ТАХОГРАФЫ УДАРИЛИ ПО ПЕРЕВОЗЧИКАМ
10.03.2017

gazeta@ks.chukotka.ru
Угрозой своему бизнесу считают предприниматели Чукотки, занимающиеся грузоперевозками в округе, требования об обязательном оборудовании своих автомобилей тахографами – устройствами, предназначенными для регистрации скорости движения, режима труда и отдыха водителей. Опасения по этому поводу они изложили в письме, направленном в Государственную думу. Свою позицию перевозчики также озвучили на заседании «круглого стола», проведённого на эту тему Комитетом Думы округа по промышленной и сельскохозяйственной политике, отметив противоречивость законодательства в указанной сфере, которое к тому же не учитывает особенностей работы в условиях Крайнего Севера.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПРОТИВ
– Нельзя забывать о сложной и многоступенчатой транспортной схеме на Чукотке, для которой грузоперевозки автотранспортом имеют ключевое значение при обеспечении населённых пунктов товарами народного потребления и топливом, – обратил внимание представитель индивидуальных предпринимателей Сергей Петров. – По закону транспорт должен быть оснащён тахографами, а для перевозки опасного груза – антиблокировочной системой торможения (АБС), устройством ограничения скорости. Однако это хорошо для центральных районов, где развита дорожная инфраструктура и имеется возможность соблюдения нормы труда и отдыха водителей. У нас же всё иначе, что заставляет водителя самостоятельно регламентировать режим труда.
Так, состояние автозимников позволяет двигаться со скоростью от 5 до 20 км/ч, а на автозимниках с продлённым сроком действия – 15–30 км/ч. Кроме того, отсутствие дорожного сервиса и АЗС по пути следования, пунктов питания, гостиниц, стоянок, спецмастерских по установке и обслуживанию тахографов не позволяет соблюдать нормы действующего законодательства. А чтобы вызвать специалистов в Билибино или в Певек, необходимо потратить существенные средства – в среднем с учётом проезда, проживания, стоимости самого оборудования и его установки обойдётся в 250 тыс. руб. Помимо этого, установленное устройство требует периодического обслуживания, калибровки.
АБС на автозимниках также создаёт сложности в работе, поскольку она начинает действовать при скорости от 30 км/ч. Такие скорости на наших автозимниках отсутствуют. Дороги же у нас грунтовые, датчики системы забиваются пылью и грязью, снегом и льдом, и она не выполняет функции разблокировки колёс при торможении. При наших морозах система ведёт себя вообще непредсказуемо и не срабатывает, в результате машины могут перевернуться, в связи с чем при спуске с перевалов при низкой скорости водители применяют другие виды торможения. Стоимость же комплекта АБС также превышает 300 тыс. руб. без учёта затрат на установку. Необходимо также учитывать увеличение сроков подготовки необходимой документации через ГИБДД в Анадыре для допуска транспорта на перевозку особо опасных грузов.
В то же время деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов на машинах старого образца и не имеющих эти технические устройства, является основной для заработка, от которого они вынуждены отказываться. Более того, сегодня к нам приходят сторонние транспортные компании, не зарегистрированные в округе, а значит, налоги уходят в другие регионы. В связи с этим считаем необходимым внесение поправок в нормативно-правовые акты, регламентирующие использование тахографов и других техустройств с учётом особенностей северных территорий, не допустить монополизации в сфере грузоперевозок в округе, сохранив рабочие места для высококвалифицированных водителей из числа индивидуальных предпринимателей региона.
Поддержал Сергея Петрова и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чукотском АО Николай Кулик, который отметил, что сегодня по вышеизложенным причинам около 50 предпринимателей-грузоперевозчиков на Чукотке остаются без работы.
– Нужно корректировать положения в законодательстве, которые связывают бизнес и не влияют на качество услуг. Нормативно-правовые акты по тахографам противоречат закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», поэтому следует перенести сроки введения требования документов, касающихся установки тахографов, до того момента, когда у нас появятся дороги, оснащённые сервисным обслуживанием и способствующие исполнению требований нормативно-правовых актов, – считает Кулик.
В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
Противоположное мнение высказали выступившие на заседании представители ведомств, контролирующих сферу безопасности дорожного движения и перевозок. В частности, начальник отдела ГИБДД УМВД России по Чукотскому АО Игорь Маркелов заметил, что претензии в отношении установки тахографов выглядят несостоятельными, поскольку работа в этом направлении ведётся уже не первый год. Требования же к перевозке опасных грузов по территории России предъявляются с 1998 года, то есть почти 20 лет.
