Анадырь






+ 2
ощущается как 0
79.60
90.34
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СУВЕРЕНИТЕТА

15.06.2017

Станислав СТАРКОВ
gazeta@ks.chukotka.ru

Именно в этот день в 1992 году Борис Ельцин подписал Закон РФ «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации». С этого момента Чукотка стала самостоятельным субъектом РФ под номером 87. Но путь, пройденный округом в 90-е годы, был тернист и сложен. На деле региону приходилось вставать с колен и твёрдо становится на ноги.

ПАРАД АВТОНОМИЙ
Если посмотреть на сложившуюся ситуацию тех лет, то станет ясно, что Чукотский автономный округ на самом деле просто реализовал право, которое было ему дано статьями Конституции РФ. Но Магаданская область не хотела, чтобы Чукотка выходила из зоны её влияния. Ведь с вступлением данного закона в силу, область больше не имела никакого права влиять на политику и развитие округа, как впрочем, не имела права и на богатства, которых на Чукотке было предостаточно.
Вот что воспоминает депутат Думы Чукотского АО I созыва Григорий Тынанкергав:
– Это время в России потом окрестили, как «парад суверенитетов». Всем захотелось получить максимум самостоятельности. Задумались об этом и на Чукотке, некоторые даже предлагали обрести статус республики. Основным мотивом было то, что Магадан находился далеко, и там была сосредоточена вся власть. Я помню, что даже главы сёл вынуждены были летать «выбивать деньги» в областной центр. Неудобно это было и для различных организаций и учреждений. Я работал в то время в геологической отрасли. Законодательство постоянно менялось, каждый субъект занимался своими недрами. Задумались об этом и геологи. Это было непросто, потому что все фонды находились в Магадане, отчёты писали в трёх экземплярах – в Москву, Магадан и один оставался здесь. Без имеющихся в собственном распоряжении фондов и думать было нечего о создании собственной геологической отрасли. Решить вопрос позволил как раз законный выход из состава Магаданской области. Работали долго, самолётами вывозили из области тонны документов геологического фонда, Магадан был, конечно, недоволен, но на процесс повлиять уже никак не мог.

СУБЪЕКТ НОМЕР 87
Итак, в 1992 году II сессия окружного Совета народных депутатов провозгласила выход из состава Магаданской области и создание Чукотской Советской автономной республики.
27 мая 1992 года в Совете Национальностей ВС РСФСР народным депутатом Майей Эттыринтыной был представлен законопроект «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» и принят в первом чтении.
10 июня Совет Республики Верховный Совет РСФСР положительно проголосовал за проект сразу в двух чтениях. 17 июня Совет Национальностей окончательно утвердил законопроект, его подписал Борис Ельцин.
Буквально после того, как Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, народный депутат Петрищев совместно с малым Советом Магаданского облсовета народных депутатов направили в Конституционный суд РФ ходатайства с требованием признать Закон РФ от 17 июня 1992 года полностью не соответствующим Конституции РФ. Только 11 мая 1993 года состоялось заседание в Конституционном суде РФ. Суд установил, что согласно действующей на тот момент редакции статьи 83 Конституции от 15 декабря 1990 года автономный округ находится в составе РФ и может входить в край или область (в отличие от предыдущей нормы Конституции РСФСР о безусловном вхождении автономного округа в край или область). Федеративный договор от 31 марта 1992 года и соответствующие статьи Конституции в редакции 21 апреля 1992 года закрепили конституционно-правовой статус автономного округа в качестве субъекта РФ, независимо от его нахождения в крае или области. Конституционный суд РФ указал также и на другие моменты, свидетельствующие о правомерности Закона от 17 июня 1992 года и соответствии его Конституции РФ. Таким образом, главное дело было сделано: Чукотка выделилась в отдельный субъект, получив номер 87.

ОТ КРИЗИСА К РАЗВИТИЮ
Конечно, после этого можно было констатировать, что Чукотский АО зажил собственной жизнью, но вопрос встал другой: «А готов ли он был зажить такой жизнью?».
К моменту выхода из состава Магаданской области, округ не имел своей законодательной базы, органы власти как исполнительные, так и законодательные, находились в зародышевом состоянии. Примером может служить то, что окружная Дума была создана на Чукотке только к 1994 году, Правительство так вообще к 2001.
Теперь перед округом стояла непростая задача: создать собственное законодательство наряду с тем, которое уже существовало на территории РФ. А также создать органы власти на местах, исходя из ситуации в округе, и при всём при этом не забывать и о проблемах насущных для округа в тот период – модернизация производства, улучшение быта населения. Как помнят старожилы Чукотки, кризиса округу избежать не удалось, он наступил буквально через год-два после выхода из области.
– Когда в 1994 году была избрана первая Дума Чукотского автономного округа, – вспоминает Григорий Тынанкергав, – мы столкнулись с тем, что законодательная власть тогдашним губернатором Александром Назаровым была практически ликвидирована. Все, как говорится, разбежались, документы были сданы в архив. В промежутке между фактическим выходом из состава Магаданской области и избранием первой Думы ЧАО законодательной власти в округе не было. И Дума, что называется, начала с нуля. Сейчас я думаю, что надо было аппарат законодательной власти оставить, как это сделали на Камчатке. Конечно, какие-то наработки нам остались, мы их использовали, но было очень сложно. Пришлось создавать новый аппарат Думы и потихоньку начинать работать над окружным законодательством.
Основной закон нового субъекта Российской Федерации, коим являлся Устав Чукотского автономного округа, появился не сразу. Дума I созыва, конечно, ставила себе задачу разработать и принять Устав Чукотского АО, но ей этого сделать так и не удалось, к законопроекту поступило более 200 поправок, и он так и не был принят. И только Дума II созыва смогла заполнить данный пробел. 28 ноября 1997 года Устав был подписан губернатором.
Согласно данному Уставу, Чукотский АО является равноправным субъектом РФ и непосредственно входит в её состав. В этой же статье указывалось, что автономный округ является исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера и на основании какого нормативно-правового акта Чукотский АО признан субъектом РФ. Речь шла о Законе РФ «О непосредственном вхождении Чукотского АО в состав РФ», 25-летие принятие которого мы сегодня и отмечаем.
90-годы оказались непростыми для всей страны, а Чукотка тогда оказалась на грани выживания. Настоящим возрождением Чукотки стало начало 21 века, когда губернатором был избран Роман Абрамович. Сегодня жители округа вспоминают о периоде его деятельности с большой благодарностью. Можно было бы вспомнить и тех, кто стоял у истоков самостоятельности субъекта. Нельзя не назвать Владимира Етылина, Татьяну Ачиргину, депутатов Верховного Совета от Чукотки Майю Эттыринтыну и Виктора Жигулина, всех не перечислить. Это было общей идеей, общим делом, общей задачей.
Оценивать целесообразность тех событий сложно и, наверное, не нужно. Хотя и сегодня периодически всплывает вопрос об объединении Чукотки с тем или иным регионом в разных формах. Есть и противники, и сторонники.
Григорий Тынанкергав, являясь специалистом в геологии, считает, что Чукотка обладает огромными запасами полезных ископаемых, которые ещё не исследованы, в отличие от Магаданской области. По его мнению, за нашими недрами – будущее региона, как самостоятельного субъекта РФ.
Да и время всё поставило на свои места. Чукотский автономный округ твёрдо стоит на ногах. Сегодня Правительство Чукотки и окружная Дума плодотворно работают в тесной связке. А у Чукотского АО, как подчеркнул нынешний глава региона Роман Копин в своём недавнем отчётном докладе, есть большие перспективы для устойчивого развития.