Анадырь






-7
ощущается как -14
81.56
93.17
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

К крайним точкам бескрайней России

11.04.2025

Алексей Жирухин, Александр Еликов и Ядун Лу, следуя из Певека в Анадырь через восточное побережье Чукотки, не могли обойти вниманием арку «Полярный круг» близ Эгвекинота, где сделали остановку. ФОТО: ИЗ АРХИВА ЭКСПЕДИЦИИ

Анастасия ВИДИНЕЕВА, Раиса СИНЬКЕВИЧ
gazeta@ks.chukotka.ru

Автоэкспедиция «Россия: от края до края», стартовавшая в начале марта в Якутске, в первые дни апреля добралась до Анадыря, оставив позади Певек, мыс Шмидта, Уэлен и ряд других населённых пунктов Чукотки. Таким образом, выполнена одна из задач путешествия, участники которого решили побывать в самой восточной и в самой западной точках страны, используя обычные серийные машины: на мысе Дежнёва международная команда уже отметилась, а движение в сторону Калининградской области планируется продолжить летом.

На обычных машинах

Путешественники Александр Еликов из Твери, Алексей Жирухин из Самары и их коллега из Китайской Народной Республики Ядун Лу реализуют проект «Россия: от края до края», целью которого является популяризация информации о жизни и культуре населения Крайнего Севера и перспективах развития региона. В начале марта 2025 года на двух автомобилях они стартовали из Якутска и двинулись по зимнику «Арктика» на Чукотку.

– Наша нынешняя поездка является продолжением большого проекта «Россия: от края до края». Два года назад на этом же самом китайском внедорожнике с представителем КНР мы съездили на мыс Челюскин (Красноярский край), который является самой северной материковой точкой не только России, но и всей Евразии, – рассказал Алексей Жирухин. – По сути, наверное, это самое труднодоступное место, куда можно доехать на машине. После того как достигли этого мыса, мы отправились в самую южную точку страны – к горе Рагдан (Республика Дагестан). Причём такой маршрут на автомобиле был проделан первый раз в истории! И вот сейчас мы намерены снова объехать Россию от края до края: от самой восточной точки до самой западной.

В Певек автопутешественники прибыли 21 марта, преодолев после старта в Якутске порядка 4 тысяч километров непростых зимних дорог Крайнего Севера, причём на двух обычных пикапах.

– Специальную подготовку к путешествию машины, конечно, проходили, но фактически это обычные китайский и японский автомобили, на которых ездят по дорогам общего пользования круглый год. Главный апгрейд – 35-дюймовые колёса, которые, впрочем, как мы видим, повсеместно используют и на Чукотке. Но это в любом случае не делает наши транспортные средства суперкрутыми внедорожниками. На подобной технике автопробегов в столь экстремальных условиях ещё никто не совершал, – пояснил Александр Еликов.– Мы своим примером хотим показать, что и на обыкновенной машине можно доехать очень далеко, а северный туризм доступен всем, кто этого желает.

Чаун-Чукотка и её потенциал

В разговоре с корреспондентом «КС» путешественники отметили отличное состояние автозимника Билибино – Певек. На этот раз они преодолели его всего за четыре часа, тогда как летом добирались из города атомщиков в самый северный город России на стареньком советском «москвиче» 1981 года выпуска целых три дня («КС» рассказывал об этой поездке в номере от 16 августа 2024 года). Сейчас как раз выходит большой часовой фильм о том, как попасть по земле на Чукотку в тёплое время года, о посёлках вокруг Билибино, об особенностях местного лета. А следующая серия будет посвящена уже автозимникам и Певеку.

Путешественники отметили огромный туристический потенциал небольшого арктического города, где есть много интересного, а один из наиболее существенных плюсов – стабильное авиасообщение. Имеется возможность прилететь сюда на неделю и осмотреть все достопримечательности: краеведческий музей, заброшенные посёлки Валькумей, Янранай, Апапельгино, систему «Орбита», памятник Олегу Куваеву, увидеть ПАТЭС. Можно даже искупаться в арктических водах, надолго получив заряд бодрости.

