СУДЬБА ЕЁ, ЧУКОТКА
09.08.2019

timchenko@ks.chukotka.ru
Свой юбилей Анфиса Никитьевна отметила 5 августа. Буквально за неделю до этого она получила награду
в номинации «Человек-легенда» на вечере, посвящённом 130-летнему юбилею окружной столицы. «Крайний Север», конечно, не мог пройти мимо такого события в связи с тем, что Анфиса Шарыпова является многолетним внештатным корреспондентом окружной газеты и на её счету бесчисленное множество статей, посвящённых истории и замечательным людям Чукотки.
КНИГА О ПРОШЛОМ
10 августа ожидается ещё одно событие: в Доме народного творчества состоится юбилейный вечер. Поговорить, послушать, вспомнить его участники наверняка смогут о многом: Анфиса Шарыпова вот уже 71 год живёт и трудится на Чукотке, 58 из них – в Анадыре, где она долгие годы работала в окружной больнице.
На её счету также несколько книг, посвящённых северному краю, в которых она описала его становление. Совсем недавно – в 2017 году – из-под пера вышла очередная книга Анфисы Шарыповой – «Чукотка – судьба моя», рассказывающая о послевоенной истории округа. Готовясь к разговору с юбиляром, корреспондент «КС» изучил этот 300-страничный труд. В аннотации Анфиса Никитьевна указывает, что описала не только свои первые шаги самостоятельной жизни на Севере, но и историю коллективизации в оленеводстве, тяжёлые военные и послевоенные годы жизни северян. Уникальность этой книги в том, что она написана не только на основании документальных данных и свидетельствах очевидцев событий, но и на личном опыте.
– На Чукотку я приехала 19-летней в 1948 году после окончания Уржумской фельдшерско-акушерской школы, а первым местом работы для меня стала районная больница посёлка Певек, – вспоминает Анфиса Никитьевна. – Тогда это было владение Дальстроя. В Певеке в ту пору на полторы тысячи гражданского населения приходилось около 15 тысяч заключённых, которые работали на оловянных рудниках и строили Певек. Говорят, что время было трудное, но мы не ощущали этого, потому что были молоды…
Анфиса Никитьевна до сих пор прекрасно помнит имена своих коллег – медсестёр и врачей, детали тех давно минувших дней. Объясняет это хорошей памятью, которая была ей свойственна с детских лет, а также интересом к событиям и окружающим людям.
– Мне всегда хотелось расспрашивать людей об их жизни. Потом появилась и потребность записывать впечатления на бумагу, – рассказала она.
В течение многих лет Анфиса Шарыпова сотрудничала с редакцией газеты «Крайний Север», причём писала не только на русском. Ряд её публикаций вышли в приложении «Мургин Нутэнут» («Наш край») на чукотском языке, который, по свидетельству редактора национального приложения Ивана Васильевича Омрувье, она очень хорошо знает.
Чукотский Анфиса Никитьевна изучила во время жизни в Марковской тундре, в селе Ваеги, куда она была переведена после четырёх лет работы в Певеке. Нельзя сказать, что это далось ей тяжело: язык она выучила в процессе повседневной трудовой деятельности.
– Ко мне на приём как к медику приходили коренные жители, с ними нужно было поздороваться, спросить, что болит, рассказать о ходе лечения, – вспоминает юбиляр. – С пациентами-эвенами было легче – они в основной массе знали и русский, а вот с чукчами нужно было говорить на их языке. Хорошо, что моя санитарка – эвенка по национальности – владела также русским и чукотским. Она-то меня и научила.
Долгие годы прожив в Анадыре, Анфиса Шарыпова до сих пор не утратила знания чукотского, хотя языковой практики в городской среде, конечно, не хватает.
ОТ ДРУЖБЫ К БРАКУ
В период работы в Ваегах сложилась и личная жизнь Анфисы Шарыповой. Своё счастье она нашла в браке с оленеводом Иннокентием Шарыповым.
– После Певека я стала работать в медпункте в Ваегах. Он представлял из себя продуваемый всеми ветрами деревянный домик, в котором ранее располагалась перевалбаза. Иннокентий к тому времени, в 1953 году, пришёл из армии, отслужив срочную службу в Уреликах Провиденского района. Он жил по соседству, и часто свободные вечера мы проводили за игрой в карты. Между нами не было того, что сегодня называют конфетно-букетным периодом. Просто через какое-то время он мне сказал: «Давайте подружимся» (а мы общались на «вы»). Я ответила: «А мы и так дружим», после чего этой темы мы какое-то время не касались.
Тем временем между нами росло чувство, и как-то раз, за совместной лепкой пельменей, мы незаметно стали обсуждать меню нашей помолвки. Стал вопрос о горячительных напитках, которые было не достать, да и не на что купить. Тут мне опять помогла моя санитарка, научив, как из ягодного сока и горсти риса сделать настойку. Вот её-то мы через пару недель и пригубили под пельмени со своими гостями – учительской парой и моей коллегой по медицинской работе. Гости нас поздравили с началом совместной жизни и через какое-то время разошлись. И что сделал молодой? Он отправился в поссовет на дежурство до шести утра, так как именно в эти дни Чукотка выбирала на пост председателя окрисполкома Отке, и моему Иннокентию нужно было считать бюллетени, – с улыбкой рассказала Анфиса Никитьевна о тех далёких событиях.
Иннокентий Шарыпов долгие годы проработал главным зоотехником совхоза имени XXII партсъезда села Тавайваам, ему был вручён орден «Знак Почёта». В самом начале 1960-х Шарыповы из ваежской тундры переехали в Анадырь. К этому времени в семье было двое сыновей – Леонид и Сергей, а уже в городе родилась дочь Раиса.
Сегодня клан Шарыповых разросся и пользуется большим уважением земляков. Старший сын является уполномоченным главы администрации по селу Краснено Анадырского района. В Анадыре живут и трудятся внуки Анфисы Никитьевны, а также её племянники с семьями.

Кстати
К 130-летию Анадыря в память о супруге, который ушёл из жизни более 20 лет назад, Анфиса Шарыпова подготовила книгу его воспоминаний, в которую также вошли раритетные фотографии и свидетельства коллег и земляков. Пока книга представляет собой около сотни страниц формата А4 в обычном картонном переплёте, на котором написано рабочее название «Столице Чукотки Анадырю – 130 лет!». Возможно, что в будущем она будет издана так же, как книга «Чукотка – судьба моя!».