ИСТОРИЯ СРОДНИ ДЕТЕКТИВУ
19.02.2021

gulnara@ks.chukotka.ru
Учёный-историк, кинорежиссёр Иван Головнёв завершил работу над документальным фильмом «Земля кереков», проект создания которого поддержало Правительство округа, выделив из регионального бюджета средства на съёмки. Кинолента повествует о культуре этого коренного малочисленного народа Чукотки с опорой на уникальные визуальные материалы, по крупицам собранные в фондах архивных и музейных организаций Анадыря, Магадана, Москвы, Петропавловска-Камчатского. Также использовались материалы частных фотоархивов и рассказы старожилов из числа потомков кереков. Подробностями работы над этим киноисторическим проектом его автор поделился с корреспондентом «КС».
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – АРХИВЫ
Некоммерческое партнёрство «Этнографическое Бюро» в лице Ивана Головнёва в 2017 году обратилось за финансовой поддержкой в окружное Управление культуры с проектом документального фильма «Красная книга культур. Кереки». И в том же году состоялась предварительная киноэкспедиция с целью создания сценарного эскиза будущей кинокартины.
Иван Головнёв провёл большую работу с научными архивами, включившую в том числе выездные исследования в архиве Магаданского краеведческого музея, Музейного Центра «Наследие Чукотки», полевые экспедиции по записи первичных аудиовизуальных материалов в селе Мейныпильгыно.
В общей сложности работа над фильмом длилась с 2016 по 2020 год. Архивные поиски проводились в фондах центральных и региональных музейных и архивных организаций, съёмочные работы – преимущественно на территории Чукотки. Создавался фильм при поддержке профильного Департамента Правительства округа и Министерства культуры РФ.
«НЕКАЗЁННОЕ» ОТНОШЕНИЕ
Известно, что на Чукотке представителей кереков практически не осталось, и режиссёру в первую очередь необходимо решить непростую задачу по поиску главных героев.
– Эта история отчасти сродни детективу. По данным статистики известно, что на момент переписи населения 2010 года кереков оставалось всего четыре человека, но кто они и где проживают – не мог ответить ни один официальный канал. Поиски начались с Музейного Центра «Наследие Чукотки», где существенную помощь в поиске первичных материалов оказали Ольга Расторгуева и Светлана Беркутова, – отметил Иван Головнёв. – Во время моей поездки на Чукотку мы организовали в Музейном Центре презентацию кинопроекта и там же провели первые съёмки для фильма. Да и в Администрации округа наша работа встретила в хорошем смысле слова «неказённое» отношение. Например, в окружном Департаменте культуры, спорта и туризма у Марии Садовской всегда можно было получить квалифицированный совет по поводу решения неизбежно возникавших в ходе работы вопросов – от логистических до научно-творческих.
Местное исследовательское сообщество также оказывало консультационную поддержку. В частности, с историком, этнографом, кандидатом исторических наук, научным сотрудником СВКНИИ ДВО РАН Оксаной Коломиец, которая по счастливому совпадению является университетской сокурсницей автора проекта, режиссёр советовался по поводу киноэкспедиции в Мейныпильгыно. Уже там, на местах проживания последних кереков, и проводились основные съёмки и собирались материалы из частных архивов местных жителей. Своей открытостью они также очень поддержали в работе.

Справка «КС»
Иван Головнёв – кинорежиссёр, член Союза кинематографистов РФ, директор фестиваля «ЭтноКино», лауреат российских и международных кинофестивалей, кандидат исторических наук. Родился в 1978 году в Омске. Выпускник исторического факультета Омского государственного университета, специализировался на кафедре этнографии. В 2002 году окончил Школу-студию Свердловской киностудии (мастерская Ярополка Лапшина), в 2005-м – Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Петра Тодоровского и Натальи Рязанцевой). В 2016 году защитил диссертацию «Становление советского этнографического кино в конце 1920-х – начале 1930-х гг.» в Институте этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.
Иван Головнёв – кинорежиссёр, член Союза кинематографистов РФ, директор фестиваля «ЭтноКино», лауреат российских и международных кинофестивалей, кандидат исторических наук. Родился в 1978 году в Омске. Выпускник исторического факультета Омского государственного университета, специализировался на кафедре этнографии. В 2002 году окончил Школу-студию Свердловской киностудии (мастерская Ярополка Лапшина), в 2005-м – Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Петра Тодоровского и Натальи Рязанцевой). В 2016 году защитил диссертацию «Становление советского этнографического кино в конце 1920-х – начале 1930-х гг.» в Институте этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.
