Анадырь






+ 2
ощущается как 0
80.22
90.38
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ДВОРЕЦ ВСЕСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ

01.11.2019

«Вы спросите у солнца и ветра: где ещё можно встретить страну, чтоб дарили друг другу пионеры так щедро и дворцы, и сады, и весну…». Музыка к этой песни-гимну на слова Константина Ибряева была написана известным московским композитором Юрием Чичковым за одну ночь под впечатлением от встречи с чукотскими детьми на открытии Дворца пионеров и школьников в августе 1974 года.
ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ
Авторами проекта Дворца пионеров и школьников были архитектор Антонио Михе и главный инженер Михаил Галахов. В августе 1974 года новый Дворец (на фото ниже) ждал своего открытия. А современный облик ДДТ обрёл после реконструкции осенью 2015 года.
Полина ВОЛОДЬКОВА, Михаил ГЕРМАШОВ ФОТО
volodkova@ks.chukotka.ru

В этом году Дворец детского и юношеского творчества отмечает 45-летний юбилей. Учреждение образования и культуры давно стало для горожан привычной частью ландшафта окружной столицы. Кажется, что Дворец находился здесь всегда. Но ещё полвека назад на месте этого здания стояли ветхие одноэтажные дома. И лишь чуть позже Дворец пионеров и школьников (именно так он тогда назывался) превратился в стройку всесоюзного значения.


В КАНЧАЛАНСКУЮ ТУНДРУ
Со страниц газет того времени в 1969–1974 годах не сходило словосочетание «Операция «Чукотка». Дворец пионеров и школьников в Анадыре строили «всем миром»: по инициативе московских школьников средства для сооружения объекта собирались тысячами детей со всех республик СССР и взрослыми. Информация о ходе операции тиражировалась центральными газетами и журналами. Более того, был открыт специальный счёт в Государственном банке № 70008, куда поступали средства от сбора металлолома, лекарственных трав и макулатуры, благотворительных концертов и трудовых десантов. Стройка на Крайнем Севере стала по-настоящему общенародным делом.
1969 год. Василий Номчайвын знакомит московских школьников с работой оленеводов в Канчаланской тундре. А началось всё в 1969 году. Тогда на самый крайний Северо-Восток, преодолев воздушное расстояние более шести тысяч километров, к пионерам Анадыря прибыли московские школьники. Как это нередко бывает и сейчас, гостей из столицы нашей Родины повезли в Канчаланскую тундру. Тогда ещё совсем молодой оленевод Василий Номчайвын, который и сейчас живёт в Канчалане, рассказывал удивлённым москвичам о работе тундровиков, показывал им оленя, которого пионеры из далёкой столицы увидели впервые и гладили с опаской. В редакции газеты «Советская Чукотка» – «Крайний Север» это событие помнят, благо наш бессменный фотокор Михаил Гермашов почти полвека назад запечатлел на фотоплёнку визит пионеров в Канчаланскую тундру.

С МИРУ ПО СТЁКЛЫШКУ
В Анадыре чукотские сверстники тепло и радостно встречали дорогих гостей, знакомили с городом и своей национальной культурой. Увидев, что в Анадыре работает всего одна школа и другого пространства, где бы дети могли раскрыть свои творческие способности, нет, московские школьники обратились к многонациональному советскому народу с предложением построить в городе Дом пионеров. Трибуной стала газета «Пионерская правда», со страниц которой и была объявлена трудовая операция под названием «Чукотка». В свою очередь «Чукотка» разделялась на целый ряд более частных мероприятий.
– Я хорошо помню операцию «Стёклышко», когда сдавали бутылки в счёт фонда Дворца. Ещё мы тогда с одноклассниками собирали макулатуру, – перебирая архивные фотографии, вспоминает заместитель директора Музейного Центра «Наследие Чукотки» Ирина Романова, даже не предполагавшая в то далёкое время, как тесно свяжет её судьба с Чукоткой и Дворцом. – Когда началась операция «Чукотка», я училась в третьем классе и тогда ещё жила на Кубани в городе Невинномысске Ставропольского края. Потом случилось так, что мы с семьёй переехали в Анадырь в 1973 году, а в следующем я уже стояла на линейке во время открытия Дворца и стала одним из первых пионеров, которые пришли туда заниматься. Затем, после окончания института, Дворец пионеров стал моим первым местом работы – долгое время я была руководителем краеведческого кружка. А теперь вместе с остальными сотрудниками музея мы храним его историю. Сегодня приятно видеть, что труды советских ребят были не напрасны – Дворец стоит и работает. Кстати, он был довольно быстро построен.
1972 год. На рейде анадырского морпорта теплоход «Бухара», доставивший все грузы для строительства Дворца.
23 февраля 1972 года. Пионеры и комсомольцы закладывают капсулу с посланием молодому поколению 2000 года.
В начале 1970-х в Анадыре ещё не было завода железобетонных конструкций, поэтому все блоки и плиты для Дворца были доставлены в навигацию с «материка».
Монтажник комсомолец Николай Огнев на строительстве Дворца пионеров и школьников.
Апрель 1974 года. Саша Тевлявье и Люба Кымытваль-Задорина привезли из Москвы символический ключ от Дворца пионеров. Ключ с надписью «Операция «Чукотка», выполненный из дерева и выкрашенный позолоченной краской, сегодня хранится в Музейном Центре «Наследие Чукотки».
24 августа 1974 года. На торжественной линейке открытия Марина Чепкасова отдаёт рапорт председателю Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина Алевтине Федуловой.
КЛЮЧ ИЗ КРЕМЛЯ
Действительно, стройка шла ударными темпами. В том же 1969 году на площадке вбили первую сваю. В навигацию 1972 года теплоход «Бухара» доставил строительные материалы для Дворца. 23 февраля 1972 года пионеры и комсомольцы торжественно заложили капсулу в одну из свай с посланием школьникам Чукотки 2000 года. Судьба этого письма к потомкам до сих пор остаётся неизвестной, как и его буквальное содержание.
В апреле 1974 года строители завершали отделочные работы в здании. А тем временем в Москве на XVII съезде ВЛКСМ бригадир монтажников Алексей Соловьёв докладывал делегатам о завершении строительства Дворца пионеров и школьников. Передача символического позолоченного ключа с надписью «Операция «Чукотка» из рук делегатов анадырским пионерам Любови Кымытваль-Задориной и Александру Тевлявье стала знаковым событием, прошедшем в Кремлёвском дворце съездов.
24 августа 1974 года состоялась торжественная линейка открытия Дворца пионеров и школьников, на которой собрались не только жители города и районов Чукотки, но и самые активные участники операции «Чукотка» из разных уголков страны. На ней юные пионеры Люба и Саша передали символический ключ Дворцу. Он и сейчас хранится в фондовом собрании Музейного Центра «Наследие Чукотки».
…Первым кружковцам Дворца сегодня за 50 лет. Изменилась страна, изменились внешний облик и название учреждения культуры. С 1 июля 1991 года он стал называться Дворцом детского и юношеского творчества. Но неизменным осталось его предназначение – помочь молодым и юным талантам реализовать свои способности и мечты. Сегодня во Дворце работает 15 детских творческих объединений (технической, творческой, спортивной направленности), и занимаются 840 детей.

Редакция газеты «Крайний Север» выражает благодарность Музейному Центру «Наследие Чукотки» за предоставленную информацию и фотоматериалы.