Анадырь






-7
ощущается как -14
81.56
93.17
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Север – это по любви

30.12.2022

ФОТО: АЛЕКСАНДР КРЫМОВ

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru

Завтра, когда большинство людей займётся подготовкой новогоднего стола, врач-неонатолог окружной больницы Артём Панькив будет находиться на своём боевом посту, хотя 31 декабря для него особенный праздник – день рождения, который часто остаётся в тени новогодней суеты. Может быть, в том числе поэтому собеседник «КС» не слишком любит отмечать день, когда появился на свет, и предпочитает брать дежурства в больнице и помогать другим только что родившимся людям.

Затянуло в Чукотку

Если лет 30 назад слово «неонатолог» для многих ещё нуждалось в расшифровке, то сейчас оно довольно прочно вошло в наш лексикон. Врач, который наблюдает ребёнка с первых дней жизни, особенно если что-то идёт не так, есть во многих больницах. В Чукотской окружной больнице с 2016 года даже работает отделение патологии новорождённых и недоношенных детей. И уже почти 15 лет в Анадыре трудится неонатолог Артём Панькив, который после окончания хабаровского медицинского вуза в 2006 году решил познакомиться с Чукоткой поближе.

– Накануне выпуска главные врачи медучреждений Хабаровского края предлагали поехать к ним, но это особо не привлекло. Зато у меня была одногруппница с Чукотки, и я имел некоторое представление об этом регионе. А незадолго до окончания института мама увидела по телевизору репортаж о Чукотке, о том, что там идёт активное развитие, есть современная модернизированная больница с новым оборудованием, и предложила поехать. Собрали денег на билет – и полетел, – рассказал Артём Панькив. – Поскольку я окончил педиатрический факультет, то хотел проходить хирургическую интернатуру, но, когда прибыл сюда, мне сообщили, что здесь нет детского хирургического отделения, поэтому интернатуру пройти смогу только педиатрическую. Подумал: что ж, педиатрия так педиатрия. К тому же с первых дней меня стало неимоверно затягивать в Чукотку. Сам по себе я интроверт, большое скопление людей меня напрягает, люблю, когда тишина и покой, и здесь я всё это получил, понял, что Чукотка – моя вторая родина, и я отсюда никуда не уеду.

На Чукотке у врача также проснулась любовь к путешествиям – поначалу пешим, а потом велосипедным. А вот путь в неонатологию он нашёл не сразу.

Дело случая

– Будучи интерном-педиатром, по работе я оказался в неонатологии – должен был осматривать новорождённых, оценивать их состояние и при необходимости назначать лечение. На тот момент работал высококлассный специалист Светлана Новосёлова – маленькая хрупкая женщина, которая могла назначать полноценное объёмное лечение, реанимировать ребёнка, билась за каждого. Невероятной энергии человек. Я заинтересовался, но пока продолжал осваивать другие специальности в интернатуре, – продолжил Артём Владимирович. – В середине 2007 года обстоятельства сложились так, что Светлана Новосёлова уехала с Чукотки. Вместо неё поставили доктора, который только что приехал после окончания интернатуры и тоже был педиатром. Не знаю, как получилось, но я начал ходить с ней на кесарево. Походил так два месяца и понял, что мне это действительно интересно. И по окончании своей интернатуры мы вместе с этим молодым врачом поехали на первичную специализацию по неонатологии. Отучился в 2007 году четыре месяца, а в январе 2008 года приступил к работе.

Тогда напарницу Артёма Панькива отправили в родильное отделение, а его самого – в детское, из состава которого в 2016 году и выделили отделение патологии новорождённых и недоношенных детей.

До последней минуты

Пользуясь случаем, интересно было узнать у собеседника «КС», чем чаще всего страдают новорождённые детки на Чукотке.

– У нас две основные нозологии – гипоксия мозга и желтуха, – удовлетворил наше любопытство врач. – Причины гипоксии – экология, эмоциональные нагрузки на женщину во время беременности – это всё в дальнейшем влияет на состояние ребёнка. Но нужно учитывать, что у ребёнка очень большие компенсаторные возможности, просто невероятные. Мы же, в свою очередь, создаём условия, в которых ему ком фортно находиться, он максимально окружён уходом с нашей стороны и любовью со стороны мамы. Ну а желтуха – это состояние физиологическое, она бывает в большинстве случаев, но начинаем её лечить, когда она переходит определённые сроки, имеет высокую интенсивность. Остальные болезни в меньшей степени проявляются, но при этом некоторые из них требуют очень много внимания и сил с нашей стороны. Начать, например, с недоношенных. Бывает, не всегда понятно, отчего наступили преждевременные роды. Ребёнок мог страдать ещё внутриутробно, а мог хорошо себя чувствовать. Был, насколько помню, случай, когда выходили ребёнка весом меньше килограмма. И на удивление, он потребовал минимальных лечебных мероприятий и выписался из больницы с минимальными последствиями.

