ПЕРВАЯ СКРИПКА ЭГВЕКИНОТА
06.10.2017

gazeta@ks.chukotka.ru
С приездом в Эгвекинот педагога Марины Сорокиной в детской школе искусств посёлка с нового учебного года впервые началось преподавание по классу скрипки. Событие для учреждения дополнительного образования и его воспитанников действительно знаковое, ведь ни в Певеке, ни в Билибино, ни в столице округа Анадыре сейчас игре на этом музыкальном инструменте не обучают, а единственным местом на Чукотке, где преподаётся класс скрипки, до последнего времени оставалась школа искусств посёлка Угольные Копи.
ТЕЛЕКАНАЛ «КУЛЬТУРА» ПОДАРИЛ МЕЧТУ
Несмотря на то, что молодой педагог приехала в Эгвекинот по приглашению школы искусств совсем недавно, она уже успела освоиться, набрать учеников по струнно-смычковому направлению и даже выступить на концерте в честь Дня знаний, вызвав интерес со стороны детей и родителей.
– Когда я была маленькой, то часто болела, сидела дома и очень любила смотреть телеканал «Культура», по которому периодически транслировались выступления симфонических оркестров, при этом всегда крупным планом показывали скрипачей. Помню, насколько мне казалось это недостижимым, я не понимала, как можно играть на таком необычном инструменте. А ещё очень хотелось хоть раз увидеть скрипку «вживую». Похожими мыслями делились со мной и некоторые мои новые ученики, – объяснила внимание к своему предмету Марина Сорокина.
Возможность осуществить свою мечту у неё появилась в третьем классе, когда учительница предложила записаться в группу струнно-смычковых инструментов.
– Я долго уговаривала маму, чтобы она разрешила пойти учиться игре на скрипке, и хотя в нашей семье не было музыкантов, в конце концов, мама поняла, как сильно я загорелась этой идеей, и не смогла отказать. Прослушивание прошло удачно, и меня зачислили в музыкальную школу, где мне очень нравилось, даже больше, чем в общеобразовательной школе. Тогда я и поняла, что музыка – это главное дело моей жизни, – рассказала о своём пути в профессию наша собеседница.
Неудивительно, что по окончании музыкальной школы и девятого класса Марина Сорокина подала документы в Губкинский государственный музыкальный колледж на отделение струнно-смычковых инструментов и на четыре года – период получения среднего специального образования – переехала в Губкин из родного Старого Оскола. По возвращении в родной город работала учителем музыки в общеобразовательной школе.
Сейчас параллельно с работой в школе искусств Эгвекинота Марина Сорокина получает высшее образование в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени Сергея Рахманинова на заочном отделении по специальности «дирижёр-вокалист».
ОТ «ПИЦЦИКАТО» К «АРКО»
– На данный момент я занимаюсь с несколькими детьми из начальной школы – по два раза в неделю индивидуально с каждым из воспитанников. При этом дети полноценно учатся в детской школе искусств, а значит, в их обучение входят ещё и музыкальная литература, сольфеджио, фортепиано, хор, – продолжила рассказ о любимом деле педагог. – Начали с азов – постановки корпуса и рук, чтобы дети привыкли к правильной осанке, научились держать отдельно скрипку и смычок, для чего на занятиях и дома выполняются специальные упражнения. Затем, на втором этапе, учимся играть «пиццикато». Данный приём предполагает, что звук извлекается не ведением смычка, а защипыванием струны пальцем правой руки, как, например, на гитаре или арфе. От щипка звук становится отрывистым и более тихим, нежели при игре смычком. Мы разучиваем различные композиции с игрой «пиццикато» и продолжаем отдельно упражняться со смычком.
Третий этап, как объяснила Марина Сорокина, который заключается в соединении двух рук и наладке координации движений, является самым главным моментом во всём обучении. Ребёнок в это время учится играть при помощи смычка. Такой приём называется «арко» (с итальянского – смычок) и позволяет извлекать из инструмента долгий и протяжный звук, а мелодия может быть непрерывной и казаться бесконечной.
