Море забирает навсегда
08.08.2025

Андрей НОСКОВ
gazeta@ks.chukotka.ru
Четыре памятника археологии, расположенных в Чукотском районе, обследовала в этот полевой сезон Чукотская археологическая экспедиция Государственного музея Востока. В её задачи входило описание и фиксация выявленных объектов культурного наследия. Возглавил работу археологов кандидат исторических наук Кирилл Днепровский, для которого это уже 34-й полевой сезон на Чукотке.
Уэлен, который мы теряем
Экспедиция работала в рамках госконтракта, заключённого между окружным Комитетом по охране объектов культурного наследия и ООО «Культурное наследие».
– В этот раз мы начали работы с Уэлена, где с древнеберингоморского времени существовало поселение и рядом находился известный могильник. Возраст этих объектов – почти 2 тысячи лет, – рассказал «КС» Кирилл Днепровский. – Ситуация там неоднозначная, потому что буквально вплоть до 70-х годов ХХ века жилища, построенные с применением крупных костей кита, были обитаемы, о чём нам рассказали ныне живущие в Уэлене старики. Об этом же, кстати, повествует в своих произведениях и уроженец посёлка, писатель Юрий Рытхэу. И в отчётах предыдущих археологических экспедиций упоминается о том, что на территории Уэлена существовало древнее селение. К настоящему времени большая часть культурного слоя памятника безвозвратно утрачена, а на его месте находятся дома современного посёлка, котельная, пограничная застава и опоры теплотрассы. Однако небольшие фрагменты эскимосских жилищ – нынлю – в виде отдельных скелетных костей кита сохранились до настоящего времени.
В задачу археологов в этот раз входило описание и фиксация оставшихся в Уэлене объектов культурного наследия, относящихся к памятникам древнеберингоморской эпохи, которые стоят на учёте и включены в государственный реестр, куда входят свыше 400 различных памятников.
– Несмотря на то, что объекты внесены в реестр, на часть из них нет необходимой документации, а именно – топографического плана, координат местоположения, фотофиксации и описания современного состояния. Собственно и в реестр такие объекты вносились исключительно по описанию, взятому из монографии советского археолога Николая Николаевича Дикова. Поэтому основная наша задача – установить и уточнить их координаты, обозначить границы, где тот или иной памятник располагается и в пределах которых территория признаётся охраняемой. Соответственно по действующему законодательству, эту территорию нельзя будет использовать в целях, например, строительства объектов или добычи полезных ископаемых. На ней можно будет вести традиционное природопользование: допустим, выпасать оленей или разделывать добытого морзверя, – пояснил Кирилл Днепровский.

Археология этих мест необычная и непривычная, так как здесь один народ существовал со времён каменного века практически без внешнего влияния и контактов. Это очень редкое явление на Земле. Лишь с приходом русских на Чукотке начало что-то меняться.
Неприступный Ченлун
После работы на первом памятнике археологи перебазировались на Ченлун, расположенный между Уэленом и Науканом.
– Эскимосы называют это место Сенлун, – легендарный объект, окутанный тайной, описанный Диковым в 1956 году, который не оставил ни фотографий, ни его точных координат, потому что никаких инструментов для этого у него попросту не было, – продолжил Кирилл Александрович. – Сам Диков назвал этот объект крепостью и описал его в «Записках Чукотского краеведческого музея». Он представляет собой открытую с моря площадку размерами 85 х 50 метров, расположенную на отвесной 50-метровой скале. Диков предположил, что в этом месте, незаметном с суши, можно было укрыться, а при необходимости – отбить приступ.
Современные археологи попытались пройти на Ченлун, ориентируясь на снимки крепости, сделанные из космоса. На пути им пришлось преодолевать груды камней, перевалы и сопки Дежнёвского массива высотой до 600 метров. Погода была не самой подходящей – шёл дождь, было скользко и потому весьма небезопасно.
– Мы прошли порядка 15 км, но так и не смогли обнаружить объект. Он попросту не пустил нас к себе. Третий сезон мы пытаемся пробиться к Ченлуну, но пока безрезультатно. Поневоле поверишь в мистику этого места. Но теперь лично для меня это стало целью, которую обязательно нужно достичь.
Интересно, что проводников к Ченлуну нет сейчас и в Уэлене. Один из живущих в селе стариков прямо сказал археологам: те, кто знал, где находится крепость и мог бы отвести к ней, давно ушли к верхним людям.
На могилах мыса Чини
– Обследовали мы и ряд объектов на мысе Чини, где в своё время вёл раскопки Николай Диков. Он исследовал на Чинийском могильнике 104 древнеберингоморских захоронения, однако между раскопанными им погребальными сооружениями могут находиться ещё нетронутые, – поделился Кирилл Днепровский. – Это можно выяснить, лишь отработав и целиком вскрыв большую площадь. Пока же мы произвели замеры и установили границы памятника культурного наследия, сняли точный топографический план. На мысе Чини есть ещё Энмынытнынский могильник и поселение, названные так по одноименной сопке к востоку от мыса Чини.
По мнению археолога, целесообразно объединить памятники мыса Чини, расположенные в непосредственной близости друг от друга, в рамках одной охранной границы, создав единый объект культурного наследия – культурно-исторический комплекс, состоящий из нескольких связанных между собой памятников археологии.
Надо сказать, что древнее и довольное масштабное Чинийское поселение, к сожалению, уже основательно разрушено водной стихией. За последнюю тысячу лет уровень моря заметно повысился и береговая линия изменилась. Как следствие, многие памятники и объекты культурного наследия активно разрушаются штормами. Море забирает их навсегда.
Кстати
В этом сезоне значимых археологических артефактов учёные не обнаружили. Тем не менее, коллекция Музейного центра «Наследие Чукотки» пополнилась наконечниками гарпунов, которые используют современные морские охотники. Как сообщила заместитель Музейного центра Ирина Романова, которая тоже участвовала в экспедиции, планируется экспонировать эти предметы, изготовленные из стали вместе с поворотными гарпунами древних охотников из клыка моржа и камня. Выставленное в одной музейной витрине охотничье снаряжение будет свидетельствовать о преемственности поколений охотников, поскольку конструкция и принцип действия гарпунов не меняется уже две тысячи лет.
Гипотеза Дикова подтвердилась. Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Николай Диков (1925–1996) является одним из наиболее выдающихся исследователей археологии Чукотки, Камчатки и Колымы. Став в 1995 году директором Чукотского краеведческого музея, он посвятил 40 лет жизни археологическим поискам. В 1956 – 1959 годах он провёл масштабные археологические исследования Чукотки, результатом которых стало обнаружение множества неолитических стоянок. Эти исследования позволили Дикову выдвинуть смелую для того времени гипотезу о том, что Чукотка была заселена ещё в палеолите, то есть более чем 12 тыс. лет назад. Впоследствии предположение учёного полностью подтвердилось новыми исследованиями.