Анадырь






+ 15
ощущается как + 14
77.90
91.38
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Пятый универсальный

12.12.2025

Подготовил Андрей НОСКОВ
gazeta@ks.chukotka.ru

Дни, когда Чукотский автономный округ отмечает своё 95-летие, ознаменованы ещё одной заметной датой. 16 декабря исполняется пять лет со дня закладки в 2020 году на верфях Балтийского завода (Объединённая судостроительная корпорация – ОСК) пятого универсального атомного ледокола проекта 22220, получившего название в честь самого северо-восточного региона России – «Чукотка». Предполагается, что уже в следующем декабре на атомоходе, строящемся по заказу Росатома, поднимут государственный флаг и после комплексных ходовых испытаний он начнёт обеспечивать проводку судов по Северному морскому пути.

Напомним, что команду на спуск корпуса ледокола «Чукотка» на воду 6 ноября 2024 года дал президент Владимир Путин. Как тогда сообщал «КС», в торжественной церемонии в Санкт-Петербурге принял участие губернатор Владислав Кузнецов, назвавший этот день знаковым для нашего округа, ведь навигация на Чукотке – основа жизни, а круглогодичная проводка судов по Севморпути, которую призваны обеспечивать мощнейшие в мире ледоколы данного проекта, выведет развитие региона на новый уровень.

– Это не только ещё один шаг в укрепление технологического потенциала России, но и возможность обеспечить улучшение качества жизни на Чукотке. Строительство ледокола вызывает чувство гордости и за наших людей, которым по плечу такие амбициозные проекты, и за нашу страну. Ждём декабря 2026 года, когда работы по строительству ледокола будут завершены, ждём «Чукотку» в наших водах, – сказал тогда Владислав Гариевич, выразив слова благодарности главе государства, всем сотрудникам корпорации «Росатом» и Балтийского завода.

Прямая речь

Владимир ПУТИН, Президент Российской Федерации:

– Создание таких мощных, современных судов – ещё одно воплощение индустриального, научного, кадрового и технологического потенциала России. Именно так – на базе собственных технологий и прорывных научных решений – должна развиваться вся отечественная экономика. От укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация наших планов по обустройству арктических территорий, по наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути.

С этого момента начался этап достроечных работ, в который входит установка надстроек и необходимых внутренних коммуникаций. Как сообщила пресс-служба Правительства Санкт-Петербурга, в конце октября 2025 года судостроители завершили один из важных этапов – монтаж второго жилого блока, который представляет собой конструкцию весом 300 тонн, установленную с использованием сложной техники. Для транспортировки и подъёма блока были задействованы большегрузные платформы, буксиры, мостовые краны и плавучие подъёмные средства. Монтажные работы проводились поэтапно, при этом нужно было соблюдать максимальную точность, чтобы избежать возможных повреждений и обеспечить идеальное прилегание блока к корпусу судна.

Внутри секции уже проложены вентиляционные шахты и трубопроводы общесудовых систем. Всё это свидетельствует о высокой степени готовности инженерной инфраструктуры. В ближайшее время начнётся отделка и оснащение помещений, предназначенных для экипажа в количестве 53 человек – кают, столовой, зоны отдыха, других функциональных пространств, которые призваны обеспечить комфорт во время длительных арктических рейсов, создать благоприятные условия для персонала.

Ранее, ещё до спуска корпуса на воду, в нём было смонтировано сердце атомного ледокола – ядерная энергетическая установка, состоящая из двух современных реакторов РИТМ-200 (по 175 МВт тепловой мощности каждый), которые, к слову, также связывают судно с Чукоткой. Как отметил генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв, эта разработка наших реакторщиков, в том числе ОКБМ имени Африкантова, нижегородских специалистов, имеет достаточно широкое применение и используется при создании плавучих атомных электростанций, в том числе строящихся в интересах Баимского ГОКа на Чукотке.

Ключевая особенность реакторов заключается в интегрированной компоновке, при которой всё оборудование первого контура размещается внутри корпуса, что существенно повышает безопасность системы, упрощает её обслуживание и делает идеальным решением для небольших энергосистем и удалённых регионов. Что касается ледоколов проекта 22220, то энергоустановка позволяет обеспечивать мощность в 60 МВт (81 577 л. с.) на валах, скорость хода 22 узла по чистой воде, 2 узла по льду толщиной до 3 метров, а автономность плавания – 7 лет.

В декабре 2026 года ледокол «Чукотка» водоизмещением 33,5 тыс. тонн должен быть сдан в эксплуатацию, после чего он станет в один строй с другими атомоходами, которые проводят караваны через льды Северного морского пути. На сегодняшний день в составе ледокольного флота Росатома находится восемь атомоходов: «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», а также универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия», разработанные для проведения круглогодичной навигации по трассе Северного морского пути

На данный момент на Балтийском заводе вместе с «Чукоткой» продолжается строительство шестого ледокола того же проекта «Ленинград», а 18 ноября 2025 года президент Владимир Путин по видеосвязи дал разрешение на строительство седьмого судна серии – «Сталинграда», названого в честь героической обороны города на Волге в годы Великой Отечественной войны. Это новое поколение универсальных атомоходов, которые благодаря уникальной системе изменения водоизмещения способны работать как в глубоководных арктических морях, так и в устьях северных рек, где требуется меньшая осадка. Кроме того, на заводе ОСК в Санкт-Петербурге сейчас строится многофункциональное судно атомного технологического обслуживания проекта 22770 «Владимир Воробьев».

Кстати

Как доложил в ноябре президенту Владимиру Путину в ходе церемонии закладки атомного ледокола «Сталинград» гендиректор Росатома Алексей Лихачёв, в 2025 году грузопоток через Севморпуть ожидается на уровне рекордных показателей 2024 года, когда он составил 37,9 млн тонн. При этом количество судо-рейсов по СМП в 2025 году увеличилось на 19 % (с 1168 за 10 месяцев 2024 года до 1396 за 10 месяцев 2025 года). Предполагается, что объём транзитных грузов в 2025 году по СМП превысит прошлогодние показатели и составит 3,2 млн тонн (3,09 млн тонн в 2024 году, рост 3,82 %). Кроме того, в 2025 году ожидается рекордный объём транзитных контейнерных перевозок – 400 тыс. тонн (в 2024 году – 153 тыс. тонн).