– В результате по окончании первого года обучения дети обычно уже умеют играть на скрипке смычком, но, чтобы исполнять настоящие произведения, нужно ещё много тренироваться, – продолжила музыкант. – Вообще, обучение игре на любом инструменте – это очень трудоёмкая работа, причём как для ученика, так и для педагога. В музыкальном колледже мне удалось получить определённый опыт у знаменитых профессоров московских консерваторий. Они часто проводили для нас мастер-классы, и главный вывод, который я сделала из этих занятий, заключается в том, что преподаватель игры на скрипке всегда должен стоять рядом с учеником, детально всё показывая и объясняя. Не каждый воспитанник скажет, что ему некомфортно стоять, поэтому педагог должен внимательно следить за процессом, иногда нужно подойти расслабить мышцы или поправить руки. В итоге с появлением навыков ребёнку становится играть всё комфортнее, да и внешне юный исполнитель выглядит всё более привлекательно.
Обратила Марина Сорокина внимание и ещё на ряд обязательных условий, способствующих успешному обучению юного скрипача, основным из которых является наличие у него хорошего слуха, который со временем можно развить до абсолютного. Также каждый исполнитель должен уметь улавливать фальшивые ноты и исправлять их на ходу. Кроме слуха, ещё нужно обладать чувством ритма и хорошей памятью, а главное – желанием.
– Если ученик усердно занимается, детально разбирает произведение, учит ноты и отрабатывает всё на инструменте, он обязательно сможет продемонстрировать результат своих трудов, и не просто выйти на сцену и сыграть композицию, а вдумчиво исполнить произведение, чтобы каждый зритель смог прочувствовать мелодию так, как ощущает её сам скрипач, – уверена педагог.
ФАБРИЧНЫЕ И МАСТЕРОВЫЕ
Не могли мы не поинтересоваться у специалиста, по какому принципу осуществляется выбор такого не слишком распространённого на Чукотке инструмента, как скрипка.
– Мы специально заказали несколько разных, но классических учебных скрипок, изготовленных на российской фабрике. В дальнейшем, когда ребёнок втянется в обучение, при желании родители могут купить индивидуальный инструмент по необходимым параметрам, – объяснила она. – Цена фабричных скрипок сильно отличается от инструмента ручной работы. Детскую скрипку можно приобрести примерно за 5 тысяч рублей. Концертные намного дороже, их стоимость начинается от 100 тысяч. Например, у меня сейчас мастеровая скрипка, я приобрела её на третьем курсе колледжа, а до этого с музыкальной школы у меня был фабричный инструмент. Покупка эта была осознанной, ведь промышленный инструмент не мог воспроизвести тех звуков и тонов, которые я уже ожидала. Теперь не планирую менять скрипку, ведь чем дольше на ней играешь, тем лучше становится звучание, тем дороже инструмент стоит.
Кстати, как объяснила Марина Сорокина, одна из причин необычного и волшебного звучания знаменитых скрипок Антонио Страдивари во многом как раз и заключается в том, что на них играют по нескольку сотен лет, хотя настоящий секрет мастера до сих пор не разгадан.
– При выборе инструмента также имеет значение рост ученика, соответственно, с возрастом необходимо менять скрипку, – продолжила собеседница «КС». – Кроме размера и производителя, большое значение имеет дерево, из которого выполнен корпус, и лак, которым покрывали инструмент, от этого зависит его звучание. Глянцевые корпуса обычно приглушают звуки. Жёсткость струн выбирается каждым индивидуально, но чаще всего пользуются скрипками с более мягкими струнами, которые не сильно врезаются в подушечки пальцев. В общем, тонкостей здесь немало, но ведь тем интереснее! Поэтому хотелось бы, чтобы родители не боялись отдавать своих детей в школу искусств, особенно если они сами этого очень хотят, как было в моём случае. Поверьте, это не мешает учиться в общеобразовательной школе. Наоборот, даёт возможность ребёнку всесторонне развиваться, повышать свой интеллект, стать организованным и творческим человеком, – добавила в завершение разговора Марина Сорокина.