С КОЛЁС НА ГУСЕНИЦЫ
09.05.2018

timchenko@ks.chukotka.ru
Итоги завоза грузов первой необходимости в отдалённые и труднодоступные сёла округа подвели участники открытого заседания Правительства Чукотского АО, отметив сложности, с которыми пришлось столкнуться в связи с отсутствием в этом году стабильного движения по автозимникам. Одним из вариантов решения проблемы доставки грузов в следующем сезоне может стать возвращение к практике использования санно-тракторных поездов.
ГОРЮЧАЯ ЭКОНОМИЯ
Как проинформировал начальник окружного Управления промышленности и топливно-энергетического комплекса Валерий Козлов, в зимний период 2018 го-да в отдалённые населённые пункты Чукотки было запланировано доставить 4 тысячи тонн дизельного топлива и 7 тысяч тонн угля. По состоянию на 3 мая в сёла завезено 3 тысячи тонн солярки, или 75 % от плана, а твёрдое топливо – почти в полном объёме.
– Здесь отличились администрации городских округов Певек и Эгвекинот, а также их муниципальные предприятия ЖКХ, которые обеспечили своевременную поставку в полном объёме, – уточнил Валерий Евгеньевич.
Что касается столицы округа, по причине плохой ледовой обстановки на акватории Анадырского лимана на Анадырскую ТЭЦ завезено на 20 тысяч тонн угля меньше запланированного.
На личном контроле губернатора продолжает находиться и ситуация с завозом нефтепродуктов в сёла Чуванское, Ламутское и Омолон.
– По состоянию на начало мая дизтопливо в полном объёме, 109 тонн, доставлено в Чуванское, и сегодня с учётом имеющихся остатков запасы в селе составляют 122 тонны солярки при годовой потребности в 100 тонн, – продолжил начальник Управления промышленности и ТЭК. – В соседнем Ламутском удалось запасти только 64 тонны дизтоплива при годовой потребности в 100 тонн. Поэтому администрацией принято решение о введении в селе режима экономии и использования на котельной в качестве топлива дров.
Для урегулирования ситуации в течение лета сотрудники ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» планируют поставить в Ламутское 20 тонн горючего. Кроме того, караван спецтехники в мае доставил в Чуванское 30 тонн бензина, 10 тонн из этого количества летом будет направлено в соседнее село.
В самый отдалённый населённый пункт округа – село Омолон планируется поставить 1800 тонн дизтоплива. Доставка организована с двух направлений – 1300 тонн должно поступить с билибинской нефтебазы «Дымный» и 500 тонн из Магаданской области. На начало месяца в Омолон завезено 1280 тонн, в пути находится ещё порядка 150 тонн горючего.
В связи с тем, что поставка нефтепродуктов в текущем сезоне осложнилась, при Департаменте промышленной и сельскохозяйственной политики создан оперативный штаб по энергобезопасности, осуществляющий ежедневный контроль и анализ складывающейся ситуации и позволяющий принимать оргмероприятия по каждому маршруту доставки ГСМ.
Как пояснил Валерий Козлов, работа в этом направлении будет продолжена, а главам муниципалитетов поручено совместно с предприятиями ЖКХ провести анализ доставки топлива в отдалённые и труднодоступные населённые пункты и уже в июне подготовить предложения по улучшению и совершенствованию схемы завоза.
ЦЕННАЯ АВИАДОСТАВКА
Обратившись к вопросам поставок продовольствия в сёла округа, Валерий Козлов уточнил, что торговые предприятия Чукотки в целом были готовы обеспечить население региона. Однако из-за отсутствия стабильного движения по зимникам была крайне осложнена привычная схема завоза, поэтому наиболее эффективной стала авиадоставка, что неизбежно повлияло на повышение стоимости продовольственных товаров.
