РОДНОЙ ЯЗЫК УЧИТЬ НЕПРОСТО
21.02.2018

Справка «КС»
Первый окружной фестиваль родных языков пройдёт в Анадыре с 26 по 28 февраля на базе Чукотского окружного профильного лицея, Чукотского многопрофильного колледжа, Дворца детского и юношеского творчества, а также детского сада «Сказка». В программе фестиваля – мастер-классы, круглые столы, семинар «Изучение родного языка в школе: опыт, проблемы, перспективы», заседание регионального методического объединения учителей родных языков и др. В дальнейшем фестиваль родных языков планируется сделать регулярным и проводить его с периодичностью в 2–3 года.
досыл_CMYK.jpg
Светлана МУСИЯКА
gazeta@ks.chukotka.ruё
Педагоги родных языков Провиденского городского округа в преддверии окружного фестиваля родных языков, который пройдёт в конце февраля в Анадыре, провели круглый стол по вопросам преподавания чукотского и эскимосского языков в школе.
На будущем фестивале Провиденский городской округ представят учителя родных языков: Римма Бороздина из Сиреников, Зоя Тельпина из Янракыннота, Елена Каминская из Нового Чаплино, а также воспитатель детского сад из Нунлиграна Наталья Нутенентына.
Для обмена опытом с коллегами округа Римма Ивановна подготовила мастер-класс по преподаванию чукотского языка. Занятие будет проводиться на фестивале в Анадыре, педагоги выступят в роли учеников. Его тема – «Ныппыл,юк,инТын,эт», что можно перевести на русский как «Число имён существительных».
Воспитатель Наталья Нутенентына тоже повезёт в столицу округа мастер-класс по проведению занятия в подготовительной группе детского сада по теме «Эвиръыт» – «Одежда». Закончив в 2009 году Чукотский многопрофильный колледж, Наталья Григорьевна продолжила учительскую династию своей семьи: её мама Ольга Николаевна много лет преподавала в Нунлигране родной язык.
Каждый педагог поделился опытом преподавания родных языков в своём учебном заведении. Так, Римма Бороздина, работающая учителем начальных классов и чукотского языка более 20 лет, рассказала, что в школе Сиреников преподаётся два языка: чукотский и эскимосский. Но основы языковой культуры, считает Римма Ивановна, закладываются всё же не в школе, а в семье. Проведя опрос 49 учащихся, педагог выяснила, что в домашних условиях на родном языке говорит всего 4 ученика. Остальные используют только русский, либо русский с употреблением отдельных слов и предложений на родном языке. В то же время другой опрос, проведённый педагогом, показал, что почти все учащиеся, не владеющие родным языком, хотят научиться говорить на нём. Таким образом, запрос на изучение чукотского и эскимосского языков всё же есть.
— В связи с тем, что родители практически не говорят с детьми на родном языке, эта функция перекладывается на детский сад–школу, где должна создаваться языковая среда, – считает Римма Бороздина. – Обучение родным языкам необходимо начинать с раннего возраста. Лучше, если занятия будут вести носители родного языка. В нашей школе такой положительный опыт был.
Обсуждая преподавание чукотского и эскимосского, педагоги пришли к выводу, что во всех школах проблемы одни и те же. Свою отрицательную «лепту» вносит кадровый вопрос. Есть вопросы и по методическому обеспечению. В сирениковской школе, например, чукотские ребятишки занимаются по учебникам и словарям, изданным с 1987 по 2005 годы. Учащиеся-эскимосы используют учебные пособия, вышедшие в свет в 1983 – 2006 годах. Давно не выпускаются «Прописи».
Своими предложениями по способам улучшения качества преподавания чукотского и эскимосского провиденские педагоги намерены поделиться на заседании круглого стола «Проблемы сохранения родных языков и их решение», которое пройдёт в рамках окружного фестиваля.
gazeta@ks.chukotka.ruё
Педагоги родных языков Провиденского городского округа в преддверии окружного фестиваля родных языков, который пройдёт в конце февраля в Анадыре, провели круглый стол по вопросам преподавания чукотского и эскимосского языков в школе.
На будущем фестивале Провиденский городской округ представят учителя родных языков: Римма Бороздина из Сиреников, Зоя Тельпина из Янракыннота, Елена Каминская из Нового Чаплино, а также воспитатель детского сад из Нунлиграна Наталья Нутенентына.
Для обмена опытом с коллегами округа Римма Ивановна подготовила мастер-класс по преподаванию чукотского языка. Занятие будет проводиться на фестивале в Анадыре, педагоги выступят в роли учеников. Его тема – «Ныппыл,юк,инТын,эт», что можно перевести на русский как «Число имён существительных».
Воспитатель Наталья Нутенентына тоже повезёт в столицу округа мастер-класс по проведению занятия в подготовительной группе детского сада по теме «Эвиръыт» – «Одежда». Закончив в 2009 году Чукотский многопрофильный колледж, Наталья Григорьевна продолжила учительскую династию своей семьи: её мама Ольга Николаевна много лет преподавала в Нунлигране родной язык.
Каждый педагог поделился опытом преподавания родных языков в своём учебном заведении. Так, Римма Бороздина, работающая учителем начальных классов и чукотского языка более 20 лет, рассказала, что в школе Сиреников преподаётся два языка: чукотский и эскимосский. Но основы языковой культуры, считает Римма Ивановна, закладываются всё же не в школе, а в семье. Проведя опрос 49 учащихся, педагог выяснила, что в домашних условиях на родном языке говорит всего 4 ученика. Остальные используют только русский, либо русский с употреблением отдельных слов и предложений на родном языке. В то же время другой опрос, проведённый педагогом, показал, что почти все учащиеся, не владеющие родным языком, хотят научиться говорить на нём. Таким образом, запрос на изучение чукотского и эскимосского языков всё же есть.
— В связи с тем, что родители практически не говорят с детьми на родном языке, эта функция перекладывается на детский сад–школу, где должна создаваться языковая среда, – считает Римма Бороздина. – Обучение родным языкам необходимо начинать с раннего возраста. Лучше, если занятия будут вести носители родного языка. В нашей школе такой положительный опыт был.
Обсуждая преподавание чукотского и эскимосского, педагоги пришли к выводу, что во всех школах проблемы одни и те же. Свою отрицательную «лепту» вносит кадровый вопрос. Есть вопросы и по методическому обеспечению. В сирениковской школе, например, чукотские ребятишки занимаются по учебникам и словарям, изданным с 1987 по 2005 годы. Учащиеся-эскимосы используют учебные пособия, вышедшие в свет в 1983 – 2006 годах. Давно не выпускаются «Прописи».
Своими предложениями по способам улучшения качества преподавания чукотского и эскимосского провиденские педагоги намерены поделиться на заседании круглого стола «Проблемы сохранения родных языков и их решение», которое пройдёт в рамках окружного фестиваля.