Анадырь






+ 2
ощущается как 0
80.22
90.38
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ЗА СОЛНЦЕМ СЛЕДОМ

17.10.2020

Нина Акукын: «Было очень грустно уезжать с насиженных мест, где родились и выросли, но не были бы мы юпик, если бы не выжили и не продолжили свою жизнь ради детей». ФОТО: МИХАИЛ ГЕРМАШОВ Иван ОМРУВЬЕ
ivan@ks.chukotka.ru

Истинная эскимоска основательница фольклорного ансамбля «Атасикун» Нина Петровна Акукын умела преодолевать трудности и обустраивать жизнь по-новому, куда бы ни забрасывала судьба. Лаконично и точно её путь можно проиллюстрировать строчкой из стихотворения другой дочери эскимосского народа поэтессы Зои Ненлюмкиной: «Я в Наукане родилась, чтобы идти за солнцем следом…».


НЕ БЫЛИ БЫ ЮПИК…
Мне доводилось много общаться с Ниной Акукын и её мужем Владимиром Хульхугье. В Анадыре они жили в двухэтажном доме на улице Рультытегина, и я нередко заходил к ним в гости. Мы чаевали втроём в маленькой кухоньке, говорили о том о сём, а случалось, что и устраивали небольшие застолья по случаю какого-нибудь торжества. И всегда в эти минуты хозяева – Акукын и Хульхугье – вспоминали о своём детстве, юности, переездах в другие селения.
Так, в конце 1950-х годов они покинули родной Наукан. «Было очень непривычно и грустно уезжать с насиженных мест, где родились и выросли. Но не были бы мы юпик (эскимосами. – Прим. ред.), если бы не выжили и не продолжили свою жизнь ради детей…», – с гордостью говорила Нина Петровна.
Рассказывала она и о том, как они жили во время войны. Она помнила, как заботились о маленьких науканцах взрослые, а вместо физкультуры дети занимались военной подготовкой. А ещё в военное время Акукын училась на радиста и даже считалась лучшей в этом деле в Наукане. Кроме того, девочка помогала взрослым по домашнему хозяйству, училась разделывать морзверя, шила одежду. Когда же власти признали Наукан неперспективным и жителей переселили в разные сёла, Акукын и Хульхугье переехали в Нунямо, где Нина Петровна работала в детском саду поваром, а потом стала заведовать коровником. Как только в селе построили клуб, Акукын пошла работать его заведующей, на общественных началах организовав фольклорный ансамбль.

«ВСЕ ВМЕСТЕ»
В первые годы жизни в Анадыре Акукын была санитаркой в больнице, потом перешла в окружной Дом культуры гардеробщицей. У Акукын и Хульхугье было двое детей – Ирина и Георгий, которые совсем молодыми в числе первых стали артистами созданного в 1968 году Государственного чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон».
Как-то балетмейстер Алик Ахатович, который знал, что в Нунямо Нина Петровна руководила ансамблем «Белый парус», предложил ей поставить несколько своих танцев. Акукын согласилась, собрала группу, куда вошли Надя Вуквукай, Володя Олзошкин, Антон Тынель, Владислав Ринтытегин и другие ребята. Так в 1986 году был организован фольклорный ансамбль «Атасикун».
Не раз я видел, как танцевали сын и дочь Акукын и Хульхугье на сцене окружного Дома культуры – зрелищно и своеобразно. Во многом это заслуга их учителя легендарного эскимосского танцора, консультанта «Эргырона» Нутетеина, автора классического танца «Полёт чайки против ветра», о котором восторженно писал в одном из своих произведений классик чукотской литературы Юрий Рытхэу. Но сегодня я понимаю, что первой всё же заложила в них любовь и приучила к традиционному эскимосскому танцу их мать – Нина Акукын.
Её земляки говорят, что до последних дней жизни думала о своих детях эта энергичная и добрая женщина-северянка. Её дочь Ирина Суворова работала в «Атасикуне» под началом мамы, а с 2004 года, после её ухода из жизни, стала руководителем этого теперь уже народного коллектива.
Основной упор в своей работе Ирина Владимировна, как в своё время и мать, делает на восстановление, сохранение и пропаганду культурного наследия науканских эскимосов. И конечно, она всегда придерживается заведённой ещё Акукын традиции исполнять в конце каждой концертной программы вольный танец со зрителями. А как иначе, ведь «Атасикун» в переводе с эскимосского означает «Все вместе»!