Анадырь






+ 2
ощущается как 0
80.22
90.38
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

И НА ВОЙНЕ ЕСТЬ МЕСТО ПРАЗДНИКУ

Вечер танцев в клубе аэропорта Уэлькаль. Пляшут командир корабля Павел Журавлёв и метеоролог Надежда Малиновская. Баянист – командир корабля Иван Васильев. Вячеслав ФИЛИППОВ
gazeta@ks.chukotka.ru

В предыдущих публикациях газета рассказывала о начале работы Красноярской воздушной трассы – знаменитого АлСиба, американском участке воздушного моста и самоотверженном труде перегонщиков на Чукотке. В предновогодний номер мы решили дать статью не о следующем отрезке трассы Сеймчан – Якутск, а о том, как в сложных военных условиях отцы-командиры не забывали о праздниках, старались приободрить людей добрым словом, отметить отличившихся, как-то организовать досуг и отдых. В том числе и в новогодние праздники, которые нередко превращались в суровые будни.


НАЧАЛИ С НУЛЯ
Встреча нового, 1943 года на аэродромах трассы не стала особо праздничной. Первые результаты за три месяца работы грандиозными не были. На 1 января 1943 года на советскую территорию в Уэлькаль и Марково поступило 52 истребителя и 62 бомбардировщика. Всего 114 самолётов. В Красноярск было доставлено только 38 самолётов: 23 истребителя и 15 бомбардировщиков. Остальные оставались на трассе. Причины – крайне малое количество лётных дней по погодным условиям, высокая аварийность из-за отказов американской техники в суровых условиях северной зимы.
Аэродромы ещё достраивались, с жилыми и служебными помещениями, особенно на восточных рубежах, было, мягко скажем, не очень. Но и в таких условиях политработники и тыловики умудрялись обустраивать быт лётному и техническому составу.
31 декабря 1942 года новогодний ужин готовился из следующих продуктов: сушёные капуста, картофель, морковь и лук, масло сливочное, яичный порошок, сахар, свинина, томат, консервированные овощи, лук, кукуруза, фасоль и зелёный горошек. Из напитков – спирт, какао, чай.
Первый комиссар АлСиба Константин Орлов: «Нашему брату, политработнику, важно было помнить ещё и о том, что не хлебом единым жив человек». Первый комиссар АлСиба майор Константин Орлов вспоминал: «Нашему брату, политработнику, важно было помнить ещё и о том, что не хлебом единым жив человек. И в военную годину тоже. А в местах базирования частей трассы, исключая, конечно, Красноярск и Якутск, нет ничего, что напоминало бы нечто, что называют культурно-просветительным учреждением. Значит, всё это – с нуля. Начали, между прочим, с того, что в штаты авиационных полков ввели должность начальника клуба. Клубов ещё не было, но знали, что работа у них скоро появится.
Были выписаны и отправлены самолётами по гарнизонам трассы кинопередвижки и патефоны, комплекты музыкальных инструментов и радиоприёмники, шахматы и другие настольные игры, библиотечки, разнообразный спортинвентарь. На все наши части были выписаны газеты и журналы.
Из людей 2-го перегоночного полка, который базировался в Уэлькале, мне особенно вспоминается комиссар этого полка Пыженков. Внешне был грузноват, но подвижен, в работе неутомим, решения принимал чётко и быстро. Клубом в Уэлькале считалась небольшая комната в одном из бараков, оклеенная чистенькими обоями. На стенах были плакаты, в центре – самый знаменитый в те времена плакат «Родина-мать зовёт!». Были там карта европейской части СССР, утыканная синими и красными флажками – положение на фронтах, и стенгазета полка. На столе стояли шахматы, шашки, домино. Патефон с поднятой крышкой, посмотрел на пластинку – Русланова. В углу висели домра и гитара. Баян стоял на стуле. В шкафу за стеклом – корешки книг. Причём не чувствовалось на всём наведённого лоска, что бывает при ожидании начальства. Явно, что всем постоянно пользовались».

О РЕЗУЛЬТАТАХ СМОТРА
Кинопередвижка и экран размещались в казарме. Фильмы смотрели, когда удавалось забросить их копии в столь далёкий край. Люди проводили здесь время, в коротких перерывах между повседневным изнурительным трудом.
Культурно-просветительная деятельность находила отражение и в официальных документах. Вот, например, выдержка из приказа № 0132 от 11.04.1943 г. по Красноярской воздушной трассе «О результатах смотра художественной самодеятельности в частях трассы»:
…Отмечаю лучшие показатели художественной самодеятельности 5-го перегоночного полка и 5-й авиабазы, занявшего 1 место в смотре по массовости участников, исполнению и разнообразию программы.
Индивидуальные исполнители:
– автор художественного литературно-музыкального монтажа «Славный путь Красной армии», «Провожание» автор и исполнитель на гитаре музыкального произведения «Вальс весны» – лейтенант Шевченко;
– автор и исполнитель рассказа «Маруся» – воентехник 1 ранга Фролов;
– импровизация рассказа Чехова «Хирургия» – лейтенант Афанасьев;
– исполнитель цыганской пляски и вальса-чечётки – вольнонаёмный рабочий 7 авиабазы Глущенко.
Талантов на трассе хватало, поэтому проблем с составлением репертуара концертов художественной самодеятельности не было. Среди личного состава трассы находились и певцы, и музыканты, и чтецы, и акробаты, и даже артисты цирка.
Январские морозы на трассе были столь суровы, что двигатели самолётов приходилось отогревать с помощью самодельных печек. «ЛИБЕРЕЙТОР» В ПОДАРОК
Январь 1943-го ознаменовался необычным «подарком» от американских лётчиков. В самом начале года в Якутске в течение нескольких дней был с визитом видный политический деятель США сенатор Уилки, прибывший на самолёте В-24 «Либерейтор». Так получилось, что благодаря его прилёту в нашей авиации появился первый (и бесплатный!) экземпляр машины этого типа (по ленд-лизу она не поставлялась).
Дело в том, что американский экипаж, понадеявшись на свою технику, не учёл сильнейших якутских морозов. В итоге за несколько дней, не прогревая моторы, самолёт проморозили напрочь. От помощи в подогреве нашими самодельными печками американцы по каким-то причинам отказались. С большим трудом лётчики запустили машину, однако вновь допустили непростительную ошибку. Не прогрев двигатели на малых оборотах, они «дали газу» и пошли на взлёт. Оторвались от ВПП, после чего на высоте 30 метров у них отказал один мотор и из-за замёрзшей гидросистемы не убралось шасси. Малая высота и скорость позволили с крутым разворотом совершить жёсткую посадку, в результате которой самолёт выкатился за пределы полосы и уткнулся в сугроб. К счастью, никто не пострадал. Сенатора с сопрово-ждающими и экипажем отправили на Аляску транспортным самолётом АлСиба. А «Либерейтор» его второй пилот… подарил начальнику перегоночной трассы Илье Мазуруку.
Как выяснилось, самолёт был личной собственностью американского лётчика, выходца из богатой семьи. Подарок был юридически узаконен нотариусом, а «Либерейтор» умелые руки борттехников – выходцев из Полярной авиации Коваленко, Чечина и Островенко поставили «на крыло». Мазурук лично обкатал «подарок» и в апреле перегнал его в Москву.
Бывало, что «бой курантов» советские лётчики встречали в воздухе. Так, 31 декабря 1943 года экипаж капитана Петра Гамова днём перегнал В-25 из Фэрбанкса в Ном, а ночью уже на С-47 привёз лётчиков из Нома в Фэрбанкс.
Новый, 1944 год «алсибовцы» встречали уже совсем с другим настроением – условия работы на трассе сильно изменились в лучшую сторону. Были полностью отстроены необходимые жилые и служебные здания. У авиаторов появились приличные гостиницы и столовые, были организованы подсобные хозяйства при аэропортах, благодаря которым в меню всё время были свежее мясо и овощи.

ПОБЕДНЫЙ 45-Й
1944 год для перегонщиков трассы выдался самым результативным. Сказывался приобретённый личным составом опыт и высокий уровень оснащения трассы. На фронтах господство в воздухе было за советской авиацией, бои шли за пределами СССР, и потому необходимость в поставках самолётов к концу 1944 года стала спадать. Но было ясно, что неизбежен конфликт с восточным недружелюбным соседом – Японией. Поэтому командование приняло решение часть самолётов оставлять на авиабазах хранения Сибирского военного округа и Забайкальского фронта с целью создания резерва на случай войны с Японией.
Подвиг перегонщиков, изыскателей, строителей, инженерно-технического состава, политработников, не остался неоценённым.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленную при этом доблесть и мужество 1-я перегоночная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени. 551 человек из личного состава дивизии и Управления воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль за успешное выполнение заданий Правительства по воздушно-транспортным перевозкам для фронта, перегонку материальной части для боевых авиационных частей действующей армии и отличные показатели в работе были удостоены боевых орденов и медалей. Так что Новый, 1945 год герои АлСиба встречали с новенькими наградами на гимнастёрках.
А самый неожиданный приказ о награждении работников трассы появился 12 декабря 1945 года, уже после окончания войны на Дальнем Востоке.
Отличился самый восточный форпост трассы – коллектив аэропорта Анадырь под руководством капитана Серафима Иванова, который во время функционирования трассы отвечал за приём и хранение поступающих морским путём из США грузов и последующую их доставку в аэропорты АлСиба.
В конце навигации 1945 года личный состав аэропорта Анадырь получил важное задание: принять и организовать разгрузку бойцов и имущества 126-го горно-стрелкового корпуса, прибывшего в Анадырь на место постоянного базирования. Это было сделано чётко и в кратчайшие сроки.
Начальник аэропорта Анадырь Серафим Иванов (сидит второй справа) был награждён орденом Отечественной войны 1 степени за образцово проведённую навигацию 1945 года. Из наградного листа на капитана С. Ф. Иванова от 2.12.1945 г.: «…В навигацию 1945 года обеспечил выполнение планов переброски грузов в другие порты при максимальном сохранении плавсредств. За время навигации плавбазой аэропорта вывезено в другие порты 8390 тонн грузов, выгружено с пароходов свыше 6 тысяч тонн грузов, тем самым обеспечена нормальная работа по перегонке боевых самолётов другими аэропортами. В конце навигации 1945 года отлично организовал разгрузку 126-го лёгкого горно-стрелкового корпуса. Выгрузили 11 транспортов, что составило 30 тысяч тонн грузов. В сравнительно короткое время все грузы были выгружены самоходными баржами и доставлены на берег, что способствовало ускорению строительства военного городка и жилья для частей корпуса. Достоин награждения орденом Отечественной войны 1 степени.
Начальник штаба 126 горно-стрелкового корпуса полковник Мацнев. 2.12.1945».
Это только один из 69 наградных листов. За выполнение правительственного задания практически 100 % личного состава аэропорта были отмечены боевыми наградами. Четверо награждены орденами Отечественной войны 1 степени, трое – орденами Отечественной войны 2 степени, 26 – орденами Красной Звезды, 21 – медалями «За боевые заслуги» и 15 – орденами Славы 3 степени. Такого всеобщего награждения история трассы не знала. Командир горно-стрелкового корпуса оценил вклад каждого – от начальника аэропорта до рядовых бойцов.
300 экземпляров книги «АлСиб – крылья победы» поступили на Чукотку. В январе 2021 года часть тиража будет передана в муниципалитеты. «Книга разойдётся по школам и библиотекам районов и городских округов Чукотки. Часть предназначена для научных библиотек в разных городах России. Конечно, нам хотелось бы провести презентацию в Анадыре с автором книги Борисом Мельниковым, но, к сожалению, из-за ограничений по коронавирусу мероприятие провести невозможно», – цитирует ИА «Чукотка» председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Чукотского АО Владимира Девяткина. Издание книги было предусмотрено окружной программой «Создание региональной системы сохранения историко-культурного наследия Чукотки». Конкурс выиграл Центр археологических исследований, а проектом руководил член правления Омского отделения Русского географического общества Борис Мельников, который в 2006 году проводил исследования по истории АлСиба на Чукотке.