Представив анализ работы торговых предприятий округа, Валерий Евгеньевич подробно остановился на самых сложных направлениях работы. Так, за март – апрель МУП «Анадырская торговая компания», которая работает на марковском направлении Анадырского района, несколькими рейсами вертолётов Ми-8 и самолётом Ан-24 доставило в Марково со склада в Угольных Копях 27 тонн плодоовощной, молочной и колбасной продукции. Ещё 5 тонн было завезено в село из Магадана, закрыв, таким образом, план поставок до предстоящей навигации. В близлежащие сёла Ламутское, Чуванское и Усть-Белая планируется дополнительно завезти овощи и мясные полуфабрикаты наземным транспортом.
– Ещё одно торговое предприятие региона – ООО «Берингов пролив» снабжает посёлок Беринговский, сёла Алькатваам, Мейныпильгыно и Хатырка. По имеющейся информации, значительных осложнений в поставках там не отмечалось. В Алькатваам автомобилями доставлено 12 тонн продовольствия, в остальные сёла вездеходами направлено около 8 тонн груза.
Также торговое предприятие снабжает сёла Чукотского района, куда «Берингов пролив» завёз в марте 30 тонн бакалеи и плодоовощной продукции с последующей доставкой товаров в отдалённые сёла вездеходами. В Лаврентия сегодня ждут авиарейс с 6 тоннами продовольствия на борту.
Что касается Провиденского городского округа, тоже обслуживаемого этим предприятием, в связи со сложными погодными условиями своевременная доставка продовольствия в сёла муниципалитета была затруднена. В ближайшие дни здесь ожидается выполнение авиарейса с доставкой 4 тонн продовольствия, в том числе яйца, бакалеи и консервов.
На Восточной Чукотке ООО «Залив Креста» при снабжении городского округа Эгвекинот тоже столкнулось с проблемой отсутствия зимников. Потери техники во время переправы через залив, в том числе с гружёным товаром, не позволяли оперативно реагировать на покупательский спрос. Однако на сегодня все поселения обеспечены продовольствием в полной мере, в первую очередь это касается социально значимых товаров. В сёла за апрель доставлено порядка 42,3 тонны грузов, также посёлок Эгвекинот снабжается стабильно.
На Чаун-Чукотке МП «Чаунская торговая компания» успешно отработала зимние месяцы, в апреле предприятие доставило по сёлам более 200 тонн продовольственных товаров всего необходимого ассортимента.
Такими же темпами снабжало население своего района ООО «Билибинская торговая компания». По готовности певекского зимника в город атомщиков было завезено 36 тонн груза, ещё 14 тонн доставлено тремя авиарейсами, кроме того, из соседнего Магадана машинами пришло 38 тонн продовольствия. В сёла Анюйск, Илирней и Островное в апреле завезено более 100 тонн продуктов, а в Омолон автомобильным и авиатранспортом доставлено 70 тонн груза из Магадана.
ТРАКТОРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Подводя итоги заседания, первый заместитель губернатора Леонид Николаев отметил, что возврат к существовавшей ранее на Севере практике использования санно-гусеничного транспорта в складывающихся условиях изменения климата и поздней установки зимников позволит более эффективно решать вопрос завоза топлива в отдалённые сёла. Кроме того, необходимо как можно раньше начинать работы по обустройству зимников и применять для прохождения по ним более лёгкой техники с широкими гусеницами с низким давлением на грунт.
– Мы рассматриваем вопрос использования санно-гусеничной техники для доставки топлива в малые сёла Чукотки. Это в первую очередь касается сёл Анадырского и Билибинского районов, – сказал Леонид Николаев. – Там, где потребность в дизтопливе составляет около 100 тонн, а бензина примерно тонн 20, использование такой техники будет, безусловно, правильным решением.
Наличие санно-гусеничного транспорта также поможет в подвозе продовольственных товаров – вместо ёмкостей с топливом на сани можно будет установить контейнеры с продуктами. Для более детального рассмотрения задачи в ближайшее время планируем провести рабочее совещание руководства Анадырского района и ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз». При этом в период речной навигации постараемся завезти как можно больше топлива и продовольствия по реке.