– Певек ассоциируется в первую очередь с фильмом «Территория» (12+) – немало фанатов Олега Куваева мечтают попасть сюда, особенно после выхода в массовый прокат второй экранизации одноимённого романа писателя. Я сам с того времени мечтал приехать в эти места, – признался Алексей Жирухин. – В Певеке важно развивать эту тему: найти здесь места из романа, рассказать, как осваивалась территория. Ещё один интересный объект – труднодоступная полярная станция Валькаркай, где снимался знаменитый фильм Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом» (16+), получивший две высшие награды на Берлинском кинофестивале. Мы очень хотели поехать туда из Певека, когда были здесь в августе прошлого года. Однако никто так и не смог помочь – неделю искали вездеход, но безрезультатно. Хотя здесь недалеко и можно было бы управиться одним днём. А ещё у вас есть ПАТЭС – уникальный объект, на котором многие хотели бы побывать. Правда, очень сложно согласовать экскурсию: в прошлом году мы интересовались этим вопросом и нам сказали, что заявку с точной датой нужно подавать за месяц. Но, передвигаясь по местам, где и дорог-то нет, а только направления, мы точную дату указать, конечно, не могли.

Также вызывает большой интерес мыс Шелагский. Мы рассматриваем вариант ещё раз прийти сюда летом, чтобы получше осмотреть эти места. Готовы даже завозить туристов, если здесь найдутся люди, имеющие возможность принимать группы в плане организации экскурсий и поездок.

Инчоунский марафон

После Певека хороший зимник закончился, и начались поиски дорог или хотя бы самых наезженных направлений, что несколько скорректировало первоначальный маршрут экспедиции.

– Мы узнали у знакомых в Певеке, что грузы идут до прииска «Ленинградский», поэтому первым делом поехали туда. В старательской артели оказались замечательные и гостеприимные люди. Прожили там двое суток, заодно решили обслужить наши машины, потому что они прошли уже достаточный путь. Затем очень быстро доехали до мыса Шмидта, побыли там полдня, поснимали, заправились и поехали в Нутэпэльмен. И тут с дорогами всё стало ещё хуже: туда мы ехали трое суток, хотя думали, что будет намного быстрее. Из-за потепления на снегу образовалась ледяная корка, и машины то и дело проваливались, в итоге приходилось постоянно копать. Так доехали до Нутэпэльмена, где в принципе закончились какие-либо направления, – сообщил Алексей Жирухин.

В отсутствие даже намёка на зимнюю дорогу путешественники выбрали нетривиальный способ – пошли по береговой линии до Колючинской губы. Это оказался сложный маршрут, с застругами, льдинами, в несколько раз превышающими высоту автомобилей, и сильным ветром. Зато по пути встретились оленеводы, что обогатило экспедицию впечатлениями, в том числе от корализации. Первая ночёвка не в автомобилях ждала путешественников уже в Лорино. Оттуда, погревшись в горячих источниках, команда двинулась на Уэлен.

– В Уэлене поставили ещё одну цель – доехать до Инчоуна. Там никогда ещё не бывали обычные автомобили: из колёсных – только ТРЭКОЛы. Когда мы туда добрались, не представляете, как удивились местные жители. Наверное, час мы не могли двинуться дальше, потому что дети просто облепили машины и задавали множество вопросов, – добавил Алексей Жирухин.

Кстати, один из участников экспедиции, Александр Еликов, оказавшийся большим любителем бега на длинные дистанции, не упустил возможности пробежать и в этой экспедиции. Самый восточный марафон в мире, как называют его участники путешествия, стартовал в Инчоуне и финишировал в Уэлене, куда в качестве группы сопровождения пришлось вернуться и его товарищам. За свою смелость Александр Еликов получил от команды медаль из моржовой кости.

Обратный путь из Уэлена оказался очень сложным: резкое потепление разрушило колею, по которой туда дошли автомобилисты, и они не могли ехать по своим же следам. Как говорят экстремалы, в таких экспедициях важно не только доехать до цели, но ещё и вернуться.

