Анадырь






-7
ощущается как -14
81.49
92.84
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Праздник, который всегда с тобой

04.11.2021

ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ

Нелли ХАЛГИНОВА
halginova@ks.chukotka.ru

«Золотой ворон» отработал в октябрьские дни в Анадыре и улетел, но его эхо прозвучит в арктических регионах нашей страны и за рубежом, где зрители смогут увидеть фильмы, участвовавшие в разные годы в Арктическом международном фестивале. А уже в декабре организаторы фестиваля вернутся на Чукотку, чтобы провести кинолаборатории для самодеятельных кинематографистов округа. Об этом «КС» рассказали художественный руководитель «Золотого ворона» Филипп АБРЮТИН и продюсер фестиваля Оксана ЛАХНО.

– Чем отличался пятый «Золотой ворон» от предыдущих?

– Во-первых, тем, что был организован и прошёл во время пандемии, – отметил Филипп Абрютин. – Но мы привиты, и наш фестиваль тоже «вакцинирован» – это и ограничения по количеству зрителей, и обязательные маски на кинопросмотрах и других мероприятиях. Но самое главное – интерес у людей к кинофестивалю сохранился. Зрительные залы были полные, насколько это было возможно в соответствии с требованиями Роспотребнадзора.

Мы представили расширенную программу. Никогда прежде у нас не случалось больше 10 фильмов в основной конкурсной полнометражной программе, а на пятом кинофестивале их было 14! Картины оценивало прекрасное жюри, которое возглавил Юрий Быков. Для нас очень почётно, что председателем стал известный российский режиссёр и человек, тонко чувствующий регионы и проникнувшийся Чукоткой.

– Надо отметить, что количество площадок «Золотого ворона» на этот раз не увеличилось, зато стало больше мероприятий. Мы раньше никогда не проводили больше двух сеансов в день в кинотеатре «Полярный», а тут было и по три, и по четыре сеанса в день, стартовавшие в десять утра, – подчеркнул Филипп Абрютин.

– Нынешний «Золотой ворон» действительно отличился своей масштабностью – количеством кинопоказов, насыщенностью деловой программы, – подтвердила Оксана Лахно. – В работе участвовали представители арктических кинематографических регионов, состоялись отдельные презентации Республики Саха (Якутия) и Мурманской области, круглый стол с участием создателей киноиндустрии Архангельской, Мурманской областей, Якутии и Чукотки, которые рассказали, как развивается их кинопроизводство, и обменялись опытом.

– При таком усилении деловой программы удалось ли «Золотому ворону» остаться праздником, каковым он был изначально?

– Я уверен, что для зрителей, жителей Чукотки и для нас, организаторов, фестиваль – всегда праздник. Это большой праздник, который проводится каждый год, – праздник встречи с кино, наших встреч, обсуждений, ярких дискуссий и иногда – споров. Но «Золотой ворон» – всегда про общение и про кино, которое нас объединяет, – считает Филипп Абрютин.

– Когда вы задумали фестиваль, предполагали, что он выльется в такое грандиозное мероприятие?

– Не было такого, чтобы мы задумали именно кинофестиваль. В 2016 году мы привезли несколько короткометражных фильмов, и зритель показал, что ему это интересно, он готов смотреть и говорить о кино. Таким образом, фестиваль родился благодаря зрителю. Мы, конечно, причастны к его развитию, но мы, повторяю, никогда ничего не загадывали. Мы не загадывали его международный уровень, жюри, деловые программы… Наш «Золотой ворон» развивается самостоятельно, и мы ему только помогаем, – отметил художественный руководитель кинофестиваля.

– «Золотой ворон» завершился традиционно: щёлкнула хлопушка, зрители посмотрели фильм, удостоенный Гран-при. Что будет дальше?

