Главную водную артерию Анадырского района проверят на судоходность впервые с 1987 года
10.06.2022

Майя ТИМЧЕНКО
timchenko@ks.chukotka.ru
Реки Анадырь и Канчалан обследуют для включе-ния в Перечень внутренних водных путей России, что в перспективе позволит сделать навигацию по ним более безопасной и стабильной. Соответствующие работы на водных артериях стартуют уже в конце июня.
С инициативой провести подобное обследование ранее не раз выступало Правительство Чукотки, которое в итоге получило поддержку Министерства транспорта РФ.
«Реки – основной путь доставки продуктов, стройматериалов, товаров и топлива в сёла марковского куста и Канчалан – восемь населённых пунктов, где проживают почти 35% населения Анадырского района. Сейчас судоходство – это риск, и проводится практически вслепую – по старым картам», – отметил в своём телеграм-канале губернатор Роман Копин.
В Департаменте промышленной политики округа пояснили, что обследование позволит понять судоходные условия рек – глубину, проектные уровни воды с целью определения точных сроков навигации и объёмов путевых работ для обеспечения нормального прохода судов.
– Обследование начнётся 25 июня рабочей группой ФБУ «Администрация Ленского бассейна», плавсредства предоставит АО «Анадырский морской порт». В первую очередь будет исследована главная артерия –река Анадырь. Специалисты будут проводить предварительный осмотр реки, в том числе на наличие гидрологических знаков, для того чтобы оценить объёмы работ, а также предварительную стоимость их выполнения, – рассказал начальник регионального Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Олег Рябко.
В свою очередь генеральный директор АО «Анадырьморпорт» Виктор Тюхтий пояснил, что последний раз лоцию рек Анадырского бассейна писали специалисты гидрографической службы Министерства обороны 35 лет назад – в 1987 году. За прошедшие годы судовой ход главной артерии бассейна – реки Анадырь – сильно изменился.
– Там, где раньше ходили суда, сегодня находятся поросшие травой и кустарниками островки, – пояснил Виктор Тюхтий, работающий в морпорту более 40 лет. – В 1987 году гидрографы завершили практически десятилетний труд по написанию лоции Анадыря – они обследовали реку километр за километром, отметили все перекаты, указали их названия и протяжённость, в общем, провели громадную работу. Вся информация отражена в 90-страничной Лоции реки Анадырь, которая является моей настольной книгой.
По словам Виктора Тюхтия, на реке подобные работы в течение десятилетий не проводились, не установлены береговые знаки, нет данных по уровню воды в фарватере. Между тем эти сведения необходимы, особенно в районе перекатов, где речные суда могут сесть на мель.
– Эту работу нужно вести на постоянной основе. Сегодня Анадырь находится в подчинении Ленского бассейнового управления, возможно, стоит выделить отдельный участок для работы на чукотской реке, – резюмировал руководитель Анадырьморпорта.
Кстати
Обследование реки Анадырь необходимо вести от нулевого речного километра, который находится в 75 км от города Анадыря – в окончании Анадырского лимана, который переходит в залив Онемен. Затем ещё 525 км по реке до перевалбазы Яры, куда идёт доставка ГСМ и продуктов, и далее 60 км от базы до села Марково.