В Чаунской низменности
18.07.2025

Елена ШНЫРЁВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Этим летом на северо-западе Чукотки развернётся очередная глава многолетних исследований, направленных на изучение геологии и культурно-исторического наследия одного из самых отдалённых уголков России. Небольшая экспедиция под руководством младшего научного сотрудника лаборатории музейных технологий Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) Глеба Данилова отправилась в Чаунский район (ныне – муниципальный округ Певек), чтобы продолжить комплексные исследования, лежащие на стыке археологии, палеогеографии и четвертичной геологии.

Трое в группе
Экспедиция будет весьма немногочисленной. Кроме Данилова, в её состав входят стажёр-исследователь этой же лаборатории Артём Тараканов, а также аспирант Института биологических проблем Севера Георгий Павлюков.
Несмотря на скромную численность команды, фронт предполагаемых исследовательских работ значительный. Основным объектом научного интереса станет Чаунская низменность, где планируется провести комплексные полевые работы, охватывающие различные научные дисциплины.
– В июле мы будем заниматься изучением палеогеографии четвертичной геологии (четвертичный период начался около 2,58 млн лет назад и продолжается по сей день. – Прим. «КС»). Если всё пойдёт как планируем, в августе состоится вторая, археологическая часть, – пояснил Данилов.
Главные цели экспедиции связаны с многолетними исследованиями, которые команда ведёт на территории северо-западной Чукотки. В палеогеографическом аспекте учёные намерены изучить разрезы позднеплейстоценового и голоценового возраста (плейстоцен – эпоха четвертичного периода, которая началась 2,58 млн лет назад и завершилась 11,7 тыс. лет назад; голоцен – геологическая эпоха, длящаяся до настоящего времени и совпадающая с началом очередного межледникового периода).
– В Чаунской низменности будем проводить отбор макроостатков ископаемой древесины, сбор палеонтологической коллекции, возможно, отберём образцы на гранулометрию (анализ, который позволяет определить состав почвы и других пород. – Прим. «КС»), но всё будет зависеть от погоды, логистики и, пожалуй, ещё от везения, – отмечает Глеб Данилов.
Место встречи культур
По археологической части группа предполагает выполнить разведочные работы в Чаунском районе после получения так называемого открытого листа – официального разрешения на проведение раскопок. Основное внимание будет уделено изучению территорий вдоль главных рек Чаунской низменности – Чауна и Пучевеема.
Особенность предстоящих работ заключается в том, что речь идёт именно о разведочных исследованиях, поскольку Чаунский район остаётся одним из наименее изученных в археологическом отношении регионов Чукотки. У специалистов есть некоторые представления в целом о культурно-археологическом ландшафте этой территории, но они достаточно слабые.
Недостаток археологических данных объясняется историческими особенностями исследований. По словам Данилова, предшественники работали в этих местах довольно серьёзно, но это происходило давно и не затрагивало непосредственно Чаунскую низменность. В последние годы здешняя территория изучалась лишь в рамках хоздоговорных работ, связанных с обследованием строительства объектов инфраструктуры и площадей для разработки полезных ископаемых. То есть системных поисков в этих местах не велось.
Тем не менее предыдущие работы принесли определённые результаты. На территории был выявлен ряд местонахождений, наземных объектов, связанных с этнографией и археологией, хорошо известных жителям Чаун-Чукотки: культовые сложения из рогов оленя (так называемые кучероги), а также различные каменные выкладки.
Как утверждают учёные, научная привлекательность Чаунского района, в том числе и низменности как его части, определяется уникальным географическим положением. Это ключевая территория, представляющая собой контактную зону различных культур – континентальных охотников и собирателей, культур, связанных с одомашниванием и выпасом оленей, а также культур морского зверобойного промысла.
– Потенциал территории для решения фундаментальных научных вопросов огромен. Прилегающее горное обрамление таит в себе археологические объекты, которые, по всей видимости, могут помочь ответить на вопросы заселения человеком северо-востока Азии и в целом прояснить процессы заселения Берингийской суши и далее – американского континента, – подчеркнул руководитель экспедиции.
Кстати
Одним из интересных культовых объектов, который археологи находили в том числе и на Чаун-Чукотке, являются сложенные кучи рогов, или кучероги. Эти комплексы описал ещё Владимир Тан-Богораз в своей классической монографии «Чукчи». В 1950-х годах кучероги на острове Айон, реке Пегтымель и реке Амгуэма обнаружил один из пионеров археологического изучения Чукотки Николай Диков. Учёные полагают, что эти культовые объекты связаны с похоронными ритуалами. У оленных чукчей раньше существовал обычай приносить рога в места захоронения предков. На фото 2017 года – один из кучерогов, обнаруженных на Айоне в 50-х годах XX века.
Холодная и однообразная. Чаунская низменность – обширный участок суши высотой над уровнем моря 2 – 5 метра, лежащий южнее Певека и выходящий северной частью на побережье Чаунской губы. С запада она ограничена Анюйским хребтом, с востока – Анадырским хребтом, а с юга – Чукотским нагорьем. В её пределах расположены бассейны таких крупных рек, как Чаун (в её устье стоит село Рыткучи), Пучевеем и Паляваам. Характерной чертой этой местности является очень густая гидрографическая сеть: площадь водной глади рек, ручьёв и тундровых озёр немногим меньше, чем суши. Несмотря на однообразный ландшафт и суровый климат (средняя температура января и февраля составляет здесь 31,4 градуса ниже нуля), флора и фауна Чаунской низменности достаточно богата. Здесь произрастает не менее 320 видов сосудистых растений, обитает 24 вида млекопитающих и гнездится более 100 видов птиц.