негосударственный, у нас нет постоянного бюджета, постоянной труппы. Приходится привлекать спонсоров, искать средства на постановки, собственно говоря, на всё. Поэтому мы не имеем право ставить что-то проходное. Нужно всё время что-то придумывать. Наша команда собирается каждую неделю, и я спрашиваю у коллег: «Чем будем удивлять?». Каждый предлагает идеи. У нас есть творческие планы, но пока это секрет. Надеюсь, что эти секреты в будущем будут раскрыты и на Чукотской земле.
– Ну, и напоследок вопрос традиционный. Как вам Чукотка?
– Вы знаете, нам крупно повезло. Помимо того, что мы находимся на прекрасно организованном театральном фестивале, мы ещё чудом попали на конференцию по чукотскому языку и были в яранге. С нашими девочками-актрисами вместе накрывали её шкурой, пили ферментированную кровь оленя, ели оленину, китовое сало – мантак. Кровь специфичная, не скажу, что мне понравилось. Но то, что мы здесь увидели, это впечатления на всю жизнь!
Кстати
На фестивале «Северный. Театральный. Наш» Глеб Данилов провёл интенсив по театральному краудфандингу (так называют метод и практику добровольного сбора средств с широкого круга людей, которые заинтересованы в реализации того или иного проекта). «У себя в Калужской области мы здание театра делили с аптекой, которая обанкротилась. И могло случиться так, что его пустили бы с молотка. Поэтому надо было спасать здание, чтобы расширить площадку. Это поставило перед нами задачу – собрать сумму на выкуп. Мы это сделали», – поделился Глеб, добавив, что на театральные проекты люди жертвуют разные суммы – от нескольких сот рублей до миллионов.