ГОЛУБОЕ ТОПЛИВО С ВАРИАНТАМИ
08.12.2018
ЗАПАДНО-ОЗЁРНОЕ ГАЗОВОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ, открытое в 1988 году, обладает запасами в 4,5 млрд куб. м. Его обустройство закончено в 2005 году, лицензией на эксплуатацию обладает ООО «Сибнефть-Чукотка», осуществляющее свою производственную деятельность на территории Анадыря и Анадырского муниципального района. Основные направления работы – добыча и подготовка газа, транспортировка и реализация углеводородного сырья потребителям. Компания с 2006 года обеспечивает газоснабжение Анадырской газомоторной ТЭЦ, с 2018 года – одного из котлов Анадырской ТЭЦ, а также независимых котельных ООО «Чукотская строительно-буровая компания» и промышленного парка «Анадырь». В августе 2017 года ООО «Сибнефть-Чукотка» стало первым и единственным газовым резидентом ТОР «Беринговский».

olegu@ks.chukotka.ru
Продолжая тему газификации региона, поднятую в прошлом номере «КС» первым заместителем губернатора Михаилом Соболевым, на этот раз о перспективах более широкого использования в экономике Чукотки природного газа, в том числе сжиженного, мы побеседовали с начальником окружного Управления промышленности и топливно-энергетического комплекса Валерием Козловым и генеральным директором ООО «Сибнефть-Чукотка» Александром Кабышем.
СЖАТЫЙ ИЛИ СЖИЖЕННЫЙ?
– Тема использования сжиженного природного газа (СПГ) для региона не новая, – отметил Валерий Козлов. – Что касается состава газа, добываемого на нашем Западно-Озёрном месторождении, то это чистый метан. Он сухой, практически не требующий серьёзной очистки. Его можно как сжижать, так и компримировать (сжимать). Сжиженный и компримированный природный газ технологически хорош для городского транспорта с заправкой на АЗС в городских условиях. Это, безусловно, возможно и на Чукотке. Но сколько бы мы ни говорили о переходе на эту технологию, о запуске её в округе, процесс требует серьёзных финансовых вложений.
В регион, по словам Валерия Козлова, заходили различные крупные компании, делали соответствующие исследования, изучали рынок. И если к самому газу претензий нет, то все отмечали ограниченные возможности для сбыта. Департамент по поручению правительства округа дополнительно изучил местный рынок, интерес со стороны таксистов, частников, автопредприятий в переоборудовании двигателей на новый вид топлива. Выяснилось, что, во-первых, в регионе не так уж много автотехники. По крайней мере, её недостаточно для того, чтобы переход на газомоторное топливо стал рентабельным. Кроме того, пробег автомобиля, переоборудованного на газ, должен составлять не менее 25 тыс. км в год для оправдания понесённых затрат. На Чукотке мало кто, кроме «дальнобойной» техники автопредприятий, столько «наматывает на спидометр». Как показал опрос, пробег в среднем составляет около 5-7 тыс. км в год у активных частников и максимум 10-12 тыс. км – у таксистов. Даже то, что из-за мороза двигатели на временных стоянках у нас не глушат, ненамного увеличивает расход топлива. Так что автомобилисты не готовы вкладываться в переоборудование своей техники и пока не проявляют особого интереса к газомоторному топливу.
Согласно заключённому между Правительством округа, РусГидро, Комитетом цен и Чукотэнерго соглашению, цена газа Западно-Озёрного месторождения для энергетиков была снижена, что привело к сдерживанию роста тарифов для потребителей энергоресурсов.
В ПОИСКАХ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Впрочем, по мнению Александра Кабыша, переход на компримированный газ за год-два может оправдаться при переводе некоторых судов, самоходных барж, работающих на наших реках, а также вездеходов на газомоторное топливо.
