НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ ПО-АМЕРИКАНСКИ: РЕАЛЬНЫЕ И ВИРТУАЛЬНЫЕ
10.08.2011

Одна из задач некоммерческого учреждения «Бизнес Центр Чукотки» – развитие этно-экологического туризма. Недавно заместитель директора организации Наталья Белоконева возвратилась из Америки, где она принимала участие в программе международных обменов посольства США «Партнерство по созданию и управлению национальных парков».
– Главная цель поездки – изучить опыт работы некоммерческих и коммерческих организаций, государственных служб на территории национальных парков, посмотреть взаимодействие этих структур между собой, – говорит она. – Ведь у нас создается национальный парк «Берингия», куда по проекту входят территории Иультинского, Провиденского и Чукотского районов.
В России национальные парки являются относительно недавним явлением. Долгое время основными особо охраняемыми природными территориями являлись заповедники и заказники. В западных странах доминируют именно национальные парки, где природу не только сохраняют, но и показывают туристам, которые за определенную плату имеют возможность насладиться уникальной флорой и фауной.
Старейшая охраняемая территория в мире – Yellowstone National Park. Акт о его создании был подписан американским президентом еще в1872 году.
Программа поездки была насыщенной. В Вашингтоне Наталья Владимировна вместе с другими участниками семинара познакомилась с работой государственных служб, курирующих работу национальных парков.
– Каждый национальный парк борется за привлечение туристов. Чем больше людей его посетят, тем на большую финансовую поддержку от государства и различных организаций он может рассчитывать, – делится своими впечатлениями Наталья.
В рамках программы группа имела возможность не только прослушать курс лекций в Вашингтонском университете на кафедре лесного хозяйства, но и посетить национальный парк этого штата «Олимпик».
Интересуюсь, все ли национальные парки действуют по одним законам.
– Нет, – отвечает моя собеседница, – очень многое регулируется законами штатов, которые могут быть даже противоречащими друг другу. Самым интересным в этой поездке для меня было посещение штата Аляска, так как там схожие с нашими климатические условия, транспортная схема, традиции коренных народов.
ИНТЕРНЕТ-АЛЬТЕРНАТИВА
– А много ли туристов посещают парки Аляски? – спрашиваю.
– Им трудно соревноваться по посещению туристов с другими парками США, более доступными географически, – улыбается Наталья Владимировна, – когда мы говорили в Вашингтоне, что отправляемся на Аляску, многие нам завидовали. Проезд до Аляски обходится так же дорого, как у нас на Чукотку. Но в Америке активно развивают виртуальный туризм, и здесь Аляска ничуть не проигрывает.
Каждый национальный парк не просто имеет свой сайт, но и предоставляет различные интернет-сервисы. Так можно совершить on-line экскурсию, пройти обучение на рейнджера (с получением настоящего диплома), в режиме реального времени следить за изготовлением традиционной лодки, принимать участие в проектах национального парка. Естественно, все за небольшую плату. Самые активные виртуальные туристы имеют шанс выиграть поездку в парк, возможность поработать экскурсоводом.
Такое стремительное развитие информационных технологий стирает расстояния.
КАК ЗАРАБОТАТЬ?
Меня заинтересовало, могут ли наши местные жители, по мнению Натальи Белоконевой, получать прибыль от посещения их сел туристами.
Она отвечает: «На Чукотке, в силу ее расположения, целесообразно развивать в первую очередь такие виды туризма, как круизный, познавательный и этно-экологический. Именно эта специфика округа легла в основу программы «Развитие туризма как формы реальной трудозанятости населения Чукотского АО», которая реализуется некоммерческим учреждением «Бизнес Центр Чукотки». Казалось бы, какая связь между круизным и этно-экологическим туризмом? На самом деле эти виды туризма тесно связаны. Туристы, приезжая на Чукотку, желают увидеть не только
первозданную арктическую природу, но и познакомиться с уникальными традициями и самобытной культурой коренных жителей Севера. Не зря мы говорим, что Чукотка – это мир настоящих людей. Наше главное богатство – люди. Когда судно заходит в какой-то населенный пункт, прибыль получает порт, но наша главная задача, чтобы экономическую выгоду получали жители национальных сел. Но для этого нужно предоставить туристам пакет услуг, за который можно брать плату. Это облагороженная территория, где туристы смогут отдохнуть, попробовать блюда традиционной кухни, посмотреть выступление фольклорных коллективов, получить информационный раздаточный материал, приобрести сувенирную продукцию».
Так как же национальные парки в той же Аляске зарабатывают деньги?
Наталья Владимировна объясняет: «Различные некоммерческие организации имеют права производить и продавать на территории парка и за его пределами продукцию с его символикой. Все вырученные деньги идут на развитие охраняемой территории. Эти же организации оказывают паркам всевозможную консультационную помощь, привлекая специалистов в области экологии, юриспруденции. Также парки получают средства от договоров с коммерческими организациями, которые активно конкурируют друг с другом за право обслуживать туристов: привозить, кормить, размещать в гостиницах. В каждом парке создана вся необходимая инфраструктура. Национальные парки ежегодно посещают миллионы человек, что приносит ощутимую прибыль. Конечно, чем дольше фирма сотрудничает с парком и чем у нее солиднее репутация, тем выше ее шансы получить контракт».
КАРТИНУ ПОРТЯТ БОЧКИ
Интересуюсь у Натальи Владимировны: «А что касается экологии, в чем вы видите для себя первоочередную задачу?».
– Первое, что бросается в глаза во многих населенных пунктах, куда заходят туристы, – с сожалением произносит она,– это разбросанные бочки из-под топлива. Под эгидой «Красного Креста Чукотки», совместно с международными организациями Бизнес Центр Чукотки уже работал по программе «Чистый берег, чистая тундра» по очистке села Лорино от неутилизированной бочкотары. Однако проблема загрязнения окружающей среды до сих пор не потеряла своей актуальности, и ее разрешение важно не только для Чукотки, но и для Аляски. Важным итогом этой поездки было то, что обе стороны – и российская, и американская, пришли к пониманию необходимости сохранения Берингийского наследия, в том числе и экологии наших арктических территорий.
Наталья Владимировна уверена, что необходимо поднять вопрос о сохранении экологии культуры народов Севера, которое включает государственные действия по развитию культуры в экологическом единстве с природной средой. Культурно-хозяйственные территории народов Севера – это принципиально новое политическое и юридическое понятие, и его реализации послужит создание культурно-экологических парков, в которых необходимо предоставить коренному населению исключительное право использования этих территорий.
ИЗМЕНИ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ
На Аляске наша землячка побывала в городах Ном, Анкоридж, поселке Шишмарев, где встречалась с коренными жителями.
– Отрадно, что коренные жители Аляски принимают активное участие в проектах, направленных на улучшение качества их жизни, – рассказывает На-
талья Белоконева, – Они выстраивают определенную политику, в том числе и в отношении туристов.
Наталья Владимировна отметила, что коренные жители, с которыми она общалась, не только вносят предложения, многие проекты они разрабатывают сами, в том числе привлекают средства для их реализации.
И на Чукотке действуют программы поддержки инициатив местных жителей. Так, например, Фонд социального развития «Купол» предоставляет гранты на реализацию программ по следующим направлениям: сохранение традиций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, включающие в себя методы традиционного природопользования, здравоохранение, образование и обучение, устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства. В рамках этих программ Бизнес Центр Чукотки реализует проект «Измени жизнь к лучшему». Цель этого проекта – помощь в разработке проектов и оформления отчетности по полученным грантовым средствам для осуществления предпринимательской и социально значимой деятельности.
Разумеется, все эти проекты будут успешно реализованы при поддержке административных и общественных структур Чукотки. Здесь потребуются административные ресурсы для разработки комплекса мероприятий по развитию округа. Программа «Усиление кадрового потенциала Чукотки» направлена на подготовку местных профессиональных кадров и привлечения специалистов из других регионов.
– Я уверена, что Чукотка, нисколько не уступая по своему потенциалу другим арктическим территориям, займет достойное место среди ведущих мировых национальных парков, – в заключении сказала Наталья Владимировна.