«ШЕРПЫ» ПРОШЛИСЬ ПО ПОЛЯРНОМУ КРУГУ
06.11.2017

timchenko@ks.chukotka.ru
Участники трансконтинентальной вездеходной экспедиции «На Восток!», стартовавшей 14 апреля в Архангельске, 29 октября успешно завершили свой путь в столице Чукотки. Пройдя летними маршрутами вдоль Полярного круга на четырёх российских вездеходах «Шерп», путешественники продемонстрировали возможность непрерывного транспортного сообщения между труднодоступными районами Крайнего Севера. Более того, успех вдохновил их на продолжение экспедиции за пределами России.

Тёплая встреча путешественников состоялась в воскресенье в полдень на главной площади Анадыря. Жители окружной столицы с энтузиазмом задавали путешественникам вопросы и с удовольствием фотографировались на фоне экспедиционных машин – трёх компактных серийных вездеходов «Шерп», а также экспериментального сочленённого вездехода, отличающегося не только размерами, но и большей функциональностью и проходимостью.
После торжественного проезда техники вокруг Дома народного творчества все желающие смогли принять участие в импровизированной пресс-конференции.
– Весь наш маршрут пролегал в районе Полярного круга, а в некоторых местах мы его пересекали, например, в районе Обской губы, – рассказал конструктор вездеходов и руководитель экспедиции Алексей Гарагашьян. – Самым же интересным и сложным оказался участок в 1000 км по плато Путорана. Именно июльское прохождение плато Путорана, наиболее приподнятого и сильно расчленённого массива Среднесибирского плоскогорья, доступ к которому до нашей экспедиции осуществлялся только вертолётами, по воде или пешим порядком, стало переломным в ходе экспедиции и шансы на то, что намеченный маршрут будет пройден, существенно возросли. Команда потратила на преодоление плато три недели и прошла его с запада на восток, максимально поднимаясь на высоту в 1400 м над уровнем моря.
Таким образом, по словам руководителя экспедиции, к середине сентября позади остались ключевые этапы проекта: плато Путорана, Верхоянский хребет и хребет Черского, благодаря чему участники экспедиции «На Восток!» стали первыми, кто на колёсном транспорте прошёл эти территории. Кроме того, успех заставил путешественников пересмотреть свои дальнейшие планы и принять решения о продолжении экспедиции за пределами России.
Согласно новому плану «Шерпы» двинулись в сторону Чукотки, чтобы завершить российскую часть экспедиции в Анадыре, а не в Петропавловске-Камчатском, как предполагалось ранее. После отдыха, во время которого команда вернётся на «материк», путешественникам предстоит преодолеть Берингово море и продолжить движение по Аляске. Старт второй части экспедиции намечен на начало 2019 года.

Справка «КС»
Разработанный Алексеем Гарагашьяном вездеход «Шерп» (за рычагами) серийно производится в Санкт-Петербурге с 2015 года.
Помимо снега, грязи и болот он преодолевает преграды высотой до 70 см, а благодаря огромным колёсам диаметром 160 см, вездеход может плавать. Максимальная скорость движения по суше – 45 км/ч, по воде – 6 км/ч. Без снижения проходимости машина способна буксировать прицеп массой до 2,4 т.
Помимо снега, грязи и болот он преодолевает преграды высотой до 70 см, а благодаря огромным колёсам диаметром 160 см, вездеход может плавать. Максимальная скорость движения по суше – 45 км/ч, по воде – 6 км/ч. Без снижения проходимости машина способна буксировать прицеп массой до 2,4 т.
ЧУКОТКА ПРЕПОДНЕСЛА СЮРПРИЗЫ
Как отметил Алексей Гарагашьян, больше всего в пути путешественников радовало и удивляло то, что чем дальше они продвигались, тем теплее была встреча с местными жителями.
– За полгода, что мы находимся в пути, на всём маршруте протяжённостью 10 тысяч километров нам везде были рады и всегда предлагали свою помощь. Большое спасибо за это всему русскому Северу и вашему гостеприимному городу, – подчеркнул Алексей Маратович, после чего рассказал об особенностях чукотского этапа путешествия. – После того, как экспедиция пересекла административную границу округа, мы думали, что до Валунистого не встретим ни одного человека. Каково же было наше удивление, когда перед нами вдруг появился… пешеход. Оказалось, это был местный житель, который решил пройти 400 км пешком. На момент нашей встречи за его плечами уже осталась примерно половина пути. Это, конечно, восхитило. А ещё восхитила природа Чукотки, хотя погода не всегда позволяла нам любоваться окружающими пейзажами. Например, на Солдатском перевале нам пришлось идти в условиях ограниченной видимости – несмотря на солнечный день, на перевал при сильном ветре нагнало тучи, и снежные заряды буквально атаковали нас. Открываешь окно, чтобы сделать красивый кадр, и тут же объектив залепляет мокрым снегом.
Кстати, именно Чукотка стала единственным участком маршрута, на котором путешественникам пришлось воспользоваться сторонней помощью: чтобы преодолеть Анадырский лиман они вынуждены были заказать баржу.
Как отметил Алексей Гарагашьян, больше всего в пути путешественников радовало и удивляло то, что чем дальше они продвигались, тем теплее была встреча с местными жителями.
– За полгода, что мы находимся в пути, на всём маршруте протяжённостью 10 тысяч километров нам везде были рады и всегда предлагали свою помощь. Большое спасибо за это всему русскому Северу и вашему гостеприимному городу, – подчеркнул Алексей Маратович, после чего рассказал об особенностях чукотского этапа путешествия. – После того, как экспедиция пересекла административную границу округа, мы думали, что до Валунистого не встретим ни одного человека. Каково же было наше удивление, когда перед нами вдруг появился… пешеход. Оказалось, это был местный житель, который решил пройти 400 км пешком. На момент нашей встречи за его плечами уже осталась примерно половина пути. Это, конечно, восхитило. А ещё восхитила природа Чукотки, хотя погода не всегда позволяла нам любоваться окружающими пейзажами. Например, на Солдатском перевале нам пришлось идти в условиях ограниченной видимости – несмотря на солнечный день, на перевал при сильном ветре нагнало тучи, и снежные заряды буквально атаковали нас. Открываешь окно, чтобы сделать красивый кадр, и тут же объектив залепляет мокрым снегом.
Кстати, именно Чукотка стала единственным участком маршрута, на котором путешественникам пришлось воспользоваться сторонней помощью: чтобы преодолеть Анадырский лиман они вынуждены были заказать баржу.