Но в основном, по словам Артёма Панькива, приходится очень долго реабилитировать недоношенных детей, они требуют месяца и даже двух постоянного внимания, понимания, что с ними происходит, строгого соблюдения лечения и индивидуального подхода.

– Бывали, конечно, и случаи потерь. Неонатолог в таких ситуациях сопереживает и сострадает маминой потере, анализирует себя и свои действия, но всё это должно быть в определённой мере. Нельзя, чтобы самоанализ перешёл в самобичевание и чувство вины за смерть ребёнка отражалось на каждом следующем пациенте. Есть ситуации, когда рождаются дети с крайне тяжёлой патологией, шансы на выживание которых минимальны. Но в любом случае нами до последней минуты делается всё, чтобы ребёнок жил, – заверил Артём Владимирович.

МЫСЛИ НЕОНАТОЛОГА. Роды на Чукотке в ночь, когда один год сменяет другой, периодически случаются, но каких-то особенных новогодних историй опытнейший врач-неонатолог окружной больницы Артём Панькив не припомнит – его дежурства в праздничные дни всегда проходили спокойно.

«Главное, чем меня привлекает моя работа, – ты помогаешь новорождённому, беззащитному малышу выжить, прикасаешься к великому таинству рождения. И хотя в какой-то мере это становится рутиной, но иногда ловишь себя на мысли, что стоишь в родильном зале, где сейчас появится новая жизнь, и именно ты свидетель этого. Кроме того, хотелось бы отдельно отметить, что все профессиональные качества, которых удалось достичь, моё отношение не только к новорождённым, но и вообще к людям, признание коллег, всего этого не было бы без воспитания, данного мне родителями, за что им низкий поклон и большое спасибо», – подчеркнул врач.

Небо и велосипед

Помимо работы, есть у Артёма Панькива и несколько увлечений. С детства будущий врач интересовался авиацией. Когда переехал на Чукотку, установил на компьютер авиасимулятор и стал изучать, как устроен самолёт, как он взлетает и садится. Потом начал фотографировать самолёты, так и пришёл к споттингу. Этим словом обозначается увлечение наблюдениями за самолётами и их съёмка, этакая фотоохота на самолёты.

– Сначала на чужой фотоаппарат снимал, потом приобрёл свой и фотографировал Чукотку и самолёты. Глубоко в споттинг окунулся, когда переехал в Угольные Копи, где живу рядом со взлётной полосой. У меня огромное количество снимков самолётов со всех сторон и ракурсов. Постепенно пришёл к видеосъёмке, потом начал осваивать монтажные программы и редактировать видеоролики. У видео есть свои преимущества – не все моменты посадки и взлёта можно поймать на фото, – поделился впечатлениями наш собеседник.

Врач-неонатолог также любит покрутить педали. В первые годы жизни на Чукотке купил велосипед, не только катался по городу, но и выбирался до гор Михаила и Дионисия.

– Как-то возникла мысль кинуть клич и съездить на Дионисия с ночёвкой. Собрались большой компанией, но, когда приехали, опустился туман и пошёл снег. Так и переночевали на вершине Дионисия. С ребятами тогда хорошо сдружились, стали вместе ездить, а потом как-то подумал, что в городе достаточно велосипедистов. Почему бы не отмечать открытие сезона велопробегом? Так четыре года подряд и делали. Но в какой-то момент показалось, что идея себя исчерпала, и я перестал этим заниматься, – признался в завершение разговора Артём Панькив, который в итоге поменял двухколёсного коня на четырёхколёсного, купив машину.

Кстати

Артём Панькив констатирует, что дата рождения, пришедшаяся на Новый год, не стала травмой детства благодаря родителям, которые всегда старались разделить два праздника. Тем не менее собеседник «КС» от души сопереживает тем, кто родился 31 декабря или 1 января, когда всеобщее внимание направлено на встречу Нового года, а личный праздник людей остаётся немного в стороне.