О СВЯТЫНЯХ СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА
20.05.2016

timchenko@ks.chukotka.ru
В минувшие выходные в окружном центре прошли лекции известного искусствоведа, сотрудника Третьяковской галереи, большого знатока древнерусского искусства, художника Любови Ушаковой. На встречах она рассказала о редчайших экспонатах Третьяковки, подробно остановившись на самых знаменитых и почитаемых православных иконах, созданных мастерами XII–XVIII веков.
КОЛЛЕКЦИЯ ОДНОГО ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕМ
В числе слушателей столичного искусствоведа оказались не только представители старшего и среднего поколений, но и немало молодёжи. Сопровождая свой рассказ видеопрезентацией самых известных икон из фонда Третьяковской галереи, Любовь Ушакова открыла множество новых любопытных фактов из истории русской иконописи.
– Галереи, подобные Третьяковской, есть во многих странах, однако в мировой музейной практике нет больше ни одного случая, чтобы частная коллекция одного человека (в нашем случае – Павла Третьякова) стала основой художественного музея национального уровня, – начала лекцию искусствовед. – Такое произошло только в России. Ну а поскольку иконопись издревле является уникальным жанром, присущим нашей культурной традиции, древние образа составили важную часть хранящегося и выставляемого в галерее наследия.
Несомненной жемчужиной коллекции, по словам Любови Яковлевны, является Владимирская икона Божией Матери, считающейся одной из самых почитаемых в православном мире. В научном сообществе время её появления на Руси относится к домонгольскому периоду, начало XII века, но уже тогда эта икона считалась древней святыней. По преданию её написал евангелист Лука ещё при жизни Богородицы.
В этом же ряду стоит шедевр Андрея Рублёва – Троица.
Рассказ специалиста об иконописи во время встречи трансформировался в живой разговор и обмен впечатлениями от виртуального посещения Третьяковки, а в конце разговора Любовь Ушакова ответила на вопросы заинтересовавшихся слушателей.
ЛЮБОВЬ УШАКОВА – искусствовед, сотрудник научно-просветительского отдела Государственной Третьяковской галереи. Окончила Санкт-Петербургскую академию художеств, факультет теории и истории искусств. Также имеет художественное образование, специализация – миниатюрная живопись на эмали, член Союза художников России, участница более 40 российских и международных выставок. Её работы находятся в собраниях Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, Сергиево-Посадского музея-заповедника, а также в частных коллекциях.
В настоящее время Любовь Ушакова основное время посвящает искусствоведческой работе в Третьяковской галерее, а также систематическим занятиям в залах древнерусского искусства со школьниками и чтению лекций по иконописи. В 2013–2016 годах читала лекции по приглашению Хабаровской, Биробиджанской, Камчатской, Екатеринбургской епархий.
В настоящее время Любовь Ушакова основное время посвящает искусствоведческой работе в Третьяковской галерее, а также систематическим занятиям в залах древнерусского искусства со школьниками и чтению лекций по иконописи. В 2013–2016 годах читала лекции по приглашению Хабаровской, Биробиджанской, Камчатской, Екатеринбургской епархий.
ИКОНА, ПАРСУНА, ПОРТРЕТ
– Любовь Яковлевна, как вы считаете, почему в православии, в отличие от большинства других религий, так почитаются иконописные изображения Бога и святых? Насколько верно утверждение, что в России в большей степени поклоняются образам?
– На Руси, действительно, всегда отмечалось особое иконопочитание. Ещё не так давно любой дом был немыслим без образов, они обязательно присутствовали в красном углу. Обычно там стояли иконы Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. Это давало ощущение присутствия Бога дома, люди считали, что Господь на них смотрит и сами в любой момент могли к нему обратиться, имея Его лик перед собой.
– Приходилось ли вам сталкиваться с таким явлением, как мироточение икон?
– В музее – нет. Однако в истории православия, да и в современной жизни такие случаи бывали и имеют место быть. Эти факты не поддаются анализу с точки зрения здравого смысла и науки. Вообще в толковом словаре чётко объяснено такое понятие, как чудо – это явление, не имеющее научного объяснения и противоречащее здравому смыслу. Так вот, мироточение – это чудо, и оно необъяснимо.
– На какую икону посоветуете обратить внимание при посещении Третьяковской галереи?
– Обязательно нужно сходить к Владимирской иконе Божией Матери. К ней идет весь мир, все, кто приезжает в Москву. Это самая древняя и намоленная икона. Можно просто молча перед ней стоять. А вообще в наших залах много старых икон, обращаться можно к любой.
– С работами каких русских иконописцев вы советуете познакомиться?
– Конечно, Андрея Рублёва и его последователей. Ими были и Дионисий с сыновьями, и многие последующие иконописцы XV века, когда иконопись достигла вершины совершенства. Все они очень интересны, в том числе с художественной точки зрения.