– Сразу же начнём готовиться к следующему фестивалю. Возвратимся в Москву, подведём итоги, а в декабре вновь прилетим на Чукотку, чтобы провести кинолабораторию, поддержанную в этом году Президентским фондом культурных инициатив. Она запланирована в Анадыре, хотим поехать и в Билибино. Но мы знаем, что есть запрос на участие в ней жителей Эгвекинота и Певека, они нам пишут об этом. Нам приятно, что кинолаборатория востребована, и мы постараемся выйти с ней за пределы окружной столицы.

В начале нового, 2022 года и до его конца эхо фестиваля прозвучит в различных арктических регионах нашей страны, таких как Архангельская, Мурманская, Магаданская области, Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО и других, а также за рубежом. Во время пятого «Золотого ворона» здесь, на Чукотке, мы договорились о проведении «эха» фестиваля в Швеции и Канаде, где будем популяризировать наше арктическое кино, встречаться со зрителями, общаться с ними, – рассказала Оксана Лахно.

По словам Оксаны Лахно, в декабре в Анадыре планируется провести кинолабораторию, поддержанную в этом году Президентским фондом культурных инициатив. «Нам приятно, что кинолаборатория востребована, и мы постараемся выйти с ней за пределы окружной столицы», – отметила продюсер «Золотого ворона». ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ

– Оксана, как продюсер вы довольны кинофестивалем?

– Мне хотелось, чтобы было больше участников, но, к сожалению, в сложное время пандемии многие не смогли приехать и прислали видеообращения. Некоторые зрители не смогли прийти, так как в связи с ковидом находились на карантине. Но наш фестиваль состоялся, хотя другие подобные мероприятия были перенесены на другой срок или вовсе отменены, и привлёк зрителей разнообразной программой.

В этом году у нас было две недели фестивальных показов, в первую из них в Музейном Центре «Наследие Чукотки» проходила внеконкурсная демонстрация документальных игровых фильмов, а в кинотеатре «Полярный» – анимационных фильмов для детей от «Союзмультфильма». Таким образом, любой зритель на «Золотом вороне» смог найти свою картину. Тем более что в этом году появились яркие фестивальные картины, которые не все зрители понимают, находятся в процессе осмысления. Это, к примеру, фильм канадского режиссёра «Социальная гигиена» (12+).

– Какие фестивальные картины будут показаны на Чукотке повторно?

– Директор кинотеатра «Полярный» Ирина Аплетина договорилась с создателями двух фильмов об их прокате на Чукотке. В ноябре в кинотеатре «Полярный» будут демонстрировать фильм «Агнец» (18+) (режиссёр Валдимар Йоханссон, Исландия, Швеция, Польша), картину якутского режиссёра Михаила Лукачевского «Вертолёт» (16+), удостоенную специального приза оргкомитета V Арктического международного кинофестиваля, покажут в феврале следующего года. Зрители, которые не смогли попасть на кинопоказы в дни пятого «Золотого ворона», всё же смогут увидеть эти картины, – сказала в заключение Оксана Лахно.

Справка «КС»

Напомним, фестиваль «Золотой ворон» проводится Продюсерским центром «Молодёжные инициативы», Центром развития и поддержки культурных проектов «Золотой ворон» при поддержке Правительства Чукотского АО, Министерства культуры РФ, Президентского фонда культурных инициатив, Департамента культуры, спорта и туризма Чукотского АО, АУ ЧАО «Окркиновидеопрокат», Союза кинематографистов России. В 2021 – 2023 годах, согласно распоряжению Правительства РФ, кинофестиваль «Золотой ворон» вошёл в программу основных мероприятий председательства России в Арктическом совете.

Две истории одной картины

В картине «Как приручить медведя» режиссёр Владимир Марин оригинально изложил историю спасения умки-сироты Рырки, который теперь находится в питомнике Московского зоопарка. ФОТО: КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КАК ПРИРУЧИТЬ МЕДВЕДЯ»

Василиса ЯКУНИНА
gazeta@ks.chukotka.ru

Главный приз фестивального конкурса короткометражек среди документальных картин завоевал фильм Владимира Марина «Как приручить медведя» (6+), снятый на Чукотке. Режиссёр ранее неоднократно принимал участие в «Золотом вороне» и курировал работу секции для начинающих кинематографистов «Кинолаборатория», а на этот раз он сам вошёл в число конкурсантов со своей новой работой и не прогадал.

