ПО ГОРНЫМ ТРОПАМ МУЖЕСТВА
10.01.2020

timchenko@ks.chukotka.ru
В сентябре сборная группа военнослужащих Росгвардии из трёх округов – Северо-Кавказского, Южного и Восточного прошла по маршруту 277-го полка войск НКВД, бойцы которого 77 лет назад, в январе 1943 года, совершили невероятный по сложности марш-бросок, чтобы прийти на помощь 30-й Иркутской дивизии в горах Северного Кавказа. Подготовка к рейду памяти началась годом ранее в столице Чукотки, а возглавил переход военнослужащий окружного Управления Росгвардии майор
Павел Шатских.
ПОЛК СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ
– Зимой 1943 года, совершив тяжелейший переход по тропам главного Кавказского хребта, личный состав 277-го стрелкового полка внутренних войск НКВД СССР заблаговременно прибыл на указанный командованием рубеж и сменил в обороне поредевшие в жестоких боях подразделения Красной армии, обеспечив им возможность отойти в тыл для восстановления боеспособности, – рассказывает Павел Шатских. – Без малого девять месяцев полк держал оборону по рубежу Ключевая, Фанагорийская, Безымянная, не давая фашистам прорваться к Чёрному морю. Впоследствии, несмотря на тяжёлые потери, его бойцы освободили ряд высокогорных населённых пунктов и первыми вошли в город Горячий Ключ. Так что история подразделения поистине героическая, но мне хотелось бы остановиться именно на том самом трёхсуточном переходе через Кавказские горы, который обеспечил будущий успех.
Проводя подготовительную работу к памятному рейду, Павлу Шатских и его товарищам удалось установить, что ночью 5 января 1943 года бойцы 277-го полка войск НКВД, экстренно поднявшись, вышли на марш с окраин села Садового. Впереди были 34 километра горных троп, пять переправ через неокрепший лёд горных рек, снег метровой глубины, затяжные спуски и крутые подъёмы, холод и ветер, а также вражеские мины, снайперы и засады. Командир части майор Жданов ценой невероятных усилий провёл своих солдат мимо всех секретов противника. Потеряв 20 человек, преимущественно от невыносимой усталости и обморожений, полк в установленное время вышел на позиции истекающей кровью Иркутской дивизии.
ПО ФРОНТОВОЙ РАСКЛАДКЕ
– Этот переход вполне мог остаться лишь в записях командиров и исторических формулярах, а сам полк перейти в разряд забытых, но мы решили приложить все силы, чтобы не допустить такого развития событий, –вспоминает росгвардеец. – Так родилась идея рейда памяти по местам героических событий.
Родом Павел Шатских с Кубани. После окончания военного вуза он служил командиром роты внутренних войск как раз там, где во время войны разворачивалась эта история. Уже перебравшись на Чукотку, офицер не потерял связи со своими товарищами, предложив им однажды пройти путём 277-го полка войск НКВД.
– Организационную работу мне пришлось проводить здесь, на Чукотке, – уточнил майор Шатских. – Внимательно изучал карту местности, отмечая опасные участки и пути возможной эвакуации людей. Считал необходимым предусмотреть все вероятные варианты, поскольку давно хожу в одиночные и групповые, однодневные и недельные походы и знаю, что в пути может произойти всё, что угодно. Мною вместе с геологами пройден 52-километровый маршрут среди заброшенных посёлков в районе Угольных Копей, неоднократно исхоженный сначала в одиночку, а потом и с товарищами. Понимая, что прежде, чем вести куда-либо людей, нужно пройти этим путём самому, узнать его опасные участки, разведать проходимые тропы, я предварительно прошёл и предполагаемым маршрутом в горах Кавказа.
Параллельно с этим Павел Шатских отправлял из Анадыря запросы в Государственный архив Краснодарского края и в Российский государственный военный архив, вёл подготовительную работу с «личным составом» будущей группы.
– Материально-техническим обеспечением перехода занимались мои товарищи, – продолжает он. – Так, старший прапорщик Денис Сапунов, который служит в Пятигорске в отдельном батальоне связи Северо-Кавказского округа Росгвардии, взял на себя работу по подготовке горного снаряжения, средств связи и продовольствия. Благодаря ему у нас и связь в горной местности была на протяжении всего перехода, и питание соответствовало духу мероприятия – гречневая каша с тушёнкой по нормам фронтовой раскладки.