У заветной восточной точки в окрестностях мыса Дежнёва к столбу, похожему на пограничный, Алексей Жирухин прикрепил табличку-указатель с именем родного города – Самара. ФОТО: ИЗ АРХИВА ЭКСПЕДИЦИИ

По следам АлСиба

Побывали автомобилисты и в Уэлькале. Это была важная точка маршрута, потому что большой интерес для участников экспедиции представляли аэродромы воздушной трассы Аляска – Сибирь, по которой в годы войны из США на фронт перегоняли боевые и транспортные самолёты.

– В процессе путешествия мы снимаем фильм – не только о нас, но и о людях, которые здесь живут, о зимниках, об истории. На этот раз он посвящён 80-летию Победы и легендарной воздушной трассе Аляска – Сибирь, которая проходила через Чукотку и Якутию. Это один из сложнейших её участков, да и о самой трассе подробной информации не так много, как хотелось бы. После Якутска – в Зырянке, в Среднеколымске заезжали в места, где были найдены какие-то следы, свидетельства, связанные с АлСибом. Самое интересное, что до сих пор по прошествии стольких лет в тундре находят остатки самолётов. В Сасыре (Якутия) оленеводы показали нам видео и фото самолёта, разбившегося там почти 80 лет назад. Его до сих пор не эвакуировали, потому что места очень труднодоступные. Буквально месяц назад мы были в Марково, где находился запасной аэродром. Его тоже снимали, как и другие северные аэродромы по пути, чтобы показать, как они изменились за прошедшее время, – заметил Алексей Жирухин.

В Уэлькале путешественники тоже записали много историй и воспоминаний местных жителей о работе местного аэродрома в годы войны и участии уэлькальцев в обеспечении работы легендарной авиатрассы.

Эксперт по северо-востоку

Иностранный участник экспедиции – представитель КНР Ядун Лу, который является владельцем туристической компании, с Чукоткой знаком достаточно хорошо, особенно с Восточной. В Уэлен, Лорино, Лаврентия и Анадырь он уже несколько лет привозит на экскурсии своих соотечественников. А вот в Певеке он сейчас побывал впервые.

– Китайцы очень мало знают о Чукотке. Слышали про Берингов пролив, мыс Дежнёва. А я хочу показать им Певек: сначала зимний, потом летний – так они ближе ознакомятся с самым северным городом Евразии, – поделился планами Ядун Лу. – Китай – густонаселённая страна, где много машин, людей. Мы высоко ценим такие места, как на Чукотке: тихие, малолюдные, с первозданной природой. У нас очень жарко, а здесь даже летом льдины плавают в море. Ещё китайцы очень любят северное сияние. Два года назад я показал своим землякам мыс Пакса в Якутии – самую северную континентальную точку российского Дальнего Востока. Теперь китайцы каждый год едут туда. Сейчас я открываю новое направление туризма – Певек и мечтаю вскоре приехать сюда с друзьями.

После посещения Западной Чукотки Ядун Лу с полным правом считает себя экспертом по Чукотке, а участие в проекте «Россия: от края до края» значительно повысит его авторитет в туристических кругах Китая. Тем более что в переводе с китайского фамилия нашего гостя означает «дорога», так что открытие новых маршрутов стало не только призванием, но и судьбой этого по-настоящему увлечённого путешествиями по всему миру человека.

Между тем

Чукотская часть путешествия почти закончена. Машины остаются в Анадыре до навигации, но с разными целями. Одна из них пойдёт дальше курсом на Калининград из Владивостока через самую южную точку Приморского края – посёлок Хасан. А вот вторую машину отправят в Эгвекинот – уж очень хочется участникам проекта «Россия: от края до края» прокатиться теперь уже по летней Чукотке. После проезда до мыса Шмидта автомобилисты намерены своим ходом добраться до Певека, а уже оттуда отправить машину морем в Архангельск.