Анадырь






+ 15
ощущается как + 14
78.84
91.73
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

На старом лежбище

17.10.2025

Сотрудники нацпарка насчитали на мысе Кыгынин около 2,5 тыс. моржей. Как полагают учёные, возвращение на старое лежбище связано с изменениями климата, в частности направления ветров. ФОТО: МАКСИМ АНТИПИН.

Подготовил Сергей НИКИТИН
gazeta@ks.chukotka.ru

Впервые за последние 15 лет около 2,5 тыс. моржей вышли на лежбище на мысе Кыгынин острова Аракамчечен, расположенного в Сенявинском проливе. Сотрудники национального парка «Берингия» предполагают, что животные вернулись к историческому месту обитания, поскольку именно здесь в XX веке находилось одно из крупнейших моржовых лежбищ в мире.

По данным нацпарка, в прошлом столетии мыс Кыгынин на острове Аракамчечен в Беринговом море был самым известным и крупнейшим лежбищем тихоокеанских моржей в мире. В конце 1970-х годов здесь насчитали 42 тыс. особей. Этот рекорд превзошёл предыдущий максимум в 35 тыс. моржей, наблюдавшихся на мысе Блоссом на острове Врангеля в 1960-х годах.

Однако около 15 лет назад ситуация изменилась. Моржи перестали выходить на Кыгынин и начали формировать лежбища на юге острова Аракамчечен. За всё время существования национального парка «Берингия» с 2013 года на Кыгынине не регистрировали ни одного выхода этих животных.

ФОТО: МАКСИМ АНТИПИН.

 «Последний раз моржи массово использовали южные берега острова почти 100 лет назад. В литературе 1930-х годов встречались упоминания о выходе моржей на южной оконечности Аракамчечена напротив Итыграна. Но с тех пор и до относительно недавнего времени мыс Кыгынин оставался единственным значимым лежбищем, – сообщил специалист по морским млекопитающим Арктики научный сотрудник национального парка «Берингия» Анатолий Кочнев.

По его словам, причиной изменений в привычных путях миграции моржей стало потепление климата. Льды постепенно отступили далеко на север, а за ними ластоногие массово ушли из Берингова пролива на лежбища в Чукотском море. В пролив Сенявина они возвращались только поздней осенью, в конце октября – ноябре, когда лёд из Чукотского моря вытеснял их обратно в северную часть Тихого океана.

«Можно предположить, что в это время моржи стали выходить на южных берегах острова, укрываясь от северных ветров, – объясняет Анатолий Кочнев. – Со временем опытные животные начали регулярно приводить сородичей в эти места даже при благоприятной погоде, просто по привычке. Так северные лежбища оказались заброшены».

Анатолий Анатольевич отмечает, что выбор участка для лежбища определяется защищённостью от ветра и волнового наката. Моржи избегают мест с сильными ветрами и прибоем, предпочитая места возле мысов, прикрывающих животных от непогоды. С учётом того, что вокруг острова Аракамчечен множество мелких островков, создающих сложную систему ветров и течений в проливах, всё это может влиять на выбор моржами места для отдыха.

«К примеру, раньше преобладали северные ветры в период подхода моржей, и животные стремились на южные берега. Сейчас, возможно, преобладает южный ветер, и моржи снова идут на север (то есть на Кыгынин. – Прим. «КС»). Специальных исследований на эту тему не проводилось, но связь с изменением ветров вполне вероятна», – предполагает специалист.

Сотрудники национального парка «Берингия» продолжат наблюдения, чтобы понять, насколько устойчивой окажется ситуация в ближайшие годы.

Напомним, что поддержку исследований морских млекопитающих в нацпарке сегодня осуществляет благотворительный фонд «Возрождение природы» Натальи Торнквист.