Одной из задач экспедиции стала проверка возможностей вездеходов «Шерп» в части их проходимости.
– Существует множество техники, у которой больше скорость, выше комфортность или грузоподъёмность, но именно по проходимости наши вездеходы пока что остаются в лидерах, – продолжил Алексей Гарагашьян. – Даже северные реки мы проходили самостоятельно, причём без какой-либо предварительной подготовки. Вся наша техника передвигается по воде за счёт колёс с особым протектором, выполняющих роль гребных лопаток. При этом серийный «Шерп» развивает скорость до 6 км в час по спокойной воде, а сочленённый, сконструированный буквально накануне старта, – до 4,5 км в час. Причём кинематическая схема последнего такова, что он может двигаться как с подключением всех 10 ведущих колёс, так и только шести задних ведущих.
Кстати, по словам конструктора, это достаточно удобная машина, вторая секция является своего рода жилым блоком, оборудованным газовой и дровяной печками, мультиваркой и даже хлебопечью.
Таким образом, экспедиция стала первым настоящим испытанием для новой модели, показавшей себя с наилучшей стороны. Благодаря своей длине и мощности вездеход легко справлялся со спуском и подъемом по крутым берегам бурных горных речек, а также показал способность «держать» течение, не теряя заданный курс. Тогда как движение остальных «Шерпов» в бурном течении осуществлялось с помощью лебёдки и троса, протянутого после прохождения своего большого сочленённого собрата.
ПЯТЬ БОЧЕК ПРОДУКТОВ
Экипаж большой экспедиции состоял из шести путешественников. Все они – жители Санкт-Петербурга, за исключением штурмана Павла Емелина, который живёт в Тольятти.
– Члены нашей экспедиции давно знакомы, дружат между собой и обладают необходимыми для столь непростого и длительного путешествия навыками. Тем не менее, перед экспедицией мы провели ряд тренировочных выходов, чтобы узнать, получится ли у нас совместно жить и работать. Самый большой тренировочный поход мы совершили на Кольский полуостров прошлым летом. Он подтвердил, что проблем возникнуть не должно, – объяснил руководитель проекта.
Что же касается быта путешественников, то он, по словам участников, был вполне приемлемым – во время остановок местные жители первым делом предлагали баню (и Анадырь здесь не стал исключением – Прим. ред.). С питанием также проблем не возникало – один из спонсоров экспедиции, сеть гипермаркетов, предоставил большой объём продуктов, которые были расфасованы по 200-литровым бочкам и заранее отправлены по маршруту следования. В итоге получилось пять точек, где экстремалы пополняли запасы продовольствия.
Всё это, по словам Алексея Гаргашьяна, также найдёт отражение в фильме, посвящённом экспедиции «На Восток!», который будет смонтирован, как только участники путешествия разберут терабайты отснятых в пути видеоматериалов.
Между тем