– Поэтому вопрос строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) для заправки газомоторного транспорта природным газом не закрыт, и сегодня необходимо понять рентабельность этого производства, – констатировал специалист. – Кстати, на базе АГНКС можно будет организовать заполнение газом больших контейнеров (объёмом 7-8 тыс. куб. м) с последующей доставкой их баржами в национальные сёла. Для этого потребуется создать там свою ёмкостную базу для хранения и распределения газа до следующей навигации. Но доступность сёл по рекам у нас составляет около пяти месяцев в навигацию. Да и то она относительная, поскольку реки Чукотки не внесены в перечень внутренних водных путей России, и обслуживание судоходных участков в навигационном и гидрографическом отношении не ведётся, что сопряжено с рядом проблем. Кроме того, баржи, на которых будут доставляться ёмкости, должны иметь соответствующие допуски и лицензии.
Автотранспорт в зимнее время, по словам собеседников «КС», может доставлять ёмкости по зимникам, но вес такого прицепа составит 42 тонны. Каким должен быть зимник, чтобы выдержать такой вес, кто его будет нарезать, наращивать, уплотнять и содержать? К тому же последние аномально тёплые зимы показали ненадёжность зимников и ледовых переправ для тяжело гружённого транспорта.
УСТОЯВШИЙСЯ БАЛАНС
– Наше газовое месторождение, прежде всего, хорошо для локального использования, – утверждает Александр Кабыш. – Анадырская газомоторная станция, Анадырская ТЭЦ, переходящая на газ, отдельные котельные, а также газификация предприятий Анадырского промпарка – вот диапазон сегодняшнего использования газа. Мы содержим необходимое для добычи и транспортировки газа по газопроводу до Анадыря количество персонала, материально-технические ресурсы. Но у нас есть ещё перспективы роста. Пропускная способность газопровода составляет около 100 млн куб. м газа в год, месторождение же может выдавать втрое больший объём.
Промышленный парк «Анадырь», по словам специалистов, берёт сегодня около 1,8 млн куб. м в год, плановое потребление Анадырской ТЭЦ на 2019 год составляет 48 млн куб. м плюс независимые котельные. Даже с переводом второго котла ТЭЦ на газ суммарное потребление не превысит 60 млн куб. м в год. То есть на данный момент потребляемые объёмы находятся в рамках пропускной способности газопровода, а запасов и мощности месторождения хватит для сбалансированного обеспечения всех потребителей.
– Эта сбалансированность на данный момент позволяет держать экономику Анадырского энергоузла в полном порядке, – добавил Валерий Козлов.
ГАЗ ПОЗВОЛИТ СЭКОНОМИТЬ
С появлением ряда новых потребителей на базе ООО «Сибнефть-Чукотка» дополнительно была создана служба эксплуатации газового хозяйства.
– Людей мы обучили, необходимая техника есть, – продолжил Александр Кабыш. – В случае дальнейшего роста числа потребителей проложить дополнительную нить газопровода нам не составит труда, тем более что проект был разработан ещё 2002 году.
Также специалист напомнил, что скоро начнутся работы по переводу на газ второго котла Анадырской ТЭЦ, а значит, объёмы потребления вырастут. Недавно было заключено соглашение между Правительством округа, РусГидро, Комитетом цен и Чукотэнерго, по которому цена реализации газа для АО «Чукотэнерго» снижена. Это, в свою очередь, привело к сдерживанию роста тарифов на энергоресурсы. На электроэнергию цены для оптовиков уже снизились. Так что потенциальным потребителям есть смысл просчитать, следует ли уходить от центрального отопления к своим котельным.
Что же касается сжиженного газа, то, по мнению собеседников «КС», для экономики округа большой интерес представляет заход СПГ в наш регион с месторождений Ямала по Северному морскому пути через Певек. Если там будет построен пункт бункеровки для судов, то север Чукотки получит ещё один толчок к развитию.
Впрочем, по мнению Александра Кабыша, переход на компримированный газ за год-два может оправдаться при переводе некоторых судов, самоходных барж, работающих на наших реках, а также вездеходов на газомоторное топливо.
– Поэтому вопрос строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) для заправки газомоторного транспорта природным газом не закрыт, и сегодня необходимо понять рентабельность этого производства, – констатировал специалист. – Кстати, на базе АГНКС можно будет организовать заполнение газом больших контейнеров (объёмом 7-8 тыс. куб. м) с последующей доставкой их баржами в национальные сёла. Для этого потребуется создать там свою ёмкостную базу для хранения и распределения газа до следующей навигации. Но доступность сёл по рекам у нас составляет около пяти месяцев в навигацию. Да и то она относительная, поскольку реки Чукотки не внесены в перечень внутренних водных путей России, и обслуживание судоходных участков в навигационном и гидрографическом отношении не ведётся, что сопряжено с рядом проблем. Кроме того, баржи, на которых будут доставляться ёмкости, должны иметь соответствующие допуски и лицензии.
Автотранспорт в зимнее время, по словам собеседников «КС», может доставлять ёмкости по зимникам, но вес такого прицепа составит 42 тонны. Каким должен быть зимник, чтобы выдержать такой вес, кто его будет нарезать, наращивать, уплотнять и содержать? К тому же последние аномально тёплые зимы показали ненадёжность зимников и ледовых переправ для тяжело гружённого транспорта.
УСТОЯВШИЙСЯ БАЛАНС
– Наше газовое месторождение, прежде всего, хорошо для локального использования, – утверждает Александр Кабыш. – Анадырская газомоторная станция, Анадырская ТЭЦ, переходящая на газ, отдельные котельные, а также газификация предприятий Анадырского промпарка – вот диапазон сегодняшнего использования газа. Мы содержим необходимое для добычи и транспортировки газа по газопроводу до Анадыря количество персонала, материально-технические ресурсы. Но у нас есть ещё перспективы роста. Пропускная способность газопровода составляет около 100 млн куб. м газа в год, месторождение же может выдавать втрое больший объём.
Промышленный парк «Анадырь», по словам специалистов, берёт сегодня около 1,8 млн куб. м в год, плановое потребление Анадырской ТЭЦ на 2019 год составляет 48 млн куб. м плюс независимые котельные. Даже с переводом второго котла ТЭЦ на газ суммарное потребление не превысит 60 млн куб. м в год. То есть на данный момент потребляемые объёмы находятся в рамках пропускной способности газопровода, а запасов и мощности месторождения хватит для сбалансированного обеспечения всех потребителей.
– Эта сбалансированность на данный момент позволяет держать экономику Анадырского энергоузла в полном порядке, – добавил Валерий Козлов.
ГАЗ ПОЗВОЛИТ СЭКОНОМИТЬ
С появлением ряда новых потребителей на базе ООО «Сибнефть-Чукотка» дополнительно была создана служба эксплуатации газового хозяйства.
– Людей мы обучили, необходимая техника есть, – продолжил Александр Кабыш. – В случае дальнейшего роста числа потребителей проложить дополнительную нить газопровода нам не составит труда, тем более что проект был разработан ещё 2002 году.
Также специалист напомнил, что скоро начнутся работы по переводу на газ второго котла Анадырской ТЭЦ, а значит, объёмы потребления вырастут. Недавно было заключено соглашение между Правительством округа, РусГидро, Комитетом цен и Чукотэнерго, по которому цена реализации газа для АО «Чукотэнерго» снижена. Это, в свою очередь, привело к сдерживанию роста тарифов на энергоресурсы. На электроэнергию цены для оптовиков уже снизились. Так что потенциальным потребителям есть смысл просчитать, следует ли уходить от центрального отопления к своим котельным.
Что же касается сжиженного газа, то, по мнению собеседников «КС», для экономики округа большой интерес представляет заход СПГ в наш регион с месторождений Ямала по Северному морскому пути через Певек. Если там будет построен пункт бункеровки для судов, то север Чукотки получит ещё один толчок к развитию.
Тем временем
Правительство Чукотки ведёт переговоры с компанией «Новатэк» о строительстве в Певеке и в Провидения двух терминалов СПГ. Терминалы могут использоваться в качестве хранилищ для последующей перевозки СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Морской порт федерального значения Певек – один из ключевых портов Севморпути. Он мог бы в перспективе стать хабом по перегрузке сжиженного природного газа, произведённого на заводе компании «Новатэк», построенном в рамках проекта «Ямал СПГ».