О МИРНЫХ КЕРЕКАХ
– Коль скоро самым известным специалистом по этнографии кереков был магаданский исследователь и писатель Владилен Леонтьев, то для ознакомления с материалами его архивов мой экспедиционный маршрут был проложен через Магадан, – продолжил режиссёр. – И первое интервью, точнее, тематическая беседа у нас была с участником экспедиции Леонтьева 1975 года Александром Ореховым, тогда аспирантом-археологом, а ныне – доктором исторических наук, директором Магаданского краеведческого музея и ведущим специалистом по археологии пракерекской («лахтинской») культуры. Очень запомнилась одна из его фраз, ставшая неким ключом к пониманию мировоззрения этой древней приморской общности: «У кереков не сложилось ни культуры войны, ни инструментария войны». И в целом крайне полезная получилась встреча в плане обсуждения научного взгляда на историю кереков.
Другая запомнившаяся режиссёру беседа на камеру состоялась уже в Анадыре, где председатель Чукотского отделения Русского географического общества Владимир Сертун поделился своими впечатлениями от встреч с «последними кереками», случившихся во время комплексных экспедиций по Чукотке в середине 1980-х годов. Эти глубоко личные, наполненные эмоциями рассказы очень пригодились для последующего построения закадрового текста. И наконец, интервью, составившие непосредственную основу фильма, были записаны с самими «последними кереками» в Мейныпильгыно.
ИСЧЕЗАЮЩИЕ МОТИВЫ
Иван Головнёв заметил, что это была киноэкспедиция не только в пространстве, но и во времени.
– Главной трудностью, пожалуй, было то, что объект фильма – керекская культура – явление, на наших глазах уходящее в историю. Дело не только в стремительном сокращении числа представителей этой некогда полнокровной народности, но и в нынешнем общественном забвении самой этой культуры, – пояснил режиссёр. – Научные исследования по керекам можно пересчитать по пальцам, литературных и публицистических материалов – единицы, да и то сомнительного содержания, а фильма просто не снято ни одного… Нам приходилось по крупицам добывать данные, любая фотография считалась ценнейшей находкой, а знакомство с носителем керекских корней – фактически открытием. Но с современными материалами открывались и свои особые сложности: среди потомков кереков почти не сохранилось живых воспоминаний о хозяйствовании и верованиях предков, забыт язык. И всё же нам удалось записать несколько песен на керекском языке, которые наши уже пожилые герои разучивали в далёком детстве и чудом смогли воспроизвести. Наверное, это единственная возможность сегодня услышать языковые мотивы древних жителей Арктики.
ЕСТЬ НАСТРОЕНИЕ ВЕРНУТЬСЯ
По словам Ивана Головнёва, фильм изначально не задумывался как часть какого-то цикла, ведь керекская народность, как и другие, уникальна, что требует стилевой и содержательной особенности рассказа. Возможно, со временем, если планам НП «Этнографическое Бюро» суждено будет реализоваться в новых работах, этот фильм сможет стать условной частью киносерии о коренных народах Севера и Дальнего Востока, последовательно создающихся на студии (с картинами о ненцах, хантах, удэгейцах, эвенах можно ознакомиться на канале ЭтноКино youtube.com/user/ethnokinotube. – Прим. ред.).
Сейчас в производстве находятся кинопроекты об алеутах Командорских островов и о Курильской группе айнов.
– О планах у нас заранее говорить не очень принято, но настроение вернуться на Чукотку для съёмок, безусловно, есть. С теплотой вспоминаю работу здесь и с интересом смотрю картины других знакомых и не знакомых кинематографистов, снятые в округе, – добавил Иван Андреевич, поблагодарив «КС» за интерес к фильму.
Сейчас начались предварительные переговоры о форматах и датах возможного фестивального проката фильма «Земля кереков», о показах на научных и культурных мероприятиях, в том числе и на Чукотке. Возможно, фильм покажут на Международном арктическом кинофестивале «Золотой ворон» в Анадыре. А в перспективе будет открыт и свободный доступ для просмотра фильма в сети «Интернет» на странице facebook.com/kerekfilm.
– Коль скоро самым известным специалистом по этнографии кереков был магаданский исследователь и писатель Владилен Леонтьев, то для ознакомления с материалами его архивов мой экспедиционный маршрут был проложен через Магадан, – продолжил режиссёр. – И первое интервью, точнее, тематическая беседа у нас была с участником экспедиции Леонтьева 1975 года Александром Ореховым, тогда аспирантом-археологом, а ныне – доктором исторических наук, директором Магаданского краеведческого музея и ведущим специалистом по археологии пракерекской («лахтинской») культуры. Очень запомнилась одна из его фраз, ставшая неким ключом к пониманию мировоззрения этой древней приморской общности: «У кереков не сложилось ни культуры войны, ни инструментария войны». И в целом крайне полезная получилась встреча в плане обсуждения научного взгляда на историю кереков.