Ещё один помощник – старший сержант Магомед Рамазанов разыскал аудиозаписи сводок Совинформбюро, которые читал Юрий Левитан, об освобождении от фашистов населённых пунктов, расположенных по маршруту перехода, и на привалах включал их нам. Также Магомед приготовил небольшие сборники песен фронтовых лет, которые мы пели ночью у костра под фронтовые сто граммов. Кроме того, после остановки на ночлег он проводил викторины на знание истории Великой Отечественной войны. Таким образом происходило наше погружение в атмосферу перехода воинов 277-го полка.
БУДУТ ЖИТЬ
– За трое суток мы испытали всю тяжесть затяжных подъёмов на склонах главного Кавказского хребта, переправлялись через горные реки, продолжали марш, несмотря на муссонный дождь, длившийся более суток, падали от усталости на привалах, – делится майор Шатских. – Мы шли с напряжением всех сил, как, впрочем, я и хотел, чтобы люди устали, почувствовали все «прелести» передвижения по горам с тяжёлым рюкзаком. Но, несмотря на то, что из 14 участников нашей группы было только девять военных, все с честью выдержали испытания, никто не заболел и не травмировался.
Как говорит росгвардеец, изначально принять участие в походе хотели сразу 64 его бывших сослуживцев с Кавказа, однако сделать это смогли только девять действующих военнослужащих.
– С нами также пошли два брата одного из офицеров, инструктор по туризму из Адыгеи Дмитрий Бородин, который ранее обошёл все эти горы и хотел посмотреть на них не с туристической, а с исторической точки зрения, и офицер запаса руководитель автотехцент-
ра ГАЗ в Краснодаре Иван Тупикин с колегой, – поясняет командир перехода. – Примечательно, что, вернувшись домой, он собрал своих сотрудников и рассказал о рейде по военному маршруту. Так что коэффициент полезного действия нашей акции даже превзошёл ожидаемый.
Самое дорогое, что мы обрели в этом походе, – чувство единения с нашими предками, которые, будучи такими же, как и мы, молодыми людьми, совершили бессмертный подвиг, ценой своих жизней добыли Победу в страшной войне, гарантировав жизнь будущим поколениям – нам и нашим детям.
При переходе по склонам Кавказских гор нам здесь и там встречались безымянные могилы – одиночные, братские, коллективные воинские захоронения, в которых лежали те, кто так и не вернулся домой, представители разных народов нашей большой страны. И мы, собравшиеся из разных уголков России, чувствовали, что едины, как были едины и они. А ещё мы доказали, что наследие Великой Победы живо. Будет жить и сам 277-й полк – в тех ребятах, кто прошёл его дорогой в 2019 году и обязательно повторит этот путь в последующих годах.
Есть хорошее выражение: «Мало помнить, надо соответствовать». Дополню его: а ещё нужно действовать, – заключил майор Шатских.


Кстати
В юбилейный год Великой Победы нас ждёт продолжение истории, начатой майором Шатских и его товарищами, прошедшими в горах Северного Кавказа по боевому пути 277-го полка войск НКВД. Офицер уже занимается организацией аналогичного перехода, более того, и состав группы, которая отправится в рейд в сентябре 2020 года, практически сформирован. Ограничения для участия в нём минимальны – нужна лишь элементарная физическая подготовка и отсутствие болезней, при которых противопоказано ходить в горы. Тем не менее, как заметил росгвардеец, с каждым годом переход будет всё сложнее и всё более приближённым к битве за Кавказ. Через пару лет организаторы рассчитывают пройти весь путь уже в зимних условиях – в те же январские дни, что и 277-й полк войск НКВД в 1943 году.
Справка «КС»
Несмотря на отчаянное сопротивление Красной армии, летом 1942 года гитлеровцы захватили Ростов-на-Дону, Ставрополь и Армавир, разделив войска Северо-Кавказского фронта на две части. Одновременно горнострелковые отряды фашистов вышли на перевалы северо-западной части главного Кавказского хребта. Создалась реальная угроза их проникновения в Закавказье. Противник превосходил в численности советские войска в полтора раза, в артиллерии и миномётах – почти вдвое, в танках – в 9,3 раза, а в авиации – почти в 8 раз. В июле 1942 года началась оборона Северного Кавказа. Действия войск Северо-Кавказского фронта и частей НКВД сковали силы врага, что позволило нашему командованию выиграть время для подготовки обороны по главному Кавказскому хребту и в предгорьях западной части Северного Кавказа.