С боями влетели в мирную жизнь
16.05.2025

Вячеслав ФИЛИППОВ
gazeta@ks.chukotka.ru
С наступлением 1945 года Красная армия вела боевые действия за пределами СССР и Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) получало всё больше заданий на перевозки пассажиров и грузов на освобождённой территории Советского Союза и в тыловых районах. Кроме того, с осени 1944 года от Народного комиссариата обороны поступило задание по обеспечению воздушной связью и авиатранспортом работы Советских контрольных комиссий (СКК) в освобождённых от фашистов странах Европы. Всем уже было очевидно, что наша Победа не за горами, однако впереди у лётчиков транспортной авиации были ещё тысячи опасных полётов, сложные миссии и, к сожалению, потери.
Армию обули за день
На заключительном этапе Великой Отечественной войны были сформированы отдельные транспортные авиаотряды ГВФ для обслуживания СКК в Финляндии, Румынии, Болгарии, Австрии, Венгрии. Более того, с освобождением Польши там была фактически воссоздана авиация – полностью за счёт советских военнослужащих и авиатехники. Так, ВВС Войска Польского организовали на базе советской 6-й воздушной армии, а для Гражданского воздушного флота страны сформировали несколько транспортных эскадрилий от ГУ ГВФ для обслуживания внутренних линий и нового правительства. Кроме того, личным составом советского ГВФ укомплектовали используемые нашей авиацией аэропорты (комендатуры) не только на территории Польши, но и в Чехословакии, Болгарии и Румынии.
Тем временем фронтовые подразделения ГУ ГВФ продолжали обеспечивать операции Красной армии при форсировании Вислы, Одера, в боях за Будапешт, в Восточной Пруссии и, конечно, в битве за Берлин. В числе основных задач – эвакуация раненых.

Самолёты 10-й ГвАТД ГВФ ежедневно эвакуировали до 830 раненых, что сопоставимо с двумя санитарными эшелонами. Всего же за март – апрель 1945 года экипажи этой гвардейской авиатранспортной дивизии эвакуировали 11 202 раненых из Торна и Бромберга в Белосток. На Данцигском направлении лётчики 69-го отдельного авиаполка ГВФ в марте – апреле вывезли 4824 раненых, разгрузив 32 передовых госпиталя, их боевые товарищи из 62-го Гвардейского отдельного авиаполка эвакуировали из предместий Берлина 1493 раненых, а на счету экипажей 23-го отдельного авиаполка 3264 раненых бойца, вывезенных из районов Дрездена и Берлина. Всего же в Берлинской операции части ГВФ выполнили 20 120 вылетов, перевезли 11 760 человек и 365 тонн грузов.
Выполняли лётчики транспортной авиации и не связанные напрямую с ведением боевых действий задачи, тем не менее очень важные для скорейшего приближения Победы. В феврале 1945 года находившаяся в наступлении 19-я армия 2-го Белорусского фронта в связи с неожиданно наступившей сильной оттепелью остро нуждалась в замене валенок на кожаную обувь. 17 февраля штаб фронта поставил задачу доставить из Белостока в Торн самолётами ботинки для бойцов 19-й армии. Уже на следующий день экипажи 3-го АТП 10-й ГвАТД ГВФ совершили 20 рейсов, перевезли 50 тонн ботинок и выполнили задание.
Изыскали –и вперёд!
В этот же период увеличился объём работ по обеспечению штабов наземных войск воздушной связью и по доставке почты. Кроме того, в операциях на территории Восточной Пруссии и Польши экипажи полков ГВФ наряду с задачами воздушной разведки часто по заданиям начальников железнодорожных войск фронтов привлекались к обследованию с воздуха станций, мостов, переправ. А в связи с возрастающими темпами наступления сухопутных войск авиаполкам ВВС приходилось часто перебазироваться ближе к линии фронта, и для обеспечения их переброски на новые аэродромы интенсивно использовались полки ГВФ.
Боевые задания по изысканию аэродромов для боевой авиации в дни наступления наших войск в Польше и перед наступлением на Берлин выполняли в основном лётчики 1-й транспортной эскадрильи 62-го ГвОАП ГВФ. В общей сложности они изыскали и обследовали 635 аэродромов и посадочных площадок.