Другая запомнившаяся режиссёру беседа на камеру состоялась уже в Анадыре, где председатель Чукотского отделения Русского географического общества Владимир Сертун поделился своими впечатлениями от встреч с «последними кереками», случившихся во время комплексных экспедиций по Чукотке в середине 1980-х годов. Эти глубоко личные, наполненные эмоциями рассказы очень пригодились для последующего построения закадрового текста. И наконец, интервью, составившие непосредственную основу фильма, были записаны с самими «последними кереками» в Мейныпильгыно.
ИСЧЕЗАЮЩИЕ МОТИВЫ
Иван Головнёв заметил, что это была киноэкспедиция не только в пространстве, но и во времени.
– Главной трудностью, пожалуй, было то, что объект фильма – керекская культура – явление, на наших глазах уходящее в историю. Дело не только в стремительном сокращении числа представителей этой некогда полнокровной народности, но и в нынешнем общественном забвении самой этой культуры, – пояснил режиссёр. – Научные исследования по керекам можно пересчитать по пальцам, литературных и публицистических материалов – единицы, да и то сомнительного содержания, а фильма просто не снято ни одного… Нам приходилось по крупицам добывать данные, любая фотография считалась ценнейшей находкой, а знакомство с носителем керекских корней – фактически открытием. Но с современными материалами открывались и свои особые сложности: среди потомков кереков почти не сохранилось живых воспоминаний о хозяйствовании и верованиях предков, забыт язык. И всё же нам удалось записать несколько песен на керекском языке, которые наши уже пожилые герои разучивали в далёком детстве и чудом смогли воспроизвести. Наверное, это единственная возможность сегодня услышать языковые мотивы древних жителей Арктики.
ЕСТЬ НАСТРОЕНИЕ ВЕРНУТЬСЯ
По словам Ивана Головнёва, фильм изначально не задумывался как часть какого-то цикла, ведь керекская народность, как и другие, уникальна, что требует стилевой и содержательной особенности рассказа. Возможно, со временем, если планам НП «Этнографическое Бюро» суждено будет реализоваться в новых работах, этот фильм сможет стать условной частью киносерии о коренных народах Севера и Дальнего Востока, последовательно создающихся на студии (с картинами о ненцах, хантах, удэгейцах, эвенах можно ознакомиться на канале ЭтноКино youtube.com/user/ethnokinotube. – Прим. ред.).
Сейчас в производстве находятся кинопроекты об алеутах Командорских островов и о Курильской группе айнов.
– О планах у нас заранее говорить не очень принято, но настроение вернуться на Чукотку для съёмок, безусловно, есть. С теплотой вспоминаю работу здесь и с интересом смотрю картины других знакомых и не знакомых кинематографистов, снятые в округе, – добавил Иван Андреевич, поблагодарив «КС» за интерес к фильму.
Сейчас начались предварительные переговоры о форматах и датах возможного фестивального проката фильма «Земля кереков», о показах на научных и культурных мероприятиях, в том числе и на Чукотке. Возможно, фильм покажут на Международном арктическом кинофестивале «Золотой ворон» в Анадыре. А в перспективе будет открыт и свободный доступ для просмотра фильма в сети «Интернет» на странице facebook.com/kerekfilm.
КЕРЕКИ – один из палеоазиатских народов, коренное население Дальнего Востока. В 2000 году включены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Самоназвание Анкалгакку – «приморские люди», каракыкку – от чукотского кэрэкит. Делились на две группы: ыйулаллаку – «верхние», жившие в районе Наваринской бухты, и путылаллку – «нижние», проживавшие в низовьях реки Хатырки. Долго находились в естественной природной изоляции. Вероятно, представители самой древней народности на Крайнем Северо-Востоке. Керекский язык относится к чукотско-камчатской семье, близок к корякскому, в лексике встречаются также элементы эскимосского.
Занимались рыболовством, морзверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством. Держали упряжных собак, у южных кереков существовало мелкотабунное оленеводство.
По переписи населения 2010 года к керекам себя отнесли четыре человека, в 2002 году – восемь человек, а в 1959 году – около 100 человек.
Занимались рыболовством, морзверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством. Держали упряжных собак, у южных кереков существовало мелкотабунное оленеводство.
По переписи населения 2010 года к керекам себя отнесли четыре человека, в 2002 году – восемь человек, а в 1959 году – около 100 человек.