Уже ближе к XVII веку появляется новый, более светский стиль написания икон. Икона становится товаром, который пишут на продажу, который имеет свою цену. Появилось разделение труда в иконописи. Если в древности один иконописец создавал одну икону, то потом в процессе стали участвовать целыми бригадами. Самый талантливый пишет лики и руки. Другой иконописец пишет одежды, третий – фон и так далее. Таким образом, процесс убыстрялся.
Если же говорить о современности, то многие иконописные мастерские берут за основу технику написания именно Андрея Рублёва. Поэтому сегодня стараются повторять и его Троицу, и многие другие иконы, ставшие классическими.
– Иконопись на Руси хронологически предшествовала живописи и влияла на неё. На ваш взгляд, можно ли говорить в данном случае о преемственности?
– В русском изобразительном искусстве хорошо известно такое явление, как парсуна, представляющая собой переходное состояние от иконы к портрету. Интересна история её появления. Первоначально в древнерусском искусстве портретов как таковых не было. Но Пётр I, который часто бывал за границей, ездил в Амстердам и другие европейские столицы, видел там, что художники пишут портреты императоров и императриц. В результате он в приказном порядке повелел немедленно переучить иконописцев, чтобы они писали портреты.
Таким образом, все первые портретисты XVIII века были одновременно и иконописцами. Не случайно на первых парсунах, которые по своим изобразительным особенностям тяготели к иконописи, ставили надпись имени изображённого, как и на иконе. Лишь несколько позже от этой традиции отошли. И уже от парсуны у нас появляется портрет как первый жанр светского искусства.
– Любовь Яковлевна, как вы считаете, почему в православии, в отличие от большинства других религий, так почитаются иконописные изображения Бога и святых? Насколько верно утверждение, что в России в большей степени поклоняются образам?
– На Руси, действительно, всегда отмечалось особое иконопочитание. Ещё не так давно любой дом был немыслим без образов, они обязательно присутствовали в красном углу. Обычно там стояли иконы Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. Это давало ощущение присутствия Бога дома, люди считали, что Господь на них смотрит и сами в любой момент могли к нему обратиться, имея Его лик перед собой.
– Приходилось ли вам сталкиваться с таким явлением, как мироточение икон?
– В музее – нет. Однако в истории православия, да и в современной жизни такие случаи бывали и имеют место быть. Эти факты не поддаются анализу с точки зрения здравого смысла и науки. Вообще в толковом словаре чётко объяснено такое понятие, как чудо – это явление, не имеющее научного объяснения и противоречащее здравому смыслу. Так вот, мироточение – это чудо, и оно необъяснимо.
– На какую икону посоветуете обратить внимание при посещении Третьяковской галереи?
– Обязательно нужно сходить к Владимирской иконе Божией Матери. К ней идет весь мир, все, кто приезжает в Москву. Это самая древняя и намоленная икона. Можно просто молча перед ней стоять. А вообще в наших залах много старых икон, обращаться можно к любой.
– С работами каких русских иконописцев вы советуете познакомиться?
– Конечно, Андрея Рублёва и его последователей. Ими были и Дионисий с сыновьями, и многие последующие иконописцы XV века, когда иконопись достигла вершины совершенства. Все они очень интересны, в том числе с художественной точки зрения.
Уже ближе к XVII веку появляется новый, более светский стиль написания икон. Икона становится товаром, который пишут на продажу, который имеет свою цену. Появилось разделение труда в иконописи. Если в древности один иконописец создавал одну икону, то потом в процессе стали участвовать целыми бригадами. Самый талантливый пишет лики и руки. Другой иконописец пишет одежды, третий – фон и так далее. Таким образом, процесс убыстрялся.
Если же говорить о современности, то многие иконописные мастерские берут за основу технику написания именно Андрея Рублёва. Поэтому сегодня стараются повторять и его Троицу, и многие другие иконы, ставшие классическими.
– Иконопись на Руси хронологически предшествовала живописи и влияла на неё. На ваш взгляд, можно ли говорить в данном случае о преемственности?
– В русском изобразительном искусстве хорошо известно такое явление, как парсуна, представляющая собой переходное состояние от иконы к портрету. Интересна история её появления. Первоначально в древнерусском искусстве портретов как таковых не было. Но Пётр I, который часто бывал за границей, ездил в Амстердам и другие европейские столицы, видел там, что художники пишут портреты императоров и императриц. В результате он в приказном порядке повелел немедленно переучить иконописцев, чтобы они писали портреты.
Таким образом, все первые портретисты XVIII века были одновременно и иконописцами. Не случайно на первых парсунах, которые по своим изобразительным особенностям тяготели к иконописи, ставили надпись имени изображённого, как и на иконе. Лишь несколько позже от этой традиции отошли. И уже от парсуны у нас появляется портрет как первый жанр светского искусства.