О деятельности Татьяны Миненко и её коллег из «Медвежьего патруля» в Рыркайпии, которые спасли белого медвежонка, Владимир узнал ещё до первого приезда на Чукотку.

– Идея снять фильм пришла после того, как я увидел кадры из видеодневника, где Татьяна ежедневно ходила подкармливать умку и вела сложный воспитательный процесс, не давая зверю привыкнуть к человеку, показывая тем самым, что встреч с людьми нужно избегать. Но всё это было так далеко и незнакомо, что я с трудом мог представить, как будет выглядеть будущее кино. Потом я трижды побывал в округе, и общение со студентами «Кинолаборатории» приблизило меня к пониманию мотивов Татьяны, хотя изначально было сложно понять её логику, – поделился с корреспондентом «КС» Владимир Марин.

Эстетической квинтэссенцией проекта стали кадры Максима Деминова, который работает вместе с Татьяной, размещённые в YouTube. Для включения их в фильм долго уговаривать его не пришлось, и вот уже с продюсерами Дмитрием Якуниным и Ольгой Филоновой, продюсерским центром MovieStart было принято решение, что кино всё же выйдет в свет. Плюс ко всему, как это часто бывает, помог случай.

Татьяна Миненко оказалась в столице России по пути в Уфу, куда поступила учиться её дочь, и создатели фильма пригласили её побывать в том самом питомнике Московского зоопарка под Волоколамском, где теперь проживает её первый спасённый умка Рырка. Там же были сняты кадры этой трогательной встречи.

– Я против того, чтобы снимать слёзы как-то нарочито, выдавливая их из героя, но тут эмоциями были насыщены даже небеса. Летнее небо всплакнуло над нами. Удалось пообщаться с Татьяной, она доверила нам свой видеоархив, и фильм сложился из двух новелл, в которых повествуется история Рырки и история Умки. И если в первом случае медвежонка вынужденно отправили в зоопарк, то второму удалось сохранить и жизнь, и свободу. И кино вышло очень вовремя: сейчас сохранение краснокнижных хищников – одна из острых проблем и для местных жителей, и для зоопарков, и для экологов, – завершил режиссёр, поблагодарив за высокую оценку его работы и тёплые отзывы о картине.

Добавим, что для жителей европейской части страны создатели картины будут искать способ показать эту чукотскую историю на других фестивалях и площадках.

Ну а «Малого Золотого ворона» за лучший короткометражный игровой фильм получила картина «Палка» (12+) финна Теппо Айраксайнена. Эта драма повествует о девочке, которой родители, находящиеся на грани развода, пообещали купить собаку, но только если она будет выгуливать обычную палку трижды в день в течение двух недель, доказав готовность отвечать за питомца.

Хотя по итогам зрительского голосования лучшей была названа короткометражная драма «Тюленья шкура» (12+) исландца Югла Хаусдоттира, который поведал историю о маленькой девочке, оставшейся без мамы. Однажды она услышала легенду, что некогда женщина была тюленем и, скучая по родному морскому простору, снова облачилась в тюленью шкуру и покинула своих детей…

Картина «Эалат» (12+) норвежки Эль Марии Эйры, которая позволила зрителю окунуться в жизнь саамских оленеводов, получила по итогу кинофестиваля специальный приз «За тепло северной земли». Второй специальный диплом «За поиск героя» присуждён «Летунам» (12+) Анны Каториной, показавшей врачей санитарной авиации – и молодых, и уже опытных, будни которых связаны с рождением детей.

Кстати

Всего в конкурсе короткометражек было заявлено 19 картин российских и иностранных режиссёров – 10 игровых и 9 документальных.