ЧЕМ ЖИВУТ ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА ЧУКОТКИ
26.07.2013

ПЕРСПЕКТИВЫ
– В этом году мы получили информацию о включении ФКП «Аэропорты Чукотки» в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 )». Первым этапом станет реконструкция аэропорта Певек. Он был внесен в данную программу в результате соглашения, которое правительство округа заключило с Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации в конце апреля этого года. Уже состоялся конкурс на проведение проектных работ.
Ремонтные работы запланированы на 2013-2015 годы. При этом в текущем году из федерального бюджета выделены средства в размере 51,6 млн рублей, которые пойдут на проведение проектно-изыскательных работ. В 2014 году будет направлено 100 млн рублей на начало реконструкции взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием. Еще 215 млн рублей выделят в 2015 году на продолжение ремонта полосы, а также рулежных дорожек и перрона. Реализация проекта позволит увеличить объемы авиаперевозок, обеспечить требуемый уровень безопасности полетов, улучшить качество предоставляемых авиауслуг, а также транспортного обслуживания населения Чукотки.
Значение аэропорта Певек возрастает в связи с интенсивным развитием Чаун-Билибинской промышленной зоны и Северного морского пути, ключевым пунктом которого в восточном секторе Арктики является морской порт Певек и сам город, где до 2015 года предполагается разместить арктический поисково-спасательный центр, а в перспективе – плавучую АЭС.
Помимо Певека, за счет средств федерального бюджета предусмотрена реконструкция линейных объектов еще четырех аэропортов: Мыс Шмидта, Лаврентия, Провидения и Марково. Планируется также реконструкция линейных объектов аэропортов Кепервеем и Залив Креста. Речь идет о ремонте взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, объектов, без которых не может существовать аэропорт.
ВВОД НОВОГО ТИПА ВС
Аэропорты округа готовы к полетам судов нового типа, которые правительство ЧАО передало в ЧукотАВИА. Приказы о допуске воздушных судов по всем аэродромам были подписаны еще в мае, все необходимые процедуры проведены, завозим в аэропорты средства обработки и противооблединительные установки для этого типа. Стараемся создать авиакомпании все условия для эффективной, бесперебойной работы.
С вводом нового типа воздушного судна у нас увеличится единственный показатель – самолетовылеты. Увеличение количества рейсов – это очень хорошо для аэропорта, потому что позволяет равномерно загружать работников, не дает расслабляться. Дополнительного дохода мы не получим (аэропортовые сборы берутся с Ан-24 в полном объеме, с маленьких же судов – в половинном размере), зато это ведет к уменьшению стоимости услуги для пассажира. Увеличить объем работ, снижая при этом стоимость услуги для пассажиров, – это хорошо.
КОГДА НЕЧЕГО РЕМОНТИРОВАТЬ
Мы постоянно проводим ремонтные работы, причем большинство из них – это ремонты незаметные, но крайне важные: без коммуникаций, энергетики и тепла – никуда. Финансовая поддержка из федерального бюджета позволила в 2011-2012 годах провести мероприятия по ремонту зданий аэропортовой инфраструктуры, аэропортов на сумму 75,530 млн руб. и по ремонту взлетно-посадочных полос на сумму 10,571 млн руб. Но есть и много проблем, до решения которых еще далеко. Производственные здания и сооружения, в том числе сооружения, находящиеся в оперативном управлении Федерального казенного предприятия, имеют во всех аэропортах значительный износ. Практически все аэродромы, имеющие грунтовые ВПП, требуют постоянной трудоемкой работы по поддержанию их в пригодном для эксплуатации состоянии, особенно в весенний и осенний периоды.
Находящиеся в эксплуатации здания аэровокзалов имеют 100-процентный износ, дальнейший их ремонт нецелесообразен. Необходимо рассмотреть возможность выделения дополнительных целевых финансовых средств на разработку с учетом местных климатических условий и строительство недорогих типовых аэродромных комплексов со зданием аэровокзала и производственными помещениями вместо находящихся в аварийном состоянии аэровокзалов в Марково, Омолоне, Лаврентия, Беринговском и Певеке.
ТРЕБОВАНИЯ К АЭРОПОРТАМ С МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ
Вопрос о строительстве новых зданий аэровокзалов тесно связан с так же все еще не решенным вопросом о дифференцированном подходе к требованиям по обеспечению авиационной безопасности в малых аэропортах ЧАО. Да, Конституция обеспечивает наше с вами право быть защищенными, но уровень защиты бывает разным. Все прекрасно понимают, что требования, предъявляемые к большим аэропортам в Центральной России и таким маленьким удаленным аэропортам, как, к примеру, Омолон, не могут быть одинаковыми. Большая разница – 600 пассажиров в год или 7000 пассажиров в час. Кроме того, во многих аэропортах Чукотки практически невозможно выполнить требования по надежному периметровому ограждению аэропортовой территории и наличию смотровой патрульной дороги с искусственным покрытием из-за своеобразного расположения аэропортов. Пример: а/п Певек, Залив Креста и Лаврентия расположены на косе, выступающей в море. Ограждения будут постоянно смываться и рушиться плавающими льдами и штормами. Поэтому, с целью оптимизации расходов, есть необходимость рассмотреть возможность снижения сертификационных требований к аэропортам с низкой интенсивностью полетов при сохранении необходимого уровня безопасности.
КАДРОВЫЙ ГОЛОД
По-прежнему мы имеем дело с дефицитом квалифицированного персонала. Средний возраст работников ФКП «Аэропорты Чукотки» составляет 43 года. Количество работающих пенсионеров – 31,8 % от общей численности работающих на предприятии. Средняя заработная плата по предприятию за 2012 год составила 57 574 рубля, что ниже уровня средней заработной платы населения в Чукотском автономном округе (60 275,4 руб.). Предприятие испытывает кадровый дефицит, в связи с чем вынуждено направлять заявки в высшие и средние специальные учебные заведения о потребности в специалистах. Однако приток специалистов отсутствует – выпускники вузов и колледжей не хотят работать в районах Крайнего Севера по причине невысокой мотивации: отсутствие жилья, низкий уровень социально-бытовых условий, не конкурентно-способная заработная плата и отсутствие перспективы развития отрасли на территории. Это общая проблема для всего Дальнего Востока и северных территорий страны.
В ЖЕСТКИХ РАМКАХ
Мы являемся самостоятельным предприятием и получаем доходы от авиакомпаний за выполненные нами работы, но эти доходы составляют всего 24 % от нашего бюждета, сохранить действующую инфраструктуру аэропортов и обеспечить их развитие нам позволяет только федеральное субсидирование. Сегодня в регионах РФ, помимо ФКП «Аэропорты Чукотки», создано уже семь казенных предприятий, а средства, которые раньше распределялись между существующими предприятиями, остались неизменны: 2 миллиарда 400 миллионов рублей. И индексация сегодня невозможна, потому что бюджет принят до 2015 года. На первый взгляд может показаться, что сумма субсидий уменьшается не существенно, но если приложить рост сторонних расходов – увеличение коммунальных платежей на 18 %, подорожание ГСМ на 38 %, – получается серьезная цифра, особенно с учетом того, что объемы перевозок у нас неизменные и их увеличения не ожидается. Основные расходы – на содержание полос. Содержание полос дорогое. Придется нам каким-то образом экономить, к примеру, в части обеспечения имуществом, ориентироваться больше на сохранение, чем на развитие. То, что нас ожидает работа в условиях дефицита финансовых средств, – это однозначно, но начальники для того и нужны, чтобы решать такие вопросы и искать выход из любых ситуаций, независимо от обстоятельств.
