ЧУКОТКА НОВОГО СТАТУСА
22.06.2017

gazeta@ks.chukotka.ru
В связи с тем, что до сих пор не всегда однозначно воспринимается, особенно за пределами округа, решение высшего законодательного органа Российской Федерации о выходе Чукотского АО из состава Магаданской области, возникает необходимость вернуться к этому историческому событию. И уже с высоты четверти века рассмотреть некоторые стороны этого неординарного политического решения федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти России.

Начнём с того, что Конституция РСФСР, действительно, позволяла законно, согласно статьям 83 и 84, претендовать на отделение одного от другого субъекта России. Лишь позже эти статьи были изменены и уже ни один субъект воспользоваться ими не смог. Поэтому некоторые упрёки в нарушении якобы Конституции РСФСР, скороспелости решения не основаны на правовых фактах. Ведь сам процесс отделения от Магаданской области начался ещё с решения II сессии окружного Cовета 28 сентября 1990 года и корректировался позже рядом других актов органов власти. Законность этих решений окружного совета всесторонне проверил и подтвердил Верховный суд РСФСР, рассмотревший официальное обращение Магаданского областного совета депутатов, где нам, группе представителей Чукотки, пришлось защищать свою позицию.
Это был период горбачёвской перестройки, когда в условиях всеобщей демократизации начался мучительный распад СССР. Татарстан, Башкортостан, Чечня и другие субъекты РФ делали очень крутые виражи вокруг своего суверенитета.
Долго и мучительно готовился Федеративный договор под руководством Руслана Хасбулатова. Во время этих многочисленных и довольно продолжительных встреч «разновеликие» так называемые матрёшечные субъекты России предъявляли друг к другу взаимные претензии и требования. Наши взаимоотношения с Магаданской областью были уже тогда, мягко сказать, не очень радостными и обострились с наступлением периода безбрежной демократии и, главное, отсутствия средств, когда реальное «спасение утопающих» становилось «делом рук самих утопающих»! И, действительно, приводились конкретные факты, когда бюджетные средства не всегда доходили до районов автономного округа.
РЕШАЮЩЕЕ СЛОВО ДЕПУТАТОВ
Чукотский окружной совет народных депутатов в составе 72 представителей от всех социальных слоёв региона оказался смелым и способным пойти на это неординарное решение в непростых социально-экономических условиях.
В связи с этим не могу не вспомнить хотя бы некоторые имена депутатов того периода, особо горячо, грамотно и убедительно доказывавших правоту и актуальность данного решения Чукотского окружного совета народных депутатов. Среди них наши депутаты – Илья Логинов, Зоя Бадмаева, Борис Козлов, Борис Фирсов, Юрий Дунаев и другие, руководители и сотрудники администрации округа. Не могу некоторых не назвать. Это Александр Назаров, Александр Волков, Владимир Ярыш, Татьяна Нестеренко, Владимир Калячайвыргин и многие другие. Решающую роль сыграла наша плодотворная, совместная работа с депутатами Магаданского областного совета народных депутатов – Татьяной Ачиргиной, Юрием Калянтограу и другими, а также реальная поддержка депутатов Верховного Совета РСФСР – председателя Палаты национальностей Рамазана Абдулатипова, наших депутатов – Майи Эттыринтынэ и Виктора Жигулина, Зои Корниловой из Якутии, Василия Сондыкова из Ханты-Мансийска и других.
Как показала история, полученный после отделения новый статус и правовое состояние помогло Чукотке в тяжелейших социально-экономических условиях России конца прошлого века и начала нового столетия выстоять и, возможно, даже лучше других субъектов России удержать приемлемый уровень жизни населения региона.
Кстати, приход на Чукотку Романа Абрамовича во многом является условием, связанным более с новым статусом региона, чем с какими-то другими субъективными доводами и факторами. Так что новый статус сыграл в большей степени положительную роль для всей истории Чукотки.
НАЗАД ДОРОГИ НЕТ
История этого шага Чукотки и итоги обретённого им нового статуса показали, на мой взгляд, ошибочность действий, когда губернизацию начали с ликвидации автономных округов. Ведь это не решает проблему укрупнения субъектов РФ, да и коренные народы Корякии, Эвенкии и Таймыра не в восторге от этого.
В последнее время постоянно вбрасываются тезисы о целесообразности возврата Чукотки в состав Магаданской области. Полагаю, что воссоздание этих субъектов в старой конструкции ничего нового для будущего России не даст, а скорее породит новые «старые» проблемы в их взаимоотношениях.
Непросто и драматично складывался развод Магадана и Чукотки, но зато как много мы видим сейчас возможностей и пользы при освоении, например, Баимской рудной зоны на Чукотке для выстраивания равноправных и главное реально нужных, добрососедских отношений регионов Северо-Востока России.
Поэтому, как любая знаменательная дата в истории нашей Чукотки, 17 июня 1992 года имеет свой неповторимый и самобытный исторический окрас и звучание. В этот день хочется всем неравнодушным жителям Чукотки сказать: «Дорогая Чукотка! С Днём обретения статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации!».