Такие полёты проходили днём в 2-4 км от переднего края и над территорией, только что отбитой у противника. Самоотверженная работа лётчиков-изыскателей, которым зачастую приходилось совершать посадки в расположении наших наземных передовых штурмовых групп, обеспечила своевременное передислоцирование соединений и частей ВВС Красной армии, что способствовало непрерывному взаимодействию авиации с наступающими наземными войсками.
В тяжёлых наступательных операциях Красной армии завершающего этапа войны лётчики фронтовых частей и соединений ГВФ, обеспечивая боевую деятельность войск, опирались на накопленный уже боевой опыт и летали более уверенно, бесстрашно, много и с большой эффективностью.
Например, повторить опыт использования биплана По-2 в качестве ночного бомбардировщика в заключительных боях войны на территории Германии и Чехословакии пришлось молодым лётчикам 87-го ГвОАП ГВФ. Тогда эти самолёты уже были оборудованы радиостанциями УКВ, что позволяло иметь постоянную связь с КП армии и повысило эффективность вылетов. Также с 5 марта по 1 мая 1945 года лётчики 2-й ТБАЭ под командованием гвардии капитана Левина выполнили 739 боевых вылетов на бомбардировку переднего края и коммуникаций противника в районах городов Ратибор, Моравска Острава, Тропау, Цешин и других.
Деморализация с воздуха
Важную задачу выполняли экипажи 97-го ОАП ГВФ, разбрасывая листовки над населёнными пунктами Латвии, где располагались немецкие гарнизоны. Цель – разложение и деморализация противника на Курляндском полуострове. По 9 мая за 56 лётных ночей полк выполнил 402 вылета и разбросал 16 680 550 экземпляров листовок общим весом 30 тонн. Результат этой работы отражён в отзыве начальника Политуправления Ленинградского фронта:
«По приказу командующего 15 ВА полк в период с 17 ноября 1944 по 9 мая 1945 года выполнял задание Политуправления Ленинградского фронта по разбрасыванию агитационных материалов (листовок, фотоиллюстраций, газет) в тылу противника и по всему переднему краю обороны на Курляндском полуострове с целью разложения и деморализации войск. Сброс производился с высоты 400 – 600 метров, а именные листовки, адресованные конкретным частям и соединениям, – с высоты 200 – 300 метров.
С 1 января по 1 мая 1945 года мы имеем 676 перебежчиков и 703 добровольно сдавшихся в плен. Из общего количества 2987 военнопленных 815 человек имели в руках наши листовки. С 1 по 9 мая 1945 года каждый день перебегало на нашу сторону по 15-20 солдат и офицеров с нашими листовками. Пленные утверждали, что передний край немцев буквально усеян листовками. Выполненная полком задача способствовала быстрому разложению немецких солдат и офицеров в Курляндии и резкому увеличению количества сдавшихся в плен с листовками.
За умелое руководство, отвагу, мужество и чёткое выполнение заданий Политуправления фронта личному составу полка, участвовавшему в данной работе, объявляю благодарность, а наиболее отличившихся представляю к правительственным наградам.
Начальник Политуправления Ленинградского фронта генерал-майор Пигурнов».
От Дуная до Балтики
До середины февраля 1945 года 26-й ОАП ГВФ обеспечивал боеприпасами наземные части Красной армии и авиачасти 17-й Воздушной армии при ликвидации группировки войск противника в Будапеште. Тылы фронта и базы снабжения находились на восточном берегу Дуная, и снабжение боеприпасами войск фронта на западном берегу реки было крайне затруднено из-за недостаточного количества переправ, большинство из которых было сорвано ледоходом. Самолёты полка (35 машин) со срочно оборудованного аэродрома Эршекчанад в условиях снегопада, тумана и низкой облачности на высотах 50 – 75 метров за 11 дней совершили 2117 вылетов, перевезли свыше 53 тонн авиабомб и бензина, а также 605 раненых. Потерь и аварий полк не имел несмотря на то, что в экипажах было много молодых пилотов, впервые выполнявших такую работу.
15 февраля 1945 года отличился экипаж 105-го ГвОАП ГВФ лётчика Морозова со штурманом Милициным – в третий вылет на разведку обнаружили ночной аэродром Гросс Диршкайм, 4 эшелона, более 100 автомашин, 6 кораблей противника в Кёнигсбергском заливе. Также были выявлены попытки бегства немцев с мыса Кольхольтц через залив в Пиллау на морских судах, катерах и лодках. Получив донесение части 314-й ночной бомбардировочной авиадивизии, ударили по врагу и полностью уничтожили все обнаруженные цели.
По оценкам командующих фронтов и воздушных армий полки ГВФ в 1945 году с возложенными на них боевыми задачами справлялись успешно и при значительном сокращении своих боевых потерь несмотря на то, что это происходило в период, который отличался сложностью метеоусловий и возросшими масштабами боевых действий. Всего на завершающем этапе борьбы с гитлеровцами фронтовые части ГВФ выполнили 153 428 вылетов, перевезли 139 590 человек, в том числе 35 771 раненых и 10 079 тонн грузов.

На линиях союзного значения
Не менее напряжённо работали тыловые и учебные подразделения ГВФ, работники связи и радионавигации, строительных организаций «Аэрофлота». Общее количество радиообъектов к маю 1945 года достигло 363 против 304 объектов в июне 1941 года, была усовершенствована система радио-обеспечения полётов введением регулярно действующей дальней связи на расстояние более 3000 км. Самолёты, совершавшие рейсы к линии фронта, в тыл противника и за границу, имели, как правило, надёжную связь с Москвой и другими командными пунктами.
Не прекращалась подготовка кадров. За период войны учебные заведения ГВФ выпустили 39 292 авиаспециалиста, в том числе 21 838 пилотов По-2 и 2913 пилотов Ли-2 (С-47), а также 5672 пилота других типов самолётов. Прошли подготовку и переподготовку 9089 человек технического состава. Аэрофлот полностью обеспечил собственные потребности в лётно-технических кадрах и передал в ВВС и Дальнюю авиацию 20 907 пилотов и 2197 авиатехников.
После освобождения территорий заново из руин и пепла постепенно возрождались аэропорты в Донецке, Львове, Харькове, Луганске, аэропорт Жуляны в Киеве. К концу войны на Украине функционировало 11 республиканских и 37 внутриобластных авиалиний, протяжённостью свыше 20 тыс. км. Столица республики получила воздушную связь с 22 областными центрами.
В 1945 году регулярную воздушную связь с Москвой установил Минск. В западных областях Белоруссии было принято к эксплуатации более десятка аэропортов и посадочных площадок местных воздушных линий. Начались регулярные полёты на авиалиниях Гомельской, Могилёвской и Витебской областей. В том же году был открыт аэропорт в Калининграде – бывшем Кёнигсберге, в последующем подчинённый Белорусскому управлению ГВФ.
«Аэрофлот» обеспечивал также военно-строительные работы по восстановлению железных дорог и наблюдение за перегонкой скота. Доставляя грузы в освобождённые районы, лишённые других видов транспорта, реально способствовал восстановлению энергетики и машиностроения, колхозов и совхозов, объектов здравоохранения, науки и просвещения.
В мае 1945 года ГУ ГВФ было поручено закончить строительство и восстановление первоочередных объектов связи, бензохранилищ, служебных зданий в аэропортах Киев, Харьков, Львов, Одесса, Ростов-на-Дону, Воронеж, Симферополь, Минск, Рига, Вильнюс, Таллин, Внуково, отремонтировать аэровокзалы, служебные здания и гостиницы в 38 аэропортах. Особое внимание правительство в этот период уделяло организации воздушных перевозок на линиях союзного значения. И уже 1 июля вышло первое послевоенное расписание полётов «Аэрофлота». Оно предусматривало 20 регулярных воздушных маршрутов, связывающих Москву с крупнейшими городами страны, и 9 международных линий.
13 сентября по приказу начальника ГУ ГВФ все вылеты пассажирских рейсов были перенесены с центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе в Москве в аэропорт Внуково, который стал центральным гражданским аэропортом СССР и базовым для «Аэрофлота». Тогда же руководство ГУ ГВФ подготовило и представило свои предложения о переводе со штатов военного времени на штаты мирного времени. Кроме того, были подготовлены материалы по пятилетнему плану восстановления и развития ГВФ на 1946 – 1950 годы. Впереди была мирная жизнь.
Языком цифр
В 1941 – 1945 годах фронтовые части ГВФ в общей сложности произвели 1 595 943 вылетов, 10 078 из которых – на бомбардировку. Перевезено 1 538 982 солдат и офицеров (включая 346 666 раненых), 123 059 т грузов (в том числе 1679 т медикаментов, 2044 т крови, 24 998 т боеприпасов, 15 782 т почты и печати). Из тыла и в тыл противника доставлено 66 673 человека и 12 764 т различных грузов. Сброшено 44 876 десантников, 11 080 т грузов, 865 т листовок. Боевые потери личного состава – 1066 человек.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. Тыловые подразделения «Аэрофлота» не только обеспечивали нужды фронта и оборонной промышленности, но и вносили существенный вклад в развитие производительных сил Дальнего Востока, Сибири, Урала, Средней Азии. А в целях перевозки особо срочных грузов для оборонной промышленности в тылу привлекались и боевые машины. Так, в конце войны на Севере напряжённо трудились экипажи самолётов С-47 1-го авиатранспортного полка 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ под руководством майора Трутаева, перевозившие из районов Воркуты и Дудинки на заводы страны никель для изготовления боеголовок всех видов артиллерийских снарядов. Решались и очень специфические задачи. Так, в январе 1945 года командир воздушного корабля С-47 № 840 старший лейтенант Барилов в условиях полярной ночи при сложной метеообстановке выполнил полёт на архипелаг Новая Земля, откуда вывез 26 краснофлотцев и командиров с повреждённой противником подводной лодки.
Воздушные миссии Победы
Эмиль ЭГГЕРТ
gazeta@ks.chukotka.ru
Несмотря на активные военные действия, воздуш ное сообщение с другими странами в годы войны не прекращалось. Полёты выполнялись по пяти регулярным международным авиалиниям. Их протяжённость в 1945 году превысила 24 тыс. километров.
Например, в маршрутных листах экипажей 1-го АТП 10-й ГвАТД ГВФ были такие страны, как Германия, Румыния, Венгрия, Австрия, Болгария, Югославия, Финляндия, Швеция, Англия, США. А пилоты 3-й АТП 10-й ГвАТД ГВФ обслуживали ряд дипломатических и военных миссий, доставляли правительственные делегации на международные конференции.
Так, 10 – 11 февраля 1945 года экипаж капитана Бирюкова перебросил из Москвы в Бухарест и Белград румынских и югославских священнослужителей – участников церковного собора, проходившего в столице Советского Союза. Кроме того, в апреле 1945 года три экипажа полка выполнили особо важное правительственное задание по доставке представителей СССР из Москвы в Сан-Франциско на международную конференцию («КС» рассказывал об этом в прошлом номере). Полёт по маршруту Москва – Омск – Красноярск – Иркутск – Сеймчан – Уэлькаль – Фэрбанкс – Эдмонтон – Сан-Франциско в один конец получился продолжительностью 55 лётных часов за 5 суток.
17 февраля 1945 года майор Таран выполнил перелёт Москва – Лондон, куда доставил посла СССР в Англии Гусева и посла СССР в США Громыко. Полёт проходил через Иран, Африку, Францию.
В общей сложности в заключительный период войны для выполнения специальных рейсов было сосредоточено до 50 самолётов Ли-2 и С-47.
Кстати
С 8 по 9 мая 1945 года командир 19-го отдельного транспортного авиаполка ГВФ подполковник Алексей Семенков (третий слева) выполнил рейс по маршруту Москва – Берлин – Москва. В столицу поверженного Третьего рейха он доставил сотрудников Народного комиссариата иностранных дел СССР во главе с заместителем наркома Андреем Вышинским, которые занимались подготовкой Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Обратно в Москву экипаж привёз уже подписанный документ.
