В Певеке ждут «Норильский никель»
19.12.2025
Раиса СИНЬКЕВИЧ
gazeta@ks.chukotka.ru
Прибытие дизель-электрохода «Норильский никель», который закроет навигацию в морском порту Певек, ожидается ориентировочно 28-29 декабря. На борту судна – генеральный груз, предназначенный для строительства Баимского горно-обогатительного комбината. Об этом сообщил главный диспетчер АО «Морской ордена «Знак Почёта» торговый порт Певек» Андрей Романовский.
– По состоянию на 16 декабря в порту Певек обработано 88 теплоходов, грузооборот составляет порядка 541 тысячи тонн, что является рекордным показателем, если не ошибаюсь, за последние 20 лет. Конкретную дату окончания навигации прогнозировать пока рано – ждём второй рейс «Норильского никеля», – рассказал главный диспетчер.
В Певек дизель-электроход привезёт 11 тыс. тонн стройматериалов и оборудования, необходимых для строительства Баимского ГОКа на месторождении Песчанка.
Нынешнюю навигацию в порту Певек можно назвать выдающейся не только по объёму грузооборота, но и по продолжительности. Жители самого северного города страны помнят, что похожая ситуация с затяжным северным завозом сложилась в 2017 году. Тогда в начале января дизельные ледоколы «Капитан Драницын» и «Адмирал Макаров» провели в чаунские воды грузовые суда «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск», на борту которых были строительные материалы для береговой инфраструктуры плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов». На обратном пути караван столкнулся с тяжёлыми паковыми льдами у выхода из Чаунской губы. Тогда было принято экстраординарное решение – оставить грузовые суда зимовать в Певеке. Ледокол «Капитан Драницын» также остался в Чаунской губе для обеспечения их безопасности. Зимовка тогда продлилась почти полгода.
Нвигация-2025 в порту Певек открылась 29 июня. Первые теплоходы «Беринг» и «Тамбей» с генеральным грузом в 17,5 тыс. тонн доставили технику и стройматериалы, предназначенные всё для того же Баимского ГОКа. В дальнейшем навигация продолжалась в штатном режиме примерно до начала октября, затем подходы судов в акваторию Чаунской губы значительно участились, что создало очередь на их обработку у причалов. В отдельные дни количество теплоходов на рейде достигало 16. В ноябре ситуация нормализовалась благодаря оптимизации графика разгрузки в морском порту Певек.
Справка «КС»
Арктический дизель-электроход «Норильский Никель» 2006 года постройки является судном усиленного ледового класса. В открытой воде он перемещается носовой частью вперёд, а во льдах – кормой вперёд. Конструкция и ледовые усиления корпуса позволяют судну преодолевать гладкий лёд толщиной до 1,7 метра и торошенные поля мощностью до 1,5 метра. Это позволяет «Норникелю» чувствовать себя уверенно на Северном морском пути. Впрочем, не исключено, что для его проводки в обратный путь – из Певека в западном направлении – всё же придётся привлекать атомный ледокол.
Больше судоходных дней
Раиса ПЕТРОВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Вопрос увеличения сроков короткой арктической навигации в Певеке, а следовательно, и грузооборота, поднимался на полях Восточного экономического форума, прошедшего в начале сентября во Владивостоке. Речь шла о её продлении на целых два месяца.
«Певек – ключевой логистический узел Восточной Арктики. Он обеспечивает грузоперевозки по Северному морскому пути и поддерживает жизнедеятельность Чукотки. Сейчас навигация длится 115 дней (июль – ноябрь), но её можно увеличить до 175 дней после модернизации порта Певек», – рассказал губернатор Чукотки Владислав Кузнецов в интервью ТАСС, данном на полях ВЭФ.
Объём грузов, которые обработал порт в 2024 году, составил 377 тыс. тонн, к 2030 году планируется увеличение грузооборота до 700 тыс. тонн.
По словам главы региона, рост грузопотока связан с освоением Баимской рудной зоны (медь и золото), разработкой месторождения Пыркакайские штокверки (олово). Кроме того, к 2029 году в Певеке планируется строительство Арктической ТЭС мощностью 75 МВт. Появление нового объекта генерации в четыре раза увеличит перевалку угля в морпорту Певек.
«Инфраструктура порта и города требует изменений. Нужны современные склады, больше жилья для работников, высокоскоростной интернет и, наконец, дорога, которая свяжет Певек с Билибино», – сказал Владислав Кузнецов.