– Все требования к установке тахографов и антиблокировочных средств носят не рекомендательный, а обязательный характер, ибо они способствуют сохранности здоровья и жизней водителей, – подчеркнул полковник полиции Маркелов, обратив внимание, что за их невыполнение на водителей налагаются штрафы в сумме от 1 до 3 тыс. руб., на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб. – Конечно, проблема есть: в округе нет мастерских по установке, настройке и калибровке тахографов, поэтому предлагаю внести предложение в Правительство округа о стимулировании данной сферы деятельности.
Поддержал его и и. о. заместителя начальника Управления государственного автодорожного надзора по Чукотскому АО Андрей Шляпников, который всё же признал, что доводы предпринимателей-грузоперевозчиков понять можно. А заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Чукотском АО Лев Александров, в свою очередь, сообщил, что с марта по октябрь этого года будут проводиться проверки прав водителей на труд и отдых, а также на своевременную оплату и безопасные условия труда в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские автоперевозки.
СЕВЕР КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ
Впрочем, депутаты Думы округа всё же были склонны прислушаться к точке зрения индивидуальных предпринимателей, отметив при этом важность обеспечения безопасности движения.
– Законы, которые пишутся на федеральном уровне, часто не учитывают особенностей регионов. Никто не направляет их в субъекты для предварительной отработки и согласования предложений с мест, – сказал председатель Комитета Думы округа по бюджету Михаил Андреев. – Также возникает вопрос: есть ли в ГИБДД статистика, говорящая о том, насколько установка тахографов и АБС влияет на безопасность движения? Нет. Мы сейчас потратим массу денег, но к снижению аварийности это не приведёт. Тогда зачем расходы на установку всех этих технических средств, превышающие остаточную стоимость машины, которую через два-три года спишут? Предпринимателю проще поставить автомобиль на прикол. Но пойдёт ли это на пользу экономике округа и кто повезёт взрывчатку, продовольствие, топливо? Поэтому считаю необходимым выходить на Правительство с тем, чтобы отложить срок вступления в силу этих нововведений и применять их только к новым машинам с уже установленными тахографами.
А депутат Думы округа Владимир Гальцов проинформировал, что 22 марта в Госдуме планируется заслушать отчёт министра транспорта РФ.
– Предлагаю к этому мероприятию разработать обращение о внесении дополнений в перечень транспорта, на котором установка данной аппаратуры не обязательна (машины коммунального хозяйства, задействованные для содержания дорог, нефтяных и газовых скважин, перевозки денег), и добавить в него автомобили, перевозящие такие стратегически важные для Крайнего Севера грузы, как продовольствие и топливо, – сказал депутат, найдя поддержку у присутствующих.
ДОРАБОТАТЬ ПРИКАЗ
Подводя итог обсуждения, председатель Комитета Думы округа по промышленной и сельскохозяйственной политике Пётр Климов напомнил, что в 2015 году на правительственном уровне рассматривался этот вопрос, но и тогда опять забыли о Дальнем Востоке и северных регионах. В связи с этим по итогам заседания руководству исполнительной власти округа было рекомендовано обратиться к Правительству РФ с просьбой о внесении изменений в приказ Министерства транспорта РФ № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами».
Предлагается исключить из него требование об оснащении тахографами транспортных средств, конструкция которых не предусматривает их наличия, и перенести сроки оснащения ими транспортных средств индивидуальными предпринимателями до 1 апреля 2022 года (когда завершится выполнение Постановления Правительства округа «Об утверждении Государственной программы «Развитие транспортной инфраструктуры Чукотского АО на 2014–2022 годы»). Кроме того, предлагается исключить из перечня транспортных средств, подлежащих установке тахографов, автомобили индивидуальных предпринимателей, занимающихся доставкой товаров первой необходимости в отдалённые населённые пункты Чукотки (при использовании путевой и маршрутной документации с фиксацией рабочего времени водителя и времени отдыха, выполнения погрузоразгрузочных работ). Также следует рассмотреть вопрос об увеличении в округе количества мастерских по оснащению и техническому обслуживанию тахографов.
ИХ ДЕЛО – ВОЗИТЬ ГРУЗЫ. По данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которые приводит УФНС России по Чукотскому АО, на 24 января 2017 года на территории округа зарегистрированы 43 индивидуальных предпринимателя, заявивших при госрегистрации деятельность, связанную с автомобильным грузовым транспортом. Из них 25 занимаются перевозками грузов специализированными автотранспортными средствами, 14 – не специализированными автотранспортными средствами, ещё 4 заняты в иной деятельности, связанной с работой автомобильного грузового транспорта.