ДАЛЬНИЙ ВОСТОК СТАРТУЕТ С ЭКОНОМИКИ
08.02.2019

anton@ks.chukotka.ru
Полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития Александр Козлов в среду подвели итоги пятилетней деятельности по выполнению поручений главы государства о приоритетном развитии Дальнего Востока. Они также рассказали о задачах, стоящих перед макрорегионом в 2019 году, и ответили на вопросы журналистов. Два из них поступили с Чукотки и касались наиболее обсуждаемых в последнее время тем: реализации проекта по разработке Баимского месторождения, а также проблемы улучшения качества связи и Интернета.
Начал Юрий Трутнев с общей оценки социально-экономического положения Дальнего Востока, сообщив о том, что из намеченного удалось сделать, а что нет. По его словам, сегодня ДФО остаётся одним из самых динамично развивающихся макрорегионов страны. При этом уровень развития социальной сферы, привлекательность региона для жизни и качество инфраструктуры серьёзно отстают от многих других субъектов РФ.
– Позиция, что Дальний Восток надо развивать, существует давно. Но до этого, как правило, всё упиралось во фразу: «Дайте нам денег. Нам нужны деньги на больницы, на школы, на дороги». Они всем нужны, но их надо где-то взять, их надо заработать. Ждать, пока их заработают на других территориях, а потом вложить в Дальний Восток и его развивать? Так можно долго прождать. Поэтому старт с экономики считаю единственной возможностью: как только возникают предприятия, инвестиции, возникают и основания для социального развития, – расставил приоритеты полпред.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. ДФО в 2018 году продемонстрировал прирост промышленного производства в 4,4 % – в полтора раза выше, чем в среднем по стране, объём накопленных прямых иностранных инвестиций составил 32 млрд долларов. Это треть всех вложений, поступивших за последние годы в Россию.
– Фактически в Дальний Восток вложено 326,5 млрд рублей частных инвестиций, причём 118 млрд – в прошлом году. Создано 27 тысяч рабочих мест, практически половина из которых – в 2018 году, введены в строй 183 предприятия, и эти темпы будут нарастать, потому что реально работа началась лишь около четырёх лет назад, после формирования соответствующей законодательной базы. Это тот самый срок, после которого можно рассчитывать на то, что предусмотренные проектами предприятия заработают, – сказал Юрий Трутнев, добавив, что сейчас в стадии формирования и реализации в ДФО находится более 1480 проектов, включая такие крупные, как разработка Баимского месторождения на Чукотке.
УДОВЛЕТВОРЁН, НО НЕ СОВСЕМ
– Удовлетворены ли мы тем, как идут дела? Не совсем, – заметил вице-премьер. – Да, темп роста в ДФО неплохой даже для мировой экономики. Но президент на прошлом Восточном экономическом форуме поставил задачу добиться роста на Дальнем Востоке в 6 % в год. Мы знаем препятствия, знаем, что мешает, и нам есть над чем поработать.
В планах – внедрение высоких технологий, усиление позиций перерабатывающих производств, развитие рыбодобывающего комплекса и аквакультуры.
В социальной же сфере пока всё находится больше в стадии ожиданий: заниматься этим направлением, как заметил Юрий Трутнев, начали относительно недавно. По его словам, согласно нормативу, на Дальний Восток должно приходиться не менее 5,5 % инвестиционных расходов федеральных программ в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта. Но в связи с тем, что в ДФО вошли два новых региона, правительство увеличило эту цифру до 7,2 %. Всего же в ближайшие три года федеральный бюджет выделит на эти цели для макрорегиона 65,2 млрд рублей. На эти средства будут построены 22 больницы, 31 школа, 33 спортивных объекта, 10 Домов культуры.
Ещё одним инструментом должны стать национальные проекты и национальная программа развития Дальнего Востока.
– Для нас принципиально, чтобы все цели, поставленные президентом в нацпроектах, были выполнены по каждому субъекту, – подчеркнул Трутнев. – Есть решение о том, чтобы к 2024 году основные показатели жизни людей на Дальнем Востоке превышали среднероссийские. Сегодня по большинству из них мы пока отстаём. Поэтому направления, по которым мы будем считать работу в рамках нацпроектов недостаточной, будут учтены в нацпрограмме по развитию ДФО. Соответствующие предложения сейчас собираются на сайте дв2025.рф.
НОВАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ АРКТИКИ
Отдельный блок вопросов коснулся развития Арктики и северных регионов – эти задачи, по предложению премьер-министра Дмитрия Медведева, недавно были возложены на Минвостокразвития.
– В Арктике надо создавать систему преференций для проектов, – считает Юрий Трутнев. – Но она не может быть зеркальной по отношению к Дальнему Востоку, она должна быть совершенно другой. Потому что в Арктике с инфраструктурой, расстояниями, погодными условиями всё ещё намного сложнее. Поэтому мы будем создавать новую модель и начнём опять же с экономического развития, поддержки инвестпроектов, будем связывать их с Севморпутём, обеспечивать его безопасность и обслуживание в портах. Естественно, параллельно мы будем заниматься и вопросами жизни людей, развития территорий. Но я здесь вынужден попросить людей чуть-чуть подождать с интенсификацией социальных программ – всё-таки мы должны сначала запустить экономику. Чуть-чуть – это недолго. Уже говорилось о том, что на Дальнем Востоке мы где-то через два-три года после начала работы перешли к решению социальных проблем. Здесь будет такая же ситуация.
Проект освоения Баимской рудной зоны имеет для Чукотки фундаментальное значение – это практически удвоение валового продукта и 5 млрд долларов инвестиций.
БАИМКА КАК ФУНДАМЕНТ
Затем речь зашла о Чукотке. Поводом для этого стал вопрос корреспондента ИА «Чукотка» Павла Кошеленко, поинтересовавшегося, что даст округу вхождение проекта по разработке Баимского месторождения в расширенную ТОР «Чукотка».
– Этот проект довольно долго не двигался, и сейчас он «поехал». В основном потому, что мы смогли предоставить ему преференции и поддержку, – ответил полпред. – Мы сейчас находимся в стадии реализации проекта, но нужно будет затратить немало денег, в том числе и из бюджета, чтобы обеспечить его энергетикой. Проект освоения Баимской рудной зоны имеет для Чукотки, на мой взгляд, фундаментальное значение. Это практически удвоение валового внутреннего продукта, 5 млрд долларов инвестиций. Решение однозначное – мы будем делать всё от нас зависящее, чтобы этот проект был реализован.
Как заметил глава Минвостокразвития Александр Козлов, с запуском Баимки на полную мощность прирост добычи меди в России увеличится на 15-20 %. Это делает Баимскую рудную зону проектом не регионального, а российского масштаба.
Именно министру был адресован следующий вопрос, пришедший с Чукотки. Он касался проблемы отсутствия в округе скоростного и доступного Интернета.
– Вопрос насущный. Мы разговаривали с министром связи, и он полностью погружён в эту тематику, – сообщил Козлов. – Сегодня финансирование в программе Минкомсвязи имеется, возможность начать работы – тоже. Единственный момент – это очень затратное мероприятие. Мы можем сравнить его с большой работой, которая велась по поручению президента для Курильских островов. Сегодня Минкомсвязи поставило перед собой задачу организовать процесс так, чтобы понятие «дороговизна» ушло, для чего предлагается совместить проект с прокладкой высоковольтной линии из Магаданской области на Чукотку, тем самым снизив затраты. Сегодня со стороны Минкомсвязи данная работа ведётся, регион в курсе. У нас в ближайшее время запланирована совместная поездка на Чукотку, чтобы проработать вопрос до конца, определиться с «календарём» и фамилиями – кто за что будет отвечать персонально.
Всего в ходе двухчасовой пресс-конференции полпреду и министру было задано около двух десятков вопросов. В основном они касались развития отдельных регионов или реализации ключевых проектов. Много внимания было уделено двум новым субъектам ДФО – Бурятии и Забайкальскому краю, а также доступности для жителей Дальнего Востока полётов в Центральную Россию. Александр Козлов рассказал, что в этом году на субсидированные рейсы российских авиакомпаний Минтрансом России выделено 2,8 млрд рублей, но уже готов проект распоряжения о дополнительном выделении из Резервного фонда Правительства РФ 5,2 млрд рублей для Дальнего Востока, Крыма и Калининграда. Общий объём финансирования льготных перелётов должен позволить перевезти более одного миллиона пассажиров.
Затем речь зашла о Чукотке. Поводом для этого стал вопрос корреспондента ИА «Чукотка» Павла Кошеленко, поинтересовавшегося, что даст округу вхождение проекта по разработке Баимского месторождения в расширенную ТОР «Чукотка».
– Этот проект довольно долго не двигался, и сейчас он «поехал». В основном потому, что мы смогли предоставить ему преференции и поддержку, – ответил полпред. – Мы сейчас находимся в стадии реализации проекта, но нужно будет затратить немало денег, в том числе и из бюджета, чтобы обеспечить его энергетикой. Проект освоения Баимской рудной зоны имеет для Чукотки, на мой взгляд, фундаментальное значение. Это практически удвоение валового внутреннего продукта, 5 млрд долларов инвестиций. Решение однозначное – мы будем делать всё от нас зависящее, чтобы этот проект был реализован.
Как заметил глава Минвостокразвития Александр Козлов, с запуском Баимки на полную мощность прирост добычи меди в России увеличится на 15-20 %. Это делает Баимскую рудную зону проектом не регионального, а российского масштаба.
Именно министру был адресован следующий вопрос, пришедший с Чукотки. Он касался проблемы отсутствия в округе скоростного и доступного Интернета.
– Вопрос насущный. Мы разговаривали с министром связи, и он полностью погружён в эту тематику, – сообщил Козлов. – Сегодня финансирование в программе Минкомсвязи имеется, возможность начать работы – тоже. Единственный момент – это очень затратное мероприятие. Мы можем сравнить его с большой работой, которая велась по поручению президента для Курильских островов. Сегодня Минкомсвязи поставило перед собой задачу организовать процесс так, чтобы понятие «дороговизна» ушло, для чего предлагается совместить проект с прокладкой высоковольтной линии из Магаданской области на Чукотку, тем самым снизив затраты. Сегодня со стороны Минкомсвязи данная работа ведётся, регион в курсе. У нас в ближайшее время запланирована совместная поездка на Чукотку, чтобы проработать вопрос до конца, определиться с «календарём» и фамилиями – кто за что будет отвечать персонально.
Всего в ходе двухчасовой пресс-конференции полпреду и министру было задано около двух десятков вопросов. В основном они касались развития отдельных регионов или реализации ключевых проектов. Много внимания было уделено двум новым субъектам ДФО – Бурятии и Забайкальскому краю, а также доступности для жителей Дальнего Востока полётов в Центральную Россию. Александр Козлов рассказал, что в этом году на субсидированные рейсы российских авиакомпаний Минтрансом России выделено 2,8 млрд рублей, но уже готов проект распоряжения о дополнительном выделении из Резервного фонда Правительства РФ 5,2 млрд рублей для Дальнего Востока, Крыма и Калининграда. Общий объём финансирования льготных перелётов должен позволить перевезти более одного миллиона пассажиров.
Кстати
Говоря о развитии малой авиации, Юрий Трутнев пообещал совместно с главой Минвостокразвития Александром Козловым найти средства на приобретение самолётов «Байкал» (аналог Ан-2) производства Улан-Удэнского авиационного завода для будущей региональной авиакомпании, которую планируется создать для работы на территории Дальнего Востока.
«Я с министром промышленности и торговли РФ Мантуровым уже разговаривал и попросил его взять под контроль разработку проектной документации. Мы точно сделаем заказ на этот самолёт для регионов Дальнего Востока. Можно просто попросить губернаторов дать заявки, а можно им помочь с деньгами. Считаем, что мы с Александром Козловым деньги на закупку самолётов для региональной авиакомпании найдём», – сказал Трутнев на пресс-конференции.
«Я с министром промышленности и торговли РФ Мантуровым уже разговаривал и попросил его взять под контроль разработку проектной документации. Мы точно сделаем заказ на этот самолёт для регионов Дальнего Востока. Можно просто попросить губернаторов дать заявки, а можно им помочь с деньгами. Считаем, что мы с Александром Козловым деньги на закупку самолётов для региональной авиакомпании найдём», – сказал Трутнев на